Найти тему
ПроАвтобизнес

Как вырастают автомобильные гиганты, или как заработать на автопроме

Peugeot-208 на конвейере завода в Марокко
Peugeot-208 на конвейере завода в Марокко

Удивительно, но если поставить вопрос, какая страна больше всех экспортирует автомобилей на объединенный европейский рынок, то вряд ли можно услышать правильный ответ. Выбирать есть из чего – Япония, Китай, Индия, Турция. Но все ответы будут неверными.

Причина в том, что сознание большинства людей формируется благодаря беглому прочтению заголовков. Никто не будет углубляться в осознание реальности, тем более углубляться в статистику и анализ.

Удивлению не будет пределов, поскольку ведущим экспортером в Евросоюз являются не выше перечисленные азиатские автомобильные гиганты. Больше всех на рынки Старого континента поставила автомобилей североафриканское государство - Королевство Марокко!!! Неожиданно?

В прошлом году этот «новоявленный» гигант мировой автоиндустрии произвел 535 тысяч автомобилей. Казалось бы, не так много, но 88% выпущенных автомобилей ушло на экспорт, в большинстве своем в Европу. По последним данным автомобильная отрасль дает в бюджет страны $13,7 млрд. Это больше, чем традиционная экспортная отрасль Марокко – добыча и экспорт фосфатов.

Причем автоиндустрия Марокко находится на подъеме – экспорт в прошлом году вырос на 30%. Помимо готовых автомобилей набирает обороты и отрасль автокомпонентов.

-2

Кто же выступает «актором» автопрома этой небольшой североафриканской страны? Прежде всего французские компании. Например, Renault Group представлены сразу двумя автосборочными площадками. Одна из них COMACA, расположенная в Касабланке старая, работающая с 1959 года, но выкупленная в полное владение французской группой в 2019-м. По итогам прошлого года выпустила около 95 тыс. автомобилей Dacia Logan и Sandero. Автомобили этой румынской марки собирает с 2005 года (практически как Автофрамос в Москве).

Модельный ряд завода в Танжере
Модельный ряд завода в Танжере

Вторая площадка – относительно новый завод в Танжере. Открыт в 2012 году (одновременно, когда на АвтоВАЗ был осуществлен перенос из Москвы производство автомобилей Renault). Марокко - это основная площадка по выпуску лидера европейского авторынка - популярного хэтчбека Dacia Sandero. В 2023 году произведено 199 304 автомобилей этой модели. Также здесь выпускают грузопассажирские Dacia Dokker и Dacia Lodgy (см.фото). Кроме того, с конвейера сошли более 84 тысяч автомобилей Renault Nouvel Express.

Марокканская продукция румынского бренда Dacia
Марокканская продукция румынского бренда Dacia

Как видно, успехи румынской марки Dacia обусловлены трудом марокканских работников на этих площадках. А французская группа применила весьма разумное разделение труда: румынская площадка отдана под выпуск кроссовера Dacia Duster (209 982 шт. в 2023 г.) и универсала Jogger (97 872), а популярный в Европе хэтчбек Sandero собирают в Северной Африке.

Чем же так привлекательна Марокко для глобальных автомобильных концернов? Во-первых, географическое положение по отношению к Старому континенту. Марокко, расположено всего в 14 километрах от Испании, считается воротами Европы в Африку.

Peugeot-208 из Марокко
Peugeot-208 из Марокко

Во-вторых, проведением внятной и стабильной государственной политики по отношению к иностранным инвесторам. Одной из таких инициатив стал План промышленного ускорения Марокко на период 2014-2020 г. В-третьих, создание особых экономических зон и промышленных парков с благоприятными условиями для инвестиций. И, наконец, квалифицированный персонал и низкие производственные затраты. Вот та основа, на которой стала развиваться автомобильная индустрия страны.

Панорама завода в Кенитре
Панорама завода в Кенитре

И, конечно же, еще один глобальный автопроизводитель и его промышленная площадка, которая расположена в Кенитре, в 40 км от столицы страны Рабата. Речь идет о Stellantis. А точнее его французском предшественнике - PSA. Французский автопроизводитель Peugeot заложил здесь новое предприятие, которое функционирует с 2019 года. Начинали с производственной мощности в 100 тысяч авто в год модели популярного хэтчбека Peugeot-208. Затем мощности удвоили. Теперь снова работают над удвоением, после чего производственной мощность составит 400 тысяч автомобилей, в том числе 50 тысяч электромобилей. Примечательно, что сегодня локализация выпускаемых здесь автомобилей достигла 69%, поскольку рядом здесь же в Марокко сложился автомобильный кластер с автокомпонентными производствами ведущих производителей автомобильных узлов и деталей.

Наличие такой площадки в Марокко играет большую роль в планах Stellantis, группы, которая выпускает автомобили на африканском континенте.

«Глобальные амбиции Stellantis выиграют от устойчивых темпов развития в этом регионе Африки Ближнего Востока, которые призваны способствовать созданию третьей движущей силы (площадки) для Stellantis наряду с Северной Америкой и Европой»,- сказал Карлос Таварес, генеральный директор Stellantis.

Вот так Марокко интегрируется в мировую автоиндустрию, аналогично тому, чем российский автопром занимался два десятилетия до 2022 года. Опыт Марокко не слишком уникален, даже типичен, поскольку такую модель построила и Турция, и ряд постсоветских стран, где автоиндустрия стала мощным локомотивом экономического развития.

Сегодня вектор развития российской автоиндустрии развернулся на 180 градусов. Страна и ее автоиндустрия встала на рельсы, ведущие в иранскую модель. Автопром в Иране – третья отрасль по значению после нефтяной и газовой. Иранский автопром все чаще ставят в пример российскому – в Иране есть своя автоматическая коробка передач, а в России нет. Но эта тема отдельного разговора, к которому стоит вернуться.

источник

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz