Найти тему
Тест Опросыч

Тест: угадайте кино СССР по… каруселям в кадре

«Крылатые качели» – одна из самых известных песен в кино СССР. И пел ее, причем голосом Робертино Лорети, самый настоящий робот. Ну, или фантастический робот. Поскольку всё происходило в замечательном советском фильме для детей «Приключения Электроника» Константина Бромберга.

Там этот робо-мальчик, кстати, не только исполнял песню «Крылатые качели», но и чинил карусель, удивив тем самым дедушку – сторожа парка.

В отличие от этого трудяги, Сережа Сыроежкин сам катался на качелях – когда осознал свободу в рамках своей акции «вкалывают роботы, а не человек».

Вообще самые разные аттракционы в кино показывают нередко. И каждый раз это интересно, стремительно и захватывающе.

Помимо восторга, разные качели-карусели в кадре помогают показать скорость движения жизни.

Вспомним хоть глубокомысленные размышления, постигшие непривыкшего к ним работника завода Александра Петрыкина в комедии СССР «Большая перемена» Алексея Коренева.

Он, как вы помните, взялся перевоспитывать молодого напарника Гену Ляпишева. И в рамках его окультуривания вывел скучавшего Гену на важное мероприятие: «Это ж, брат, такая лекция! Вот раз послушаешь и считай – стал человеком».

При этом лекция намечалась в парке, и герои шли к ней, проходя мимо танцплощадки и аттракционов.

Увидев танцевавших, а также катавшихся на «Сюрпризе» граждан, Александр Трофимович расфилософствовался: «Гуляют люди… ну, и пусть гуляют. А тебе, Гена, отдыхать некогда. Не смотри на карусели, на танцы всякие. Не отвлекай себя от большой цели. Гляди прямо перед собой, гляди вдаль!»

Кадр из комедии СССР Алексея Коренева «Большая перемена»
Кадр из комедии СССР Алексея Коренева «Большая перемена»

И в духе классических агитаторов своего времени доморощенный философ продолжал, глядя на всё те же парковые достопримечательности: «Сейчас ведь какой век?.. Вот карусели. Раньше на чем катались? На конях, лошадях и, можно сказать, собачках. А теперь – смотри, вот!» – и широким жестом он показывал на игрушечные машинки, на которых катались посетители парка.

И задрав голову, Петрыкин возносился мыслями еще дальше: «А там – космос…» Можно сказать, самого же агитатора захватила его собственная вдохновенная агитация.

Таким образом развеселый образ жизни, который символизировали аттракционы, противопоставляли серьезному образу, представавшему тут в лице лектора.

Правда, Гена в тот раз не очень перевоспитался. В аккурат в момент, когда его воспитатель мысленно покорял космос, воспитанник от него сбежал. И направился прямиком на танцы. Ну, так на то она и комедия…

Кстати, в этой же «Большой перемене» весьма серьезный, казалось бы, преподаватель истории Нестор Петрович видел сон, будто он проводил опрос на уроке... на каруселях. И якобы герой Леонова прямо там ему, помимо ответа об империалистах XIX в. (тема урока), говорил от себя: «А мать Нерона была плохая женщина, потому что воспитала скверного сына».

Еще в этой же комедии СССР были карусели символические. Там веселый Гриша Ганжа, чтоб проучить жадноватого Петра Тимохина, устроил «аттракцион неслыханной жадности»: заставил его на спор долго держать тяжесть. Мол, «Пьер Тимохин считает копейки».

А сам Петя, перевоспитавшись, потом устроил «аттракцион неслыханной щедрости», накормив всех желающих пирожками на школьном балу. И вместе со своей девушкой он тоже весьма счастливо качался на качелях.

Вспомним и замечательнейшее кино Георгия Данелии «Я шагаю по Москве». Здесь москвич метростроевец Колька и сибирский монтажник Володя Ермаков обнаружили в парке карманника. А поймать его удалось продавщице из ГУМа Алене, причем именно с помощью аттракционов.

Алена попросила этого товарища (который, конечно, был нам не товарищ) прокатиться с ней на карусели: якобы ее должен был приревновать парень. А пока она с ним каталась, продавщица мороженого по ее просьбе сбегала за милиционером. И когда девушка с карманником сошли с карусели, их уже ждали.

Разумеется, многое каруселей было в разное время в фильмах других стран. Так, во французской комедии с Пьером Ришаром «Игрушка» Франсиса Вебера у сына босса дома был настоящий автопарк, только мини – игрушечный.

Много такого, как говорится, добра и в современном российском кино. Вспомнить хоть колесо обозрения:

  • в «Ночном дозоре» Тимура Бекмамбетова, где оно катилось прямиком по улицам Москвы:
  • «Триггере» Александры Ремизовой, где герои устроили на высоте в открытой (заметим) кабинке разговор о… клаустрофобии.

А в мультике Александра Люткевича, Юрия Бутырина и Андрея Игнатенко «Незнайка на Луне» малыши-коротыши-лунатики, бедолаги, на аттракционах лишались своего облика: закатывались до такой степени, что забывали человеческую речь и начинали блеять, постепенно превращаясь в овечек. Таким образом Николай Носов в книге предупреждал человечество об опасностях потребительского массового общества…

Кадр из мультика Люткевича,  Бутырина и  Игнатенко «Незнайка на Луне»
Кадр из мультика Люткевича, Бутырина и Игнатенко «Незнайка на Луне»

Но мы с вами сегодня остановимся конкретно на всеми нами любимом советском кинематографе.

Дорогие читатели, делитесь: сколько баллов в тесте вы заработали и какие еще (мульт-)фильмы с каруселями может назвать?

И читайте мои посты «"Всяка", или Эти бесконечно многочисленные игрушки современных детей – а все ли они нужны», ну и вот «Экологическое счастье-социализм vs. капитализм в "Незнайке на Луне": как Носов еще в 1960-е гг. описал наше время».

+ отгадывайте тесты, где надо назвать кино по игрушке, а еще по настольным играм и вот по статуям, плюс по картинам.

Тест: угадайте кино СССР по… каруселям в кадре