«Крылатые качели» – одна из самых известных песен в кино СССР. И пел ее, причем голосом Робертино Лорети, самый настоящий робот. Ну, или фантастический робот. Поскольку всё происходило в замечательном советском фильме для детей «Приключения Электроника» Константина Бромберга.
Там этот робо-мальчик, кстати, не только исполнял песню «Крылатые качели», но и чинил карусель, удивив тем самым дедушку – сторожа парка.
В отличие от этого трудяги, Сережа Сыроежкин сам катался на качелях – когда осознал свободу в рамках своей акции «вкалывают роботы, а не человек».
Вообще самые разные аттракционы в кино показывают нередко. И каждый раз это интересно, стремительно и захватывающе.
Помимо восторга, разные качели-карусели в кадре помогают показать скорость движения жизни.
Вспомним хоть глубокомысленные размышления, постигшие непривыкшего к ним работника завода Александра Петрыкина в комедии СССР «Большая перемена» Алексея Коренева.
Он, как вы помните, взялся перевоспитывать молодого напарника Гену Ляпишева. И в рамках его окультуривания вывел скучавшего Гену на важное мероприятие: «Это ж, брат, такая лекция! Вот раз послушаешь и считай – стал человеком».
При этом лекция намечалась в парке, и герои шли к ней, проходя мимо танцплощадки и аттракционов.
Увидев танцевавших, а также катавшихся на «Сюрпризе» граждан, Александр Трофимович расфилософствовался: «Гуляют люди… ну, и пусть гуляют. А тебе, Гена, отдыхать некогда. Не смотри на карусели, на танцы всякие. Не отвлекай себя от большой цели. Гляди прямо перед собой, гляди вдаль!»
И в духе классических агитаторов своего времени доморощенный философ продолжал, глядя на всё те же парковые достопримечательности: «Сейчас ведь какой век?.. Вот карусели. Раньше на чем катались? На конях, лошадях и, можно сказать, собачках. А теперь – смотри, вот!» – и широким жестом он показывал на игрушечные машинки, на которых катались посетители парка.
И задрав голову, Петрыкин возносился мыслями еще дальше: «А там – космос…» Можно сказать, самого же агитатора захватила его собственная вдохновенная агитация.
Таким образом развеселый образ жизни, который символизировали аттракционы, противопоставляли серьезному образу, представавшему тут в лице лектора.
Правда, Гена в тот раз не очень перевоспитался. В аккурат в момент, когда его воспитатель мысленно покорял космос, воспитанник от него сбежал. И направился прямиком на танцы. Ну, так на то она и комедия…
Кстати, в этой же «Большой перемене» весьма серьезный, казалось бы, преподаватель истории Нестор Петрович видел сон, будто он проводил опрос на уроке... на каруселях. И якобы герой Леонова прямо там ему, помимо ответа об империалистах XIX в. (тема урока), говорил от себя: «А мать Нерона была плохая женщина, потому что воспитала скверного сына».
Еще в этой же комедии СССР были карусели символические. Там веселый Гриша Ганжа, чтоб проучить жадноватого Петра Тимохина, устроил «аттракцион неслыханной жадности»: заставил его на спор долго держать тяжесть. Мол, «Пьер Тимохин считает копейки».
А сам Петя, перевоспитавшись, потом устроил «аттракцион неслыханной щедрости», накормив всех желающих пирожками на школьном балу. И вместе со своей девушкой он тоже весьма счастливо качался на качелях.
Вспомним и замечательнейшее кино Георгия Данелии «Я шагаю по Москве». Здесь москвич метростроевец Колька и сибирский монтажник Володя Ермаков обнаружили в парке карманника. А поймать его удалось продавщице из ГУМа Алене, причем именно с помощью аттракционов.
Алена попросила этого товарища (который, конечно, был нам не товарищ) прокатиться с ней на карусели: якобы ее должен был приревновать парень. А пока она с ним каталась, продавщица мороженого по ее просьбе сбегала за милиционером. И когда девушка с карманником сошли с карусели, их уже ждали.
Разумеется, многое каруселей было в разное время в фильмах других стран. Так, во французской комедии с Пьером Ришаром «Игрушка» Франсиса Вебера у сына босса дома был настоящий автопарк, только мини – игрушечный.
Много такого, как говорится, добра и в современном российском кино. Вспомнить хоть колесо обозрения:
- в «Ночном дозоре» Тимура Бекмамбетова, где оно катилось прямиком по улицам Москвы:
- «Триггере» Александры Ремизовой, где герои устроили на высоте в открытой (заметим) кабинке разговор о… клаустрофобии.
А в мультике Александра Люткевича, Юрия Бутырина и Андрея Игнатенко «Незнайка на Луне» малыши-коротыши-лунатики, бедолаги, на аттракционах лишались своего облика: закатывались до такой степени, что забывали человеческую речь и начинали блеять, постепенно превращаясь в овечек. Таким образом Николай Носов в книге предупреждал человечество об опасностях потребительского массового общества…
Но мы с вами сегодня остановимся конкретно на всеми нами любимом советском кинематографе.
Дорогие читатели, делитесь: сколько баллов в тесте вы заработали и какие еще (мульт-)фильмы с каруселями может назвать?
И читайте мои посты «"Всяка", или Эти бесконечно многочисленные игрушки современных детей – а все ли они нужны», ну и вот «Экологическое счастье-социализм vs. капитализм в "Незнайке на Луне": как Носов еще в 1960-е гг. описал наше время».
+ отгадывайте тесты, где надо назвать кино по игрушке, а еще по настольным играм и вот по статуям, плюс по картинам.