Найти тему

День учителя: самые светлые воспоминания о школе

5 октября в России отмечается День учителя. Праздник, который любят и ждут все – педагоги, принимающие поздравления и все остальные – учившиеся в школе давно или обучающиеся сейчас. Самыми светлыми, добрыми и милыми воспоминаниями о своих школьных годах и запомнившихся педагогах сегодня делятся учёные КНИТУ.

«Новогоднюю игрушку, подаренную учительницей музыки, храню до сих пор»

Юлия Щербакова, кандидат биологических наук, доцент кафедры пищевой биотехнологии КНИТУ
Юлия Щербакова, кандидат биологических наук, доцент кафедры пищевой биотехнологии КНИТУ

- Одно из самых ярких воспоминаний связано с учителем по специальности в музыкальной школе – Семёновой Ириной Владиславовной. Она взяла меня к себе в группу, когда моя прежняя учительница перевелась в другую школу в связи с переездом. Это совпало с непростым периодом, когда нагрузка в предвыпускном классе музыкальной школы накладывалась на общеобразовательную. На тот момент обучение в музыкальной школе давалось нелегко, хотелось, как большинство одноклассников, вернувшись домой после школы, пойти гулять. Именно, благодаря Ирине Владиславовне, которая умела найти подход к каждому ученику, дать играть «правильное» произведение, я и окончила музыкальную школу. Первый год у неё был нелёгким: строгая, требовательная, часто назначала дополнительные занятия, чтобы восполнить все мои пробелы. Но, несмотря на строгость, она обладала какой-то удивительной аурой, от неё веяло теплом. Никогда не забуду её слегка полные, поразительно упругие подушечки пальцев, которые так бегло и аккуратно скользили по клавишам. Приходя после урока, домой, несмотря на усталость, хотелось сесть за инструмент и сложить все эти сложные ноты в мелодию, ту, которую играла она в классе. Таким произведением для меня стала «Слеза» М.П. Мусоргского… А потом был новогодний концерт в музыкальной школе. В качестве поощрения Ирина Владиславовна подарила своим ученикам по елочной игрушке, которые сама купила к этому дню. Эту стеклянную шишку я до сих пор каждый Новый год вешаю на елку, с теплотой вспоминая своего учителя.

«Заходила в класс физики, брала указку и проводила урок для «невидимых» учеников»

Резеда Багатова, методист химического лицея КНИТУ
Резеда Багатова, методист химического лицея КНИТУ

- Моя первая учительница Лидия Михайловна Филюшина – эталон интеллигентности и жизнерадостности, педагогического мастерства и интеллекта. Мы, ученики, были восхищены ею. Её уверенная, размеренная походка, всегда безупречный внешний вид, ухоженные волнистые волосы и голос, как журчание ручья - этот образ моего первого учителя я с нежностью храню в своем сердце! Лидия Михайловна открыла для меня мир знаний, глубокий и безграничный, научила ценить время и двигаться к вершинам, делать все на «отлично» или стремиться к этому. В начальных классах после занятий я оставалась в школе, читала книги в библиотеке и пробовала себя в роли учителя. Заходила в свободный класс, чаще всего, в кабинет физики, брала указку и проводила урок для «невидимых» учеников, рассказывая об учёных, портреты которых висели на стенах, повторяя движения и слова моего педагога. А потом стала учителем физики и информатики в своей родной школе!

Если в классе было душно, она открывала форточку, приговаривая «И вот к нам залетает товарищ Кислород!»

Дмитрий Просвирников, доктор технических наук, профессор кафедры переработки древесных материалов КНИТУ
Дмитрий Просвирников, доктор технических наук, профессор кафедры переработки древесных материалов КНИТУ

- Химия в школе давалась легко благодаря великолепной и неподражаемой Назаренко Татьяне Павловне. Это был человек-легенда. Преподавала она очень своеобразно, занятия были похожи чем-то на современный стендап, а порой даже некий химический цирк! Так, показательные химические опыты обязательно сопровождались запоминающимися фразами - стишками типа "Сера, сера S - 32 её вес!", под которые обязательно весь класс должен был делать зарядку. Или, например, магическими заклинаниями "Осадок синего цвета... осадок синего цвета...", когда Татьяна Павловна важно проходила среди парт с колбами, демонстрируя сульфат меди, с упоением завораживая юных химиков. Если в классе было душно, она открывала форточку, приговаривая «И вот к нам залетает товарищ Кислород!». Она очень любила химические элементы, и старалась через игру, смех и маленькое выступление донести до школьников, что химия - это безумно интересно. Педагог с огромным стажем прекрасно знала подход к детям разного возраста. Так, эта милая женщина почтенного возраста в 7 классе могла на перемене в коридоре школы с классом поиграть в догонялки. Это был действительно человек-легенда, более 40 лет стажа сделали из Татьяны Павловны уникального педагога, со своими методами, подходами, а главное умением учить детей. Гордо стоя с поднятым пальцем у большого портрета Дмитрия Ивановича над доской, говорила: «Вот, голубчики мои, всегда знайте - Бог знает химию на 5, Менделеев на 4, я на 3, а вы на 2!».

Слово учителя на уроке закон!

Анна Поникарова, доктор экономических наук, доцент кафедры менеджмента и предпринимательской деятельности КНИТУ
Анна Поникарова, доктор экономических наук, доцент кафедры менеджмента и предпринимательской деятельности КНИТУ

- Я училась в гимназии № 6 Приволжского района - в наш 2 «А» класс мы все перевелись из разных школ, поскольку район был новый, а школа только открылась. Нашими первыми учителями стали преподаватели-предметники. Мы попали к учителю химии Фадие Фоатовне, поэтому нам с особой любовью преподавали естественно-математические дисциплины. Уроки проходили очень интересно, но тишина была почти звенящая. Учитель была строгая, но справедливая. После начальной школы мы к ней попали уже на уроки химии. Всегда было много опытов и интересных лабораторных. А как-то раз мы сидели на контрольной с подругой, все сделали, а одну оксилительно-восстановительную реакцию не можем уравнять, и ну смеяться! Очень на нас Фадия Фоатовна рассердилась, велела сдать работы и выгнала из класса. Мы сдали и ушли на другой урок. А потом она рассказывала коллегам, что, вот ведь дурашки какие, взяли и ушли. А что оставалось делать?! Слово учителя-закон на уроке. Но оценки за контрольную получили хорошие и химию любить не перестали. И когда поступили в вуз, для нас эти знания стали хорошей основой в обучении.

Запомнил на всю жизнь слова Гюзелия Апай по поводу условного оператора: «Если то, иначе всё!»

Ильфар Гильмутдинов, доктор технических наук, заведующий кафедрой технологии конструирования материалов КНИТУ
Ильфар Гильмутдинов, доктор технических наук, заведующий кафедрой технологии конструирования материалов КНИТУ

- Когда я в конце девяностых учился в старших классах, у нас была учительница математики и информатики Идрисова Гюзелия Хайдаровна. Как было принято в татарской школе, все мы её звали Гюзелия Апай – уникальный человек с большой буквы. В ней было столько доброты, она никогда не повышала голос на своих учеников, готова была помощь по любым вопросам, её не боялись, а уважали, даже самые ярые сорванцы. Я благодарен ей за то, что увидела во мне мои способности по её предметам – математике и информатике. Не жалела себя и своего времени – занималась моим образованием, проводила со мной безвозмездно дополнительные занятия, давала индивидуальные задания. В те годы в моей школе персональных компьютеров не было, к сожалению, и изучали мы именно информатику, а не информационные технологии. Нас учили алгоритмическому мышлению на естественном языке программирования и писали мы эти алгоритмы на листочке. Запомнил на всю жизнь слова Гюзелия Апай по поводу условного оператора: «Если то, иначе всё!».

Позже, когда я уже окончил школу, её оснастили компьютерным классом, и я бывало, приходил в школу по просьбе Гюзелия Апай, что-то установить, настроить. Уверен, благодаря её стараниям я и определился со своей профессией, выбрал свой жизненный путь. Для меня она остаётся образом идеального педагога!

-7