Найти тему

Троицкая церковь села Внуково с приделом святого Ипатия

Фото: Антон Саков
Фото: Антон Саков

Храм Святой Троицы в селе Внуково Дмитровского района был построен в конце XIX века по проекту архитектора И. П. Ропета. В старину село называлось также Елпатьевским, так как первая церковь на этом месте была посвящена священномученику Ипатию Гангрскому или как его называли в народе святому Елпатию. Деревянный храм во Внуково имел также придел во имя преподобного Макария – основателя древнего Троицкого Калязинского монастыря. С середины XVI века и до секуляризации церковных земель в 1764 году Внуково принадлежало к числу вотчин этой древней монашеской обители Тверской епархии.

Крестьянин Гадалкин бывшей монастырской деревни Слободищево Дмитровского уезда вспоминал жизнь экономических крестьян в 1928 году так:

«Нам монастырским, жилось лучше, монастырь не гонял ни на какую полевую работу. Барские нам завидовали. Подати оброк заплати, вроде налога, и больше ничего не знаешь».

До революции все селения Дмитровского края делились на две большие группы: бывшие монастырские и помещичьи. Положение бывших монастырских сел и деревень было лучше и свободнее барских. В Дмитровском уезде свои вотчины имели следующие монастыри: Троице-Сергиев, Николо-Пешношский, Дмитровский Борисоглебский, Горицкий (в Переславле-Залесском), Новоспасский и т.д. Внуково было одним из таких сел: исторически оно являлось вотчиной Троицкого Калязинского монастыря.

-2

Троицкий Калязинский монастырь находился в Тверской епархии, но его история была тесно связана с Дмитровским краем. Местность, где преподобным Макарием был основан новый монастырь, в XV в. относилась к владениям дмитровского удельного князя. Обитель преподобного Макария в Калязине пользовалась особым почитанием дмитровского князя Юрия Ивановича. В 1511 году он подарил монастырю несколько сел из своего уезда: Карабузино, Ушаково, Резаново, Семендяево, Пирогово, Спасское и другие.

Дмитровский купец Михаил Воронков, также глубоко почитавший святого Макария Калязинского, в 1521 г. пожертвовал деньги на строительство в обители каменного собора Живоначальной Троицы. В 1523-1530 гг. подобное усердие показал уже и сам дмитровский князь Юрий Иванович – на его средства был возведен каменный теплый храм во имя благоверных князей Бориса и Глеба (Сретения Господня). До уничтожения монастыря в 1940 году Борисоглебская-Сретенская церковь считалась старейшей постройкой в Троицком Калязинском монастыре.

-3

В 1531 г. дмитровский князь Юрий Иванович подарил Троицкому Калязинскому монастырю и подмосковное Внуково. Это дата стала первым документальным упоминанием села. Перед этим удельный князь Юрий выкупил Внуково у представителей старинного дворянского рода Болотниковых. Родоначальник фамилии Савлук Болотников приехал на Русь при великом князе Василии Ивановиче и за верную службу был пожалован подмосковным поместьем. Внуки Савлука Болотникова Федор и Иван в конце XVI - начале XVIIвека служили при царском дворе. В частности, Иван Болотников служил при царе Михаиле Федоровиче «дворцовым судьей» и владел имением Пересветовым в том же Дмитровском уезде.

-4

В XVI столетии село носило двойное название Внуково-Елпатьевское. Первая часть названия, вероятно, была связана с фамилией первых помещиков Внуковых, которые, по одной версии, являлись далекими предками Александра Сергеевича Пушкина. Елпатьевским село называли по деревянной церкви Ипатия (Елпатия) Чудотворца – святого, жившего и скончавшегося в IV в. в Римской империи.

Святой Ипатий был епископом города Гангры в Пафлагонии на севере Малой Азии. Он был одним из 318 участников первого Вселенского собора, осудившего арианскую ересь. За свою святую жизнь Ипатий имел от Бога дар творить чудеса: исцелял больных, изгонял бесов, мог обратить горькую воду в сладкую.

-5

Житие св. Ипатия повествует о победе над огромным змием, захватившим казну римского императора Констанция. После кончины императора Константина Великого в Царьграде появился чудовищный змей, который вполз в царские покои, обвил своим телом сундуки с золотом и никого не подпускал к ним. Император Констанций не мог согнать змея ни с помощью силы воинов, ни молитвой священнослужителей. Последнюю надежду он возложил на благочестивого гангрского епископа Ипатия. Святой нашел решение: он велел развести посреди городского ипподрома огонь, а сам взял святительский жезл и стал бить им чудовище, захватившее царские богатства. Затем, помолившись Господу, святой вложил жезл в пасть змея и велел зверю идти за ним на ипподром. Чудовище повиновалось и послушно следовало за Ипатием, а затем, по приказанию угодника, само ринулось в разожженный слугами царя огонь.

-6

Святого Ипатия ненавидели еретики-ариане. Возвращаясь в 326 г. пустынной дорогой из Константинополя, угодник попал в засаду ожидавших его еретиков. Злодеи жестоко избили епископа, а одна женщина, бывшая в этой толпе, смертельно ранила святого камнем в голову. Умирая, Ипатий молился только о том, чтобы Господь простил своим мучителям их грех. За тяжкое преступление Бог наслал на еретиков мучительную болезнь, но, когда тело убиенного иерарха было положено в гроб в христианской церкви, все напавшие получили исцеление и пришли к раскаянию.

Деревянный храм св. Ипатия в с. Внуково разрушили в Смутное время, и только в 1632 году он был воссоздан. Эта церковь за почти столетие также обветшала, и в 1720-е годы во Внуково был возведен новый храм с тем же посвящением святому Ипатию. Но история прихода и села в дальнейшем сложилась по-иному: построенный в конце XIX в. и сохранившийся по сей день каменный храм был освящен уже во имя Живоначально Троицы.

-7

Внуково знаменито своим позументным промыслом, на развитие которого повлияло выгодное положение экономических, то есть бывших монастырских крестьян. Позумент использовался для создания церковных облачений, для обивки гробов и изготовления атрибутов военных и чиновничьих мундиров. На основе этого промысла в конце XIX в. во Внуково возник ряд производств, в том числе позументные фабрики Ивана Чуксина и Степана Лисенкова. Экономический подъем села в эти годы привел к появлению здесь дорогих кирпичных построек. Среди них были каменные жилые дома городского типа сельских предпринимателей Сачкова, Лисенкова, Чуксиных. Центром этого ансамбля каменных зданий стал пятиглавый храм, строившийся в 1876-1893 гг.

-8

Вот как описан Троицкий храм в селе Внуково в сборнике «Памятники архитектуры Московской области»:

«Композиционным стержнем окружающей застройки служит монументальное здание церкви, поставленное в середине треугольной площади, на вершине холма… Псевдорусские формы этого представителя официального художественного направления навеяны архитектурой XVI века».