Найти тему
ПроАвтобизнес

Как «подбирались» к АвтоВАЗу

Как известно, в мировом автопроме тема интеграции, а также создания союзов и альянсов давно является рабочей и актуальной. Но сегодня для российского автопрома это больше не актуально, как ранее этот вопрос стал не актуальным для иранского автопрома. Тем не менее, и наш автопром, и иранская автоиндустрия все же вкусили плоды глобализации.

Но наш материал мы посвятили несколько иному вопросу. Тем более нашелся подходящий повод. На текущий 2024 год пришлись две юбилейные даты и события, которые даже не косвенным, а скорее, прямым образом, имеют отношение к отечественному автопрому и российскому авторынку.

Объяснимся, углубив свой взгляд в недавнюю историю. Как известно, более трети века назад пала "берлинская стена", этакий символ послевоенного разделения Европы. Для западно-европейских компаний, в том числе автомобильных, открылся весьма большой и емкий рынок стран Восточной Европы. Каждая из них, конечно, заявилась на какой-то кусок от него. Первое состязание было устроено чешским правительством, которое выставило на продажу 30% пакет акций автомобилестроительной компании Skoda Auto. Как известно, в этой схватке победу одержал немецкий Volkswagen. Но в ней участвовал и второй игрок. Это был французский Renault.

Подписание соглашение о продаже 30% пакета акций Skoda Auto немецкому Volkswagen 28 марта 1991 года
Подписание соглашение о продаже 30% пакета акций Skoda Auto немецкому Volkswagen 28 марта 1991 года

Все 90-ые годы прошлого века характеризовались вектором экспансии западно-европейских компаний на восток. И, наверное, заключительным аккордом этого процесса стало приобретение французским Renault румынского автостроителя Dacia. Произошло это ровно четверть века назад в 1999 году. Это первый юбилей, который отмечается в эти дни. В те годы румынский автопроизводитель находился в не самом лучшем финансовом состоянии. Это был локальный производитель, ориентированный только на местный рынок со своим морально устаревшим модельным рядом. И покупка 51% акций стала первой поддержкой гранда европейского автопрома, затем пакет увеличили до 99,3%. В короткие сроки был выведен новый автомобиль Dacia Solenza. В течение пяти лет был модернизирован автозавод, инвестиции составили более 500 млн евро. И тут мы уже подходим ко второму событию и юбилею.

А вот второй юбилей уже более тесно связан с российским авторынком. Сегодня румынский автопроизводитель отметил его выпуском специальной серии ХХ. Прошло два десятилетия с того момента, как на свет появился первый автомобиль Dacia Logan, сыгравший колоссальную роль в истории как румынской, так и французской автоиндустрии. Да и российской тоже.

Официально представленный в июле мировой автомобильной аудитории (презентация происходила во Франции в присутствии приглашенных журналистов ведущих автомобильных изданий) первый автомобиль доехал до первого покупателя в конце сентября. То есть 20 лет назад.

Dacia Logan первого поколения
Dacia Logan первого поколения

Logan за эти 20 лет прошел путь от «гадкого утенка» до вполне приличного седана в третьем поколении. Второе поколение появилось в 2012 году, третье – в 2020 г. Модельный ряд Dacia уже через несколько лет развивался в направлении диверсификации. Вслед седаном в 2008 году появился хэтчбек Sandero, ставшим лидером европейского авторынка в прошедшем августе. Также Logan стал прародителем кроссовера Duster, универсала Jogger и других грузопассажирских версий румынского бренда. А собственно автомобили марки Dacia стали производиться не только в Румынии, но и в Марокко.

Logan третьего поколения выпускается с 2020 года
Logan третьего поколения выпускается с 2020 года

Всего за эти годы продано 1 280 тыс. экземпляров седанов Logan, в том числе за пределами Румынии 695 тыс. автомобилей. А если добавить различные вариации автомобиля MCV (универсал), пикап, фургон, то цифра взлетит за 2 миллиона. Примечательно, но сегодня главный рынок сбыта автомобиля Dacia Logan - это Румыния. Это подтверждают национальные сайты Dacia, где эту модель можно обнаружить только в ряде восточно-европейских стран, типа Сербии. А вот в соседних Хорватии или Словении, например, его не оказалось.

