Удивительно, но если поставить вопрос, какая страна больше всех экспортирует автомобилей на объединенный европейский рынок, то вряд ли можно услышать правильный ответ. Выбирать есть из чего – Япония, Китай, Индия, Турция. Но все ответы будут неверными.
Причина в том, что сознание большинства людей формируется благодаря беглому прочтению заголовков. Никто не будет углубляться в осознание реальности, тем более углубляться в статистику и анализ.
Удивлению не будет пределов, поскольку ведущим экспортером в Евросоюз являются не выше перечисленные азиатские автомобильные гиганты. Больше всех на рынки Старого континента поставила автомобилей североафриканское государство - Королевство Марокко!!! Неожиданно?
В прошлом году этот «новоявленный» гигант мировой автоиндустрии произвел 535 тысяч автомобилей. Казалось бы, не так много, но 88% выпущенных автомобилей ушло на экспорт, в большинстве своем в Европу. По последним данным автомобильная отрасль дает в бюджет страны $13,7 млрд. Это больше, чем традиционная экспортная отрасль Марокко – добыча и экспорт фосфатов.
Причем автоиндустрия Марокко находится на подъеме – экспорт в прошлом году вырос на 30%. Помимо готовых автомобилей набирает обороты и отрасль автокомпонентов.
Кто же выступает «актором» автопрома этой небольшой североафриканской страны? Прежде всего французские компании. Например, Renault Group представлены сразу двумя автосборочными площадками. Одна из них COMACA, расположенная в Касабланке старая, работающая с 1959 года, но выкупленная в полное владение французской группой в 2019-м. По итогам прошлого года выпустила около 95 тыс. автомобилей Dacia Logan и Sandero. Автомобили этой румынской марки собирает с 2005 года (практически как Автофрамос в Москве).
Вторая площадка – относительно новый завод в Танжере. Открыт в 2012 году (одновременно, когда на АвтоВАЗ был осуществлен перенос из Москвы производство автомобилей Renault). Марокко - это основная площадка по выпуску лидера европейского авторынка - популярного хэтчбека Dacia Sandero. В 2023 году произведено 199 304 автомобилей этой модели. Также здесь выпускают грузопассажирские Dacia Dokker и Dacia Lodgy (см.фото). Кроме того, с конвейера сошли более 84 тысяч автомобилей Renault Nouvel Express.
Как видно, успехи румынской марки Dacia обусловлены трудом марокканских работников на этих площадках. А французская группа применила весьма разумное разделение труда: румынская площадка отдана под выпуск кроссовера Dacia Duster (209 982 шт. в 2023 г.) и универсала Jogger (97 872), а популярный в Европе хэтчбек Sandero собирают в Северной Африке.
Чем же так привлекательна Марокко для глобальных автомобильных концернов? Во-первых, географическое положение по отношению к Старому континенту. Марокко, расположено всего в 14 километрах от Испании, считается воротами Европы в Африку.
Во-вторых, проведением внятной и стабильной государственной политики по отношению к иностранным инвесторам. Одной из таких инициатив стал План промышленного ускорения Марокко на период 2014-2020 г. В-третьих, создание особых экономических зон и промышленных парков с благоприятными условиями для инвестиций. И, наконец, квалифицированный персонал и низкие производственные затраты. Вот та основа, на которой стала развиваться автомобильная индустрия страны.
И, конечно же, еще один глобальный автопроизводитель и его промышленная площадка, которая расположена в Кенитре, в 40 км от столицы страны Рабата. Речь идет о Stellantis. А точнее его французском предшественнике - PSA. Французский автопроизводитель Peugeot заложил здесь новое предприятие, которое функционирует с 2019 года. Начинали с производственной мощности в 100 тысяч авто в год модели популярного хэтчбека Peugeot-208. Затем мощности удвоили. Теперь снова работают над удвоением, после чего производственной мощность составит 400 тысяч автомобилей, в том числе 50 тысяч электромобилей. Примечательно, что сегодня локализация выпускаемых здесь автомобилей достигла 69%, поскольку рядом здесь же в Марокко сложился автомобильный кластер с автокомпонентными производствами ведущих производителей автомобильных узлов и деталей.
Наличие такой площадки в Марокко играет большую роль в планах Stellantis, группы, которая выпускает автомобили на африканском континенте.
«Глобальные амбиции Stellantis выиграют от устойчивых темпов развития в этом регионе Африки Ближнего Востока, которые призваны способствовать созданию третьей движущей силы (площадки) для Stellantis наряду с Северной Америкой и Европой»,- сказал Карлос Таварес, генеральный директор Stellantis.
Вот так Марокко интегрируется в мировую автоиндустрию, аналогично тому, чем российский автопром занимался два десятилетия до 2022 года. Опыт Марокко не слишком уникален, даже типичен, поскольку такую модель построила и Турция, и ряд постсоветских стран, где автоиндустрия стала мощным локомотивом экономического развития.
Сегодня вектор развития российской автоиндустрии развернулся на 180 градусов. Страна и ее автоиндустрия встала на рельсы, ведущие в иранскую модель. Автопром в Иране – третья отрасль по значению после нефтяной и газовой. Иранский автопром все чаще ставят в пример российскому – в Иране есть своя автоматическая коробка передач, а в России нет. Но эта тема отдельного разговора, к которому стоит вернуться.
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz