Не только для игры. Порой игрушки в кино служат целям самым взрослым, от курьезных до коварных.
Так, в фильмах разных стран и эпох всеразличные неваляшки, матрешки и прочие, казалось бы, детские штучки помогали решать такие взрослые задачи:
1) многообразные интриги. В частности, кукол (свертки, напоминающие объемом и очертаниями тело человека) подкладывали вместо себя в кровать, чтоб имитировать якобы спящего и обмануть этим преступника… ну, или строгих родителей.
Вот Фродо и его друзья из «Властелина колец» в таверне «Гарцующий пони» вместо себя подложили такие свертки, которые спасли им жизни. Коварные назгулы явились посреди ночи и пронзили лезвиями тех, кто якобы лежал под одеялами.
В подобном смысле куклами еще иногда называют нарезанную бумагу, которой аферисты имитируют реальные купюры. Они укладывают настоящие купюры только сверху и снизу пачки, а внутри утрамбовывают эту куклу.
Похожие приемы нередко показывали в разных фильмах, особенно в детективах;
2) обучение взрослой жизни. Например, сын главных героев советского кино «Офицеры» с детства играл моделью танка. А став взрослым, он военным делом и увлекся;
3) разговор о чувствах, признание в любви. Да-да, была такая важная и неожиданная миссия.
Вспомните хотя бы белочку из советского фильма о войне «Летят журавли». Ее герой подарил девушке перед тем, как уйти на фронт. В корзинке у белочки были орешки, а также тайная записка… увы, слишком поздно обнаруженная;
4) распутывание преступлений. Допустим, великий сыщик в британском сериале «Пуаро Агаты Кристи» с помощью куклы вывел на чистую воду убийцу.
Он созвал участников преступлений в каюту корабля и попросил куклу рассказать о событии, очевидцем которого она якобы стала. Кукла начала рассказ, но преступник не выдержал и признался сам.
На самом деле, конечно же, кукла знать не знала ничего и говорила голосом Пуаро, который оказался чревовещателем;
5) порицание жадности и обучение щедрости. Так, в советском мультфильме «Цветик-семицветик» одним из желаний девочки было иметь много игрушек. Нелегко же ей пришлось, когда она узнала, что значит – много…
Но мультик был советским, стало быть, героиня перевоспиталась;
6) добавление новых героев – живых кукол. Подобное встречалось в разных сюжетах.
Например, актеры из театра Карабаса-Барабаса в детском фильме СССР «Приключения Буратино» были вполне живыми. Они даже умудрились восстать против своего хозяина.
Этакий детский вариант восстания машин...
А добрый папа чужой куклы – Буратино, которого он смастерил сам, – даже укорял зарвавшегося бородача: «Эх ты! Кем ты стал из-за своей жадности? А еще доктор кукольных наук. Связался с жуликами, кукол обижаешь!»
Заметьте, Барабас не просто был хозяином кукольного театра, а даже имел высшую ученую степень в этом деле.
Ну, а кукла наследника Тутти в советском же фильме для детей «Три толстяка» ожила, но оказалась подменной – юной циркачкой Суок. Причем ей удалось обыграть местных правителей, которые не сразу ее раскусили;
7) шутки на грани абсурда. Лучше всего это удавалось… нет, не Стивену Кингу (у него шутки с игрушками, в частности с клоунами, получались, скорее, гротескными), а французам.
К примеру, в одном их фильме обыграли такую странноватую шутку. Парень в школе будущих родителей никак не мог научиться купать куклу-младенца, разнервничался, схватил ее за ногу, окунул в тазик и крикнул: «Ребенок yтoнyл»!
Вот и догадайтесь, как называлась эта французская комедия:
а) «Девять дней одного года»;
б) «Девять с половиной недель»;
в) «Девять месяцев»?
Наверняка вы не видели эту комедию (хотя она неплохая, просто малоизвестная у нас). Но даже при этом вам ответ очевиден – конечно же, вариант «Девять месяцев». Ведь речь – о школе будущих родителей... просто будущий папаша оказался вот таким непутевым и нервным;
8) обучение быть человеком. Причем в разных смыслах, как ни странно.
Так, неожиданно оказалось, что робот в советском фильме для детей «Приключения Электроника» чинил других роботов – будь то простенькие заводные игрушки в магазине или сложная собака, которую он создал своими руками, – для того, чтобы… самому стать человеком.
Но, пожалуй, самой яркой в этом плане стала еще одна французская комедия – с Пьером Ришаром, которая так и называлась: «Игрушка». Там сын богатого олигарха захотел себе живую… куклу. И в магазине выбрал не манекен, а журналиста, случайно оказавшегося поблизости.
9) и многое другое. Причем эта функция – самая важная. :)
Зря смеетесь. Помните, как уже названный Электроник назвал робо-собаку, которую он создал из игрушки? Рэсси. Это расшифровывалось как «Редчайшая Электронная Совершенная Собака И т. д.». По словам помощницы профессора Громова, создавшