Найти тему
Дневники Зеленого края

"Бетонному" Ил-2 исполнилось 85 лет. Штурмовик в роли истребителя. Как лейтенант Комендат завалил на Ил-2 аса №4 Рейха и любимца Геринга

Двуместные Ил-2 уже не были такой относительно простой мишень, как в начале войны, но доставалось им часто. Хотя иногда случалось и наоборот. Фото Красная Звезда.
Двуместные Ил-2 уже не были такой относительно простой мишень, как в начале войны, но доставалось им часто. Хотя иногда случалось и наоборот. Фото Красная Звезда.

Возможно нет ни одного другого боевого самолёта в истории, к которому прилипло столько прозвищ по обе стороны фронта Великой Отечественной. Советские лётчики называли его "Горбатый", за рельефный силуэт и потому, что он "всю войну на своём горбе вынес". Нацисты проявили куда большую фантазию. Самыми известными прозвищами "Илюшина" со стороны немцев стали "цемент бомбер" и "Железный Густав". Понятно, что "Чёрная смерть" звучит романтичнее, но и в данных самоназваниях проскальзывает немалая доля уважения. Впервые этот самолёт взлетел 3-го октября 1939 года, уже после начала Второй Мировой, и править конструкционные ошибки и недочёты ему пришлось править прямо в процессе боевых действий.

В 1942 году появилась двухместная версия и с этих пор Ил-2 стал для РККА и советских ВВС основой того, что теперь называют армейской авиацией. Огромные стаи "Илюшиных" в конце войны буквально распахивали передний край, и считались фактически всепогодными, за что германские солдаты их ненавидели и боялись. Обратной стороной таких лихих наскоков был крайне недолгий срок жизни экипажей наших "летающих танков". Советские лётчики-штурмовики всё время ходили по краю и были предметом трофейной охоты немецких воздушных асов, или, как их ещё называли "специалистов". У некоторых из снайперов Люфтваффе, входивших в первую двадцатку, до трети лицевого счёта состояло из "Горбатых" - самолётов чрезвычайно крепких, но всё равно беззащитных против пушечной атаки "худого" или Фокера.

Взлёт и падение "Жнеца". Как партизаны в тапках заставили США перестраивать весь свой флот разведывательно-ударных дронов.

Отто "Бруно" Киттель. Ас №4 Третьего Рейха, считался автором многих передовых тактических приемов, использовавшихся Люфтваффе. Фото Бундесархив
Отто "Бруно" Киттель. Ас №4 Третьего Рейха, считался автором многих передовых тактических приемов, использовавшихся Люфтваффе. Фото Бундесархив

Уникальная операция в Бейруте.Как самый умный спецназ в мире, группа "Вымпел" научила плохих "друзей" быть хорошими. "Служить и защищать".

Ас №4 Третьего Рейха Отто Китель считался одним из главных специалистов по штурмовикам. Ему принадлежала идея захода на Ил-2 сбоку и сверху и расстрел неподатливого советского самолёта короткой очередью из пушки в капот. Согласно немецкой статистике, из его 267 результативных атак 92 приходилось именно на "Горбатых". Но так случилось, что 93-й стал его последним. Это произошло уже в самом конце войны, в феврале 1945 года, когда эскадрилью Киттеля JG-54 "Grünherz" ("Зелёные сердца") перебросили на территорию современной Латвии, где Красная Армия окончательно разматывала истощенные фланговыми ударами войска группы армий "Север". Советские штурмовики методично зарывали воинство последнего фельдмаршала Вермахта Фердинанда Шёрнера в землю под Елгавой, и лишь редкие выпады "Зеленых сердец" прерывали эту жуткую стальную лаву.

Стали известны основные цели Ирана в ночной атаке. Могли ли иранские ракеты поразить F-35I и самолёты-заправщики ВВС Израиля?

Самолёт Киттеля. Картинка Уголок неба
Самолёт Киттеля. Картинка Уголок неба

Мечты Польши об армаде "Чёрных пантер" развеиваются как дым. Южная Корея не хочет давать технологии своего флагманского танка полякам.

В непогожий день 14 февраля Киттель со своих напарником, несмотря на запрет синоптиков, вывели свои FW-190 на "свободную охоту" и довольно скоро обнаружили большую группу советских "Илов", поливавших огнём германскую тяжелую батарею. "Фоккеры" уже заходили в атаку, когда самолёт Киттеля вдруг вспыхнул и почти моментально рухнул на землю. Бой происходил на сверхмалых высотах, от 100 до 200 метров, и прыгнуть с парашютом у германского аса №4 и любимца Германа Геринга шансов не было. Да и едва ли он был жив после попадания под огонь двух 23мм пушек Ила и пары его ШКАСов. Вот такая ирония судьбы. Главного специалиста по штурмовикам приговорил лётчик его любимого трофея.

Необъявленная война в воздухе продолжается. Су-35С едва не завалил Ф-16, слишком близко подлетевший к нашему "стратегу" на Аляске.

Единственный раз в своей лётной карьере Вадим Комендат выступил на Ил-2 в роли истребителя. Но его "трофею" может позавидовать любой прославленный ас. Фото "Красная звезда"
Единственный раз в своей лётной карьере Вадим Комендат выступил на Ил-2 в роли истребителя. Но его "трофею" может позавидовать любой прославленный ас. Фото "Красная звезда"

Взлёт и падение "Жнеца". Как партизаны в тапках заставили США перестраивать весь свой флот разведывательно-ударных дронов.

Герой Советского Союза лейтенант Вадим Комендат ко времени этой памятной встречи был уже опытным и прожженным штурмовиком и имел более ста боевых вылетов. Он хорошо знал манеру немецких асов и шёл с напарником чуть поодаль основной группы "горбатых". И когда красиво разукрашенный немец уже готов был праздновать очередную победу, пара "Илюшиных" вышли из-за облаков и разнесли "Фоккер" тяжелым фронтальным залпом. Это был один из редких моментов, когда трудяге-штурмовику довелось переквалифицироваться из жертвы в охотника. И трофей был по-настоящему премиальным. Вадиму Петровичу Комендату за этот случай дали Звезду Героя, а FW-190А-9 обер-лейтенанта Отто Киттеля вытащили из болота только в новом тысячелетии. Подписывайтесь на наш ТГ-канал "Зеленый край". Лента там намного разнообразнее, есть много интересных видео и можно услышать аудиоверсии наших материалов. Спасибо!

Читайте ещё: ГРУ (ГУ ГШ) работает. Теперь "Петров и Боширов" занялись складами и хранилищами дронов-камкадзе в Румынии и Польше.