ГЛАВА СТО ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЯ
Хюррем после приезда своих сыновей с их семьями распорядилась в гареме устроить торжественный ужин. Обитатели сераля были очень рады. Госпожа Босфора итак никого не обходила милостью , так ещё в этот день обьявила о прибавке жалования . Она никого не забыла. Начиная от самой простой прачки, заканчивая главным евнухом.
Хасеки восседала на почётном месте и встречала невесток с внуками. Первой подошла Рана с четырьмя отпрысками. Орхан, Осман и Абдулла по очереди поклонились и поцеловали венценосной бабушке руку. Айше проделала те же манипуляции и вдобавок преподнесла маленький, шёлковый платок, расшитый золотыми нитями.
Хюррем с умилением обрадовалась подарку. Она сразу поняла, что внучка сама вышивала. Теперь настал черёд приветствовать госпожу самой Ране. Молодая женщина поднесла руку свекрови к губам и радостно произнесла:
-Госпожа! Матушка Хюррем-султан! Да, хранит Всевышний вас от всех невзгод и ниспошлет вам светлые, долгие годы жизни!
Хасеки растроганно кивнула, затем весело и звонко рассмеялась и расцеловала невестку в обе щеки.
-Ах, Рана! Девочка моя! Как я рада! Просто не передать словами! Ты умница! Достойная султанша! И прекрасно воспитываешь своих деток! Хвала Всевышнему! Моему сыну Баязету очень повезло! Верная и любящая спутница жизни много значит для мужчины!
-Госпожа! -Рана зарделась. -Благодаря вам я имею такое счастье! Вы мать шехзаде, и я неустанно молю Аллаха о вашем здоровье и благополучии!
Слушая взаимные, хвалебные речи, Нурбану ощущала во рту едкую оскомину. Ей хотелось расхохотаться вслух. Ох, до чего сладенький разговор ведут старуха и малахольная подлиза. Конечно, дурочка Рана, желай полоумной свекрови здоровья. Оно ей ещё понадобится! Венецианка усмехнулась про себя. Уж я то её матушкой называть ни за что не стану.
-Мама! -шепнула Исмихан, дергая мать за платье. -Бабушка зовёт нас!
Бабушка! Старая карга! Подожди! Тебе недолго осталось стоять на пьедестале!
Скрепя сердцем, венецианка нацепила обворожительную улыбку ,и гордо подняв голову направилась к ненавистной свекрови. Как и подобает Исмихан и Мурад первые чествовали бабушку. Когда же фаворитка наследника поклонилась, то от Хюррем не ускользнула горящая ненависть в кошачьих глазах невестки. Хасеки незаметно подавила неприязненный и почти обречённый вздох. Ах, Аллах! Аллах! Почему же я так сильно ошиблась? Милая, хрупкая девочка из Венеции превратилась в кошмарную, злобную гиену. Впрочем ещё тогда она уже была амбициозна и тщеславная. А я приняла это за честолюбие и целеустремлённость. Хасеки встретилась глазами с Фахрие. Верная калфа слегка качнула головой. А ведь Фахрие меня предупреждала.
-Госпожа! -донёсся до ушей султанши звонкий, чёткий и чуть надменный голос Нурбану. -Да, продлит Аллах ваши правящие годы!
Как много было искренности и настоящей радости в словах Раны, и сколько много фальши и лицемерия в устах венецианки. От неё просто сквозит притворством и ханжеством.
Хюррем заставила себя улыбнуться. Ведь внуки, дети Селима Исмихан и Мурад ни в чем не виноваты и совершенно искренне и добродушно глазеют на свою грандиозную бабушку. Тем более семилетняя Исмихан так на неё похожа. Такая же рыженькая и голубоглазая.
-Добро пожаловать, Нурбану! -сказала Хюррем, протягивая невестке руку.
***********************
В день Хатны(обряд обрезания) султан Сулейман вместе с сыновьями Селимом и Баязетом прошествовали по городу, раздавая милостыню и подаяние.
Народ шумно приветствовал повелителя и принцев. В каждом дворе устраивались гуляния, и подавалось угощение. Веселье и атракционы прямо на городских площадях забавляли публику. Султан приказал не мало средств выделить для всеобщего праздника. Всем мальчикам в столице и его окраинах, достигшим возраста полагалось делать обрезание.
В Топкапы слуги ещё со вчерашнего вечера хлопотали и бегали по всему дворцу.
Шекер -ага с армией поварят готовили праздничный ,торжкственный ужин. Неизменный дворцовый повар не сказано обрадовался, когда Рана пришла ранним утром на кухню и предложила свои услуги. Правда главный повар сначала оробел.
