Сам Пушкин тоже иллюстрировал "Евгения Онегина", в частности, известен его рисунок, где он изобразил своего героя беседующим с собой, автором, на брегах Невы. Этот рисунок появился как реакция на иллюстрации А.В. Нотбека, сделанные к изданию 1828 года. Иллюстрации эти отличные, но Пушкин отнесся к ним со свойственной ему иронией, отозвавший непринужденными строками.
Про этот рисунок (ниже) он писал:
Вот перешед чрез мост Кокушкин,
Опершись жо*ой о гранит,
Сам Александр Сергеич Пушкин
С мосьё Онегиным стоит.
Не удостоивая взглядом
Твердыню власти роковой,
Он к крепости стал гордо задом:
Не плюй в колодец, милый мой.
Несмотря на иронию, Пушкин благосклонно отнесся к иллюстрациям Нотбека. Образ Онегина в них вполне соответствует романному: модный молодой человек с красивым лицом.
Последующие иллюстраторы тоже не упускали возможности показать гуляющих и беседующих Онегина и Пушкина. "Условий света свергнув бремя, Как он, отстав от суеты, С ним подружился я в то время. Мне нравились его черты, Мечтам невольная преданность, Неподражательная странность И резкий, охлажденный ум".
На рисунке Дмитрия Белюкина Пушкин и Онегин говорят о чем-то серьезном, хотя и выглядят легкомысленными франтами.
Белюкин вообще сделал прекрасные иллюстрации к "Евгению Онегину". В его интерпретации главный герой рыжеват, в отличие от обычного брюнетистого образа. И очень элегантен.
В середине ХХ века превосходные иллюстрации сделала Лидия Тимошенко. Вот ее Онегин первых страниц романа — юн, красив, сидит перед туалетным столиком, смотрится в зеркало. Как мы помним, Евгений был модником, "как денди лондонский" и много времени уделял своей внешности.
В начале ХХ века прекрасные иллюстрации к роману сделала Елена Самокиш-Судовская. Они цветные, в них играет каждая деталь. Вот Онегин и Ленский прибыли к Лариным. Татьяна сидит с книжкой. Она смущена при виде блестящего столичного молодого человека, которого ей представляет Владимир.
А вот так эта же художница изобразила объяснение Онегина и Татьяны.
Сцена дуэли Онегина и Ленского многократно изображена разными художниками, есть даже полноценное полотно Ильи Репина. Но я хочу привести вот этот рисунок Белюкина, показывающий момент после поединка, когда до Онегина дошло, что же он наделал: из-за пустяка, каприза убил друга...
Также много иллюстраций сцены встречи Онегина и Татьяны на балу, где Татьяна — уже жена генерала, светская дама, красавица. Я решила показать иллюстрацию Юрия Игнатьева. Эта акварель сделана без детализации, но общая атмосфера, характер ситуации переданы великолепно. Онегин смущен, растерян... Татьяна смотрит на него без улыбки.
И, наконец, последнее объяснение и отказ Татьяны — тоже популярный сюжет для иллюстраторов. Самокиш-Садковская показала его как момент сожаления. Онегин понимает, что упустил свое счастье. Уже всё поздно.