В миру будущего преподобного Сергия звали Варфоломеем. Он родился в 1314 году в семье Кирилла и Марии – бояр из Ростова, которые однажды решили поселиться неподалеку от Москвы в селе Радонеж.
С семи лет Варфоломея пытались обучить чтению и письму, но умственная немощь не позволяла отроку освоить грамоту, что сильно огорчало будущего святого. Все-таки, Варфоломей молился Богу об избавлении от этой скорби. Как-то раз отрок искал пропавших лошадей и увидел под дубом молящегося старого монаха. Варфоломей подошел к нему и начал беседу, в которой он поведал иноку о своей скорби. Старец посочувствовал отроку и помолился о его просвещении. Затем он дал Варфоломею часть просфоры, а спустя некоторое время после вкушения святыни, умственные способности отрока усилились, и грамота стала даваться легко.
После этого чуда Варфоломей возжелал полностью посвятить себя Богу, но тогда он был слишком юн, чтобы оставить родителей. Тем не менее, к постнической жизни отрок привыкать начал, став питаться только хлебом и водой. В обыкновенно постные для всех дни Варфоломей вообще перестал есть.
После смерти Кирилла и Марии, Варфоломей оставил имущество семьи своему младшему брату Петру. Он взял с собой старшего брата Стефана и отправился на уединенное жительство в лес у реки Кончуры, что был в десяти верстах от Радонежа. Братья с помощью топоров построили небольшой деревянный храм и келью.
Митрополит Феогност, узнав о подвижниках, прислал в глушь священника, который освятил храм в честь Святой Живоначальной Троицы. Так положили начало главному русскому монастырю – Троице-Сергиевой Лавре.
Стефан покинул пустынь и начал управлять Богоявленским монастырем в Москве и духовно окормлять великого князя. Варфоломей же принял постриг с именем Сергий и два года после того жил в обители один. Хищные звери, что жили в лесу, не нападали на Сергия, а с одним медведем инок даже подружился, разделяя с животным свою скудную пищу.
Многие узнали об отшельнике, а некоторые верующие мужи возжелали подвизаться вместе с Сергием и под его наставничеством. Преподобный хотел оставаться простым иноком, но по упорству братии в 1354 году его рукоположили в иеромонаха.
Новый монастырь сперва был бедным: облачения делали из самостоятельно вытканных монахами и крашенных полотен, священные сосуды – из дерева, а вместо свечек в храме горели лучины. Община порой терпела даже крайнюю скудость в хлебных запасах. Однажды преподобный Сергий за порцию плесневелого хлеба даже пристроил к келье собрата сени. По соборной молитве братии, Бог все же чудесно выручал монастырь от голода.
Уже через несколько лет после поселения Сергия в лесу, неподалеку от монастыря начали селиться крестьяне. Благодаря дороге, что была неподалеку и вела в Москву, а также из-за растущей славы подвижников, монастырь перестал бедствовать. Иноки стали раздавать милостыню, принимать странников и ухаживать за больными.
О монастыре Святой Троицы и Сергии однажды узнал даже патриарх Константинополя Филофей. Он прислал игумену благословение, и утвердил в грамоте общежительные порядки, учрежденные преподобным.
Митрополит Алексий был другом преподобного игумена, давал ему много полномочий и поручал примирять враждовавших князей. Алексий хотел сделать Сергия митрополитом вместо себя, но преподобный отказывался.
Великий князь Димитрий Иванович Донской почитал Сергия и однажды попросил благословить его на войну против хана Мамая. Преподобный благословил князя и дал ему в соратники двух своих знаменитых учеников – иноков Пересвета и Ослябю, что пали в Куликовской битве.
Игумену Сергию было как-то раз пророчество о будущем духовном процветании Троицкой обители. Он видел необычный свет и множество птиц, слетавшихся в монастырь.
Однажды ночью, в месте, где сейчас стоит Серапионова палата, в одну из пятниц Рождественского поста 1385 года, преподобный читал акафист Божьей Матери. После прочтения хвалебных молитвословий, Пресвятая Дева Мария явилась Сергию и его келейнику в сопровождении апостолов Петра и Иоанна и пообещала покровительствовать монастырю.
День своего отошествия ко Господу святой игумен предсказал за полгода до события. Сергий собрал всех монахов и передал должность настоятеля своему ученику – преподобному Никону. Затем Сергий возложил на себя подвиг безмолвия.
В сентябре 1392 года святой старец заболел. 25 сентября он опять собрал у себя учеников, дал им духовные наставления и велел погребсти себя на братском кладбище. Старец Сергий последний раз причастился Святых Христовых Тайн. Сразу после последнего выдоха преподобного келья наполнилась чудесным благоуханием. На лице покойного отпечаталась небесная радость.
Всего преподобный Сергий подвизался в Радонежской пустыни 50 лет.
Старшие из братии отправились с сообщением о кончине преподобного в Москву, к митрополиту Киприану. Владыке рассказали о завещании старца, касающегося его погребения, и испросили благословение положить святые мощи в церкви Пресвятой Троицы. Киприан благословил желание монахов.
Почитатели Сергия всех возрастов, чинов и сословий вскоре начали стекаться в обитель. Мощи преподобного погребли у правого клироса храма Пресвятой Троицы в сопровождении торжественного богослужения.
Мощи святого старца обрели 18 июля 1422 года в период управления обителью преподобным игуменом Никоном.
Некоторые из учеников святого Сергия основали на Руси более 30 своих монастырей, поэтому в народе преподобный получил прозвище Игумен земли Русской.