-Ах, госпожа! -поклонился Шекер. -Разве я вправе принимать вашу помощь? Вы же теперь непростая амире-калфа....
-Ой, какие глупости! -со смехом перебила его Рана. -Шекер-ага! Оставь эти титулы. Мы в Конье привыкли по-простому. А уж с тобой мы всегда были друзьями. Верно же?
Бас-кадина обняла старого друга и звонко чмокнула его в щеку.
-Верно! -повар расплылся в широкой улыбке.
-Тогда давай! Командуй! -сказала Рана, надевая белый фартук.
В комнате для ритуала всё было готово. Султан перед чтением Корана пришёл поздравить внуков. Сначала он подошёл к наследнику Селиму и его сыну Мураду.
-Поздравляю тебя, шехзаде Мурад! -сказал Сулейман, касаясь плеча внука. -С этого дня ты начинаешь становиться мужчиной!
Мурад поклонился и поднёс руку деда ко лбу, а затем губам.
-Благодарю вас, повелитель! -произнёс мальчик немного скованно. Падишах обратил взор на Баязета и его сыновей.
-Орхан! Осман! Поздравляю вас, шехзаде! И вы с этой самой минуты встаете на путь взросления.
Мальчики по очереди поблагодарили великого султана.
-Ну, что ж, мои сыновья! Селим и Баязет! -удовлетворённо кивнул Сулейман. -Ваши отпрыски радуют меня, и я надеюсь из них получатся настоящие и достойные продолжатели нашей Великой Османской династии!
Теперь Селим и Баязет проделали тот же ритуал, что их дети.
-Жаль сейчас с нами нет Джихангира. -с лёгкой грустью проговорил султан. -Но его наложница должна вот-вот разрешиться от бремени. Наконец-то Всевышний ниспослал им ребёнка! А потом Джихангир , конечно, посетит Топкапы.
-Иншалла! -сказали братья в один голос.
-Да! -султан вновь кинул взор на внуков. -Мурад и Орхан достигли возраста. Поэтому они останутся учиться в Эндеруне. Это высокая честь.
-А я? -подал голос Осман.
-А ты только на следующий год! -ответил Сулейман. -Ещё не время.
Пятилетний Осман открыл было рот, но Баязет положил руку на плечо сыну и незаметно похлопал. Мальчик поднял влажные глаза на отца, но промолчал. Баязет видел, что его второй сынишка просто жаждет остаться вместе со старшим братом и кузеном. Мужчина вспомнил себя. Их с Селимом разделяла разница всего в каких-то полтора года, но ему как младшему было многое недозволено, что позволялось Селиму.
После церемонии, когда юные шехзаде остались одни в комнате, Баязет улучил момент и подсел к Осману. Мальчик сидел грустный, в отличии от старших шехзаде, которые весело переговаривались.
-Сынок! -шепнул ему на ухо Баязет, взъерошив густые, непокорные волосы. -Не переживай. На следующий год ты обязательно приедешь в Топкапы и будешь учиться вместе с Орханом и Мурадом.
-Папа! Но я сейчас хочу! -упрямо проговорил мальчик. -Значит обрезание мне сделали, и дедушка сказал, что я взрослый. А для школы я маленький?
Баязет обнял сына. Мой Осман больше других сыновей характером похож на меня. Да и внешне сильно напоминает.
-Осман! -мужчина серьёзно поглядел в глаза мальчика. -Послушай, что я тебе скажу. Ты представляешь, как мы все будем скучать по Орхану? А мамочка больше всего. Ты о ней подумай. Теперь ты после меня будешь на правах старшего. И, если я куда-нибудь отлучусь, то кто будет защищать маму и твоих брата и сестру ?Абдуллу и Айше? Вся надежда только на тебя!
-Правда, папа? -завороженно спросил Осман , сдерживая слезы.
-Конечно! Разве я когда-нибудь говорил неправду? -спросил Баязет. Мальчик помотал головой.
-Значит договорились? Ты не подведешь меня? -мужчина весело подмигнул.
-Клянусь, папа! -с горячностью произнёс Осман. И отец с сыном крепко обнялись.
**"*********************
Через несколько дней султан задержал великого визиря и двух сыновей после совета дивана. Сулейман немного задумчиво помолчал, а потом заговорил:
-Мне не хочется вспоминать злополучную историю двухлетней давности, но я просто вынужден это сделать.
Великий визирь и принцы с неким напряжением смотрели на падишаха.
-Так вот! -Сулейман встал и заложил руки за спину . -Объявился некий разбойник, который смеет называться именем... Мустафы. Дескать он и есть бедный, несчастный, оговоренный принц, который чудом избежал казни отца-тирана. -при этих словах мужчина презрительно хмыкнул.
-Лже Мустафа! -медленно протянул великий визирь. -Повелитель! Такие слухи уже вовсю распространяются не только в Стамбуле.
-Так ты знал, Рустем-паша? -без особого удивления спросил султан.
-Я могу больше сказать, повелитель. -произнёс Рустем. -Я тайно проводил кое-какие слежки и уверен, что самозванец не один.
-То есть? -округлил глаза Сулейман. -Хочешь сказать их несколько?
-По крайней мере двое это точно! -кивнул великий визирь. -Один мой поверенный утверждает, что от настоящего Мустафы не отличить.
-Повелитель!Это точно тот человек, которого я чуть не убил два года назад, думая, что он Мустафа. -вставил Баязет.
-Кстати! -султан посмотрел на сына. -Ты должен вспомнить всё до малейшей детали.
-Я итак помню, повелитель! -ответил Баязет. -Он вылитый Мустафа. Только голос.... Голос с самого начала меня сбил с толку.
-Мой человек слышал голос лже Мустафы. -сказал Рустем. -И готов подтвердить, что и голос такой же.
-Значит его научили. -проговорил Баязет. -Тогда был не сильно похож.
-Вы правы, шехзаде! -кивнул великий визирь. -И учил тот кто был сильно приближен к Мустафе. Потому что и голос, и поведение и прочие качества, как говорит мой агент, всё соответствует.
-Рустем, если ты говоришь, что самозванцев двое или даже трое, то получается их всех кто-то обучал? И где столько похожих людей нашли? -спросил недоуменно султан.
-Близнецы? -снова вступил Баязет.
-Да! Мне такое тоже на ум приходило. -сказал Рустем.
-Просто немыслимо! -покачал головой Сулейман. -Неужели и у меня может быть двойник?
-Говорят у каждого человека где-то находится двойник, а может и не один. -произнёс великий визирь. -Только их встреча маловероятна. А тут видимо специально искали.
-Так вот! -султан достал маленький свиток . -Здесь говорится, что якобы настоящий Мустафа создал целую военную базу в Измире. Причём основная часть находится под городской площадью. Под землёй. -он протянул послание Рустему. Мужчина быстро, но вдумчиво прочитал.
-Как всегда анонимное. -усмехнулся он. -Но, если таковая база существует, то как землянные работы могли проводиться без согласия губернатора Измира?
-Вот и я про то же! -Сулейман стукнул легонько по столу кулаком. -Всё это мне очень не нравится. Или это ложь или действительно такая база существует.
-Выход один, повелитель. Нагрянуть в Измир с неожиданной проверкой. -констатировал Рустем.
-Повелитель. -тут подал голос, молчавший до сих пор Селим. -Вы хотите кого-то из нас послать?
-Я готов, если что. -Баязет выпрямился .
-Повелитель! Шехзаде не стоит посылать. -сказал великий визирь. -Это небезопасно . Разрешите поеду я. Вернее поедет третий визирь Мурад-паша официально. А я поеду тайно. И он мне будет всё докладывать.
-А почему не второй визирь? -приподнял брови падишах.
-Кара Ахмед паша пусть занимается своими делами. -проговорил Рустем с некоторой сомнительностью, что не ускользнуло от Баязета. Рустем не доверяет второму визирю, мелькнула у него мысль.
-И вообще куда едет Мурад-паша и я никто не должен знать. -заключил великий визирь.
-Это естественно! -кивнул падишах. Он взглянул на сыновей и махнул рукой.
-Шехзаде! Вы оба свободны!
-А с тобой, Рустем, нам предстоит обсудить важные детали.
Оба принца вышли из зала заседаний.
-И что, ты действительно готов был ехать в Измир? -лениво осведомился Селим.
-А почему нет? -пожал плечами Баязет.
-Понятно. Всё ждёшь похвалы от отца? -усмехнулся наследник. -Не будет он тебя хвалить. Если уж два года назад даже спасибо тебе не сказал.
-Может ты и прав. -сказал Баязет спокойным тоном, хотя в душе засаднила старая рана . -Впрочем, сейчас для меня уже не так и важно. Я просто предложил помощь.
Мужчина снова пожал плечами и направился к выходу в сад.
Селим немного озадаченно смотрел вслед брату.Баязет изменился. А может и вправду Нурбану права? Может её дурацкая игра со звёздами имеет смысл? Неужели отец хочет поменять наследника?