Сфера ecom продолжает активно развиваться, адаптируясь к изменяющимся условиям рынка и потребностям потребителей. В ближайшие годы ожидается ряд интересных тенденций, которые окажут влияние на весь рынок онлайн-торговли. Рассмотрим ключевые тренды, которыми делится аналитическое агентство Data Insight.
В регионах наблюдается значительный рост доли онлайн-торговли. В регионах онлайн-торговля только начинает развиваться. В ближайшие годы именно покупатели из регионов станут движущей силой рынка.
Ритейл становится медийными компаниями. Это касается как онлайн-, так и офлайн-ритейла. Потребители становятся основой бизнеса ритейлера и ключевым фактором его успешности.
Изменение потребительского портфеля. Растёт доля продуктов, увеличивается количество локальных брендов, потребители переходят на более доступные бренды, особенно в среднем ценовом сегменте. Также растёт доля эмоциональных покупок.
Изменение процесса принятия решений. Потребители всё чаще принимают решения о покупке дома, где они могут спокойно обдумать все варианты. Раньше они принимали решения в магазине, где на них могли повлиять сотрудники. Теперь большинство решений принимается без участия сотрудников магазина.
Рост специалитетов. Уменьшается доля неспециализированных магазинов за пределами маркетплейсов, в то время как увеличивается доля специализированных магазинов с узкой специализацией и экспертизой в определённой категории товаров.
Увеличение количества каналов совершения покупок. Уход социальных сетей из страны и известных брендов, как ни странно, способствует увеличению количества каналов, которые используют потребители для совершения покупок.
Офлайн-ритейл подразумевает участие в процессе покупки всего сообщества. Потребители советуются через социальные сети. Теперь для совершения покупки им требуется больше времени и места. Или же они завершают покупку позже в онлайн-режиме.
Поколение Z удивит нас. Вероятно, то же самое можно сказать и о поколении Альфа. Они отличаются от предыдущих поколений. В отличие от X и Y, им важно общение, они готовы слушать и принимать чужие решения, даже участвовать в них. Для них важна социализация и преимущества широкого и разнообразного общества. Это изменит ритейл примерно через 20 лет.
Онлайн-шопинг стал привычным явлением. Частота покупок у тех потребителей, которые пришли в онлайн за последние несколько лет, увеличивается. Особенно это заметно в крупных городах.
Омни-ритейл против маркетплейсов. Все торговые сети переходят на омни-формат, но маркетплейсы лидируют по росту и продажам, опережая большинство сетей.
Новый формат ритейла — ПВЗ. Это одна из самых востребованных франшиз на рынке. В течение года открывается более 30 тысяч новых точек трёх основных сетей.
Доставка из-за рубежа в обычных витринах. Уход иностранных игроков стимулировал появление новых форматов. Самый успешный из них — продажа товаров из-за рубежа через привычные для потребителя витрины с ожиданием в две недели.