Найти в Дзене

"ИСТОРИЯ НАСЫПНЫХ АЛЛЕЙ ПАРКА ДУБКИ" Часть 3

На исправление повреждений шоссе 3 августа 1854 г. был заключен контракт с вильманстрандским* купцом Петром Штерком. Завод и раньше пользовался его услугами в качестве подрядчика. Но как только рабочие успели восстановить часть шоссе и начать выстилку булыжником откосов с морской стороны, а дёрном - с внутренней, как очередной шторм, прошедший 24 августа, привёл к новым повреждениям берегового участка. Каменный щебень, приготовленный для выстилки верхнего полона дороги, смешался с песком и был частично замыт. Получили новые повреждения и откосы общей длиной до 105 саж. и шириной от 1½ до 2 саж. Кроме того, всего месяц спустя, 25 и 26 сентября, произошло повторение бурь, продолжавших разрушать беззащитное сооружение. Штерк был вынужден попеременно направлять в Правление завода то объяснение об объёме работ, которые успел выполнить к моменту новых повреждений, то прошение о финансировании их нового объема.

В конце октября 1854 г. Артиллерийский департамент, вследствие соответствующих рапортов от Правления Сестрорецкого завода, предложил оставить попытки восстановления шоссе до весны будущего года, пока Департамент Военных Поселений не изыщет меры к прекращению разрушений и не составит новую смету под необходимый объем работ. В качестве дополнительной защиты дороги со стороны моря было предложено организовать посадки ольховых прутьев и кустов. Эту меру, в числе прочих восстановительных работ, Петр Штерк выполнил весной 1855 года. Летом того же года произошло обострение военной обстановки, сложившегося в ходе Крымской войны, когда англо-французская армада приблизилась к сестрорецкому побережью. Возможно, что вид восстановленной береговой аллеи в сочетании со стоящими на берегу старыми сторожевыми башнями и стал причиной того, что вражеский десант, приблизившийся к Дубковскому мысу, тогда так и не предпринял попыток высадиться на берег.

Проблема противостояния береговой аллеи ярости морских штормов оставалась актуальной вплоть до нашего времени. В том месте, где дорожка делала небольшой изгиб напротив места бывшей Дубковской гавани, традиционные осенние бури и ледовые натиски на берег не давали возможности прижиться ни деревьям, ни кустам, оставляя участок аллеи наедине с противостоянием природы. Кардинальным средством от разрушения аллеи стала отсыпка огромных гранитных валунов, производившаяся в период с 1996 по 1999 годы. Эта мера наконец позволила избавиться от ежегодного отступления берега, укрепила дорогу и сохранила для нас одну из самых видовых точек старинного парка, так много повидавшего на своём веку.

Парк "Дубки". Снимок автора, апрель 2008 года.
Парк "Дубки". Снимок автора, апрель 2008 года.

*Вильманстранд - совр. Лаппеенранта

По материалам дел ЦГИА.

Николаенко А.Ю. 2024

Часть 1: https://dzen.ru/a/ZvxMViqTbl3w6xES

Часть 2: https://dzen.ru/a/Zv1mY4Z_HHzI5ipH