Юбилейная спецверсия Logan XX
Юбилейная спецверсия Logan XX

Для румын двадцатилетие - это знаковый рубеж, в честь которого они выпустили ограниченную партию юбилейной спецверсии Dacia Logan ХХ.

В салоне юбилейной спецверсии Logan XX
В салоне юбилейной спецверсии Logan XX

Статистика по России для Logan считается отдельно, ведь он выпускается и продается под ромбиком Renault. Всего с 2005 по 2023 год автомобилей этой модели разных поколений, которая на нашем рынке называется Renault Logan, продано 808 тысяч седанов. Первоначально с 2005 года эта модель выпускалась на московском заводе Автофрамос (сегодня МАЗ Москвич). Но к 2012 году, на АвтоВАЗе была смонтирована новая конвейерная линия на месте старой первой нитки главного конвейера волжского автозавода.

Завод "Автофрамос" в Москве первоначально был совместным предприятием московского правительства и Renault (Автомобили Франция Москва)
Завод "Автофрамос" в Москве первоначально был совместным предприятием московского правительства и Renault (Автомобили Франция Москва)

И 12 лет назад на ней начался выпуск второго поколения автомобиля Logan. В строительство и оснащение этой линии альянса вложено было более 400 млн евро. Эту сумму в альянсе поделили пропорционально планируемым объемам выпуска моделей под разными марками: половину внес Renault, четверть - Nissan и четверть - АвтоВАЗ. Здесь помимо Renault Logan и Sandero выпускали Nissan Almera и Lada Largus и XRay.

Второе поколение Logan
Второе поколение Logan

Но это уже промежуточные итоги, а в заголовке ведется речь о том, как "подкатывали" к АвтоВАЗу. Все очень просто, ведь восточный вектор Renault после поглощения румынской Dacia не изменился. В восточно-европейских активах французского Renault есть и завод Revoz в Словении, и предприятие Renault-Oyak в Турции.

Но самый ценный зарубежный актив французского автопроизводителя все же непродолжительное время (2008-2022 гг) находился в России. И это был не только столичный завод Автофрамос (Рено Россия), а в большей степени АвтоВАЗ.

И в соперничестве за привлекательный российский актив "схлестнулись" старые соперники. В этой связи даже вспоминается давнишняя, более чем полувековой давности история создания волжского автогиганта. Борьба шла между французским Renault и итальянским FIAT. Наш канал в начале прошлого года рассказывал об этом, материал по ссылке.

Но обо всем по порядку. АвтоВАЗ объявил о поиске стратегического партнера в феврале 2006 года. Первым откликнулись французы. 30 мая на АвтоВАЗ прибыла делегация во главе с вице-президентом Renault Патриком Пилатом. Они осмотрели завод, ознакомились с документами. Далее начались переговоры, предметом которых стала продажа платформы Logan (B0) АвтоВАЗу в обмен на 20% пакет его акций. Тогда российский автогигант контролировал «Рособоронэкспорт», руководители которого взвесив «за» и «против» отклонили предложение французской стороны. В ответ французы объявили, что они удваивают мощности московского завода «Автофрамос». А АвтоВАЗ, в свою очередь, заявил о сотрудничестве с канадской Magna. Пути дороги разошлись, но не надолго.

Осенью 2007 года объявляется еще один претендент на актив из Тольятти. Это был итальянский FIAT. Но, видимо, итальянские условия не удовлетворили представителей «Рособоронэкспорта» и 7 декабря 2007 года представители российской компании заявили о выборе стратегического партнера, коим стал французский автопроизводитель Renault. Уже на следующий день в Тольятти был подписан меморандум о взаимопонимании между сторонами. А после согласования всех документов 29 февраля 2008 года был подписан договор о покупке 25% акций плюс одна акция АвтоВАЗа за $1 млрд. А дальнейшее нам хорошо известно.

Рубен Варданян (Тройка Диалог), Карлос Гон (альянс Renault-Nissan), Сергей Чемезов (Ростехнологии) и Игорь Комаров (АвтоВАЗ) на церемонии подписания договора
Рубен Варданян (Тройка Диалог), Карлос Гон (альянс Renault-Nissan), Сергей Чемезов (Ростехнологии) и Игорь Комаров (АвтоВАЗ) на церемонии подписания договора

источник

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz