Ответственным за устройством шоссе от Дубковской пристани до завода Департамент Военных поселений предложил назначить заведующего гидротехническими сооружениями инженера штабс-капитана Гаусмана. Для выполнения намеченного плана назначались торги, по которым определялся подрядчик. В итоге за дело устройства шоссе взялся лужский купец Павел Лядов. Работы производились в течение лета 1851 г. На месте будущего шоссе возводилась насыпная дорога, землю для которой дозволялось брать из боковых канав с трамбовкой каждого подсыпанного слоя. Все коряги, древесные корни и большие камни непременно извлекались. Для основы насыпи применялся местный песок, но для укрепления обочин и откосов должна была применяться плотная земля толщиной не менее одного фута. Поверхность шоссированной дороги засыпалась щебнем и проверялась по рейке, а устройство откосов - по специальному лекалу. В селении, на протяжении 200 саж., откосы планировалось укреплять булыжными камнями. Такими же камнями закреплялись и откосы участка дороги, шедшего вдоль морского берега.
Время уходило, а до конца работ было ещё далеко. В довершение ко всему, с 20 на 21 октября 1851 г. на сестрорецкое побережье обрушилась буря, причинившая значительные повреждения в Дубовой роще, после чего землю укрыл изрядный слой снега. В итоге купец не справился с выполнением поставленной задачи в срок. Контракт с ним был разорван с требованием вернуть деньги за невыполненные работы. Весной Правление завода вновь вернулось к необходимости завершить начатую стройку. Между тем, к этому времени капитан Гаусман получил другое назначение, и на его место для контроля за устройством шоссе был назначен гарнизонный инженер, капитан Попов. Продолжение работ заняло ещё один летний сезон. 26 сентября 1852 г. особая комиссия в составе полковника Зеланда и инженер-полковника Подшивалова, действовавших на основании предписания Департамента Военных Поселений, освидетельствовали дорогу и нашли её устроенной «совершенно сходно со сметой, прочно и правильно». При этом было отмечено, что, начиная с весны следующего года, поддержание дороги в надлежащем виде потребует назначения её ежегодного ремонта. Начало регулярных штормов, приходивших в Сестрорецк каждую осень, неизбежно должно было проверить сооружение на прочность.
Стихия не заставила долго себя ждать. В ходе бури, налетевшей на Дубковский мыс между первым и пятым часами ночи 26 сентября 1853 г., роще в очередной раз были нанесены серьёзные повреждения, а часть шоссе, устроенного на месте бывшей царской резиденции, в нескольких местах была размыта. Сила прибоя в ту ночь была настолько велика, что пострадала даже северная оконечность Пограничного вала, расположенного в глубине Дубковкого мыса. Командир завода генерал-майор Баркгаузен в тот же день поручил капитану Попову совместно с и.д. заводского полицмейстера Пановым составить сведения об ущербе, нанесенным бурей возведенной дороге. Благодаря отчёту гарнизонного инженера, а также составленному им плану, мы можем наглядно представить себе схему дорожек дубовой рощи в 1853 году. Оказалось, что шоссейная дорога со стороны моря в двух местах была размыта на всю ширину шоссе, в девяти местах – на ширину до 8 футов, а повреждённых откосов, вымощенных камнем, оказалось общей площадью до 215 кв. саж. На исправление нанесенного ущерба, по первоначальному подсчёту, могло потребоваться 540 руб. серебром. При этом Попов добавлял, что работы следует провести немедленно, пока следующая буря не приведёт к ещё большему расстройству дороги.
Часть 1: https://dzen.ru/a/ZvxMViqTbl3w6xES
Окончание следует.
Николаенко А.Ю., 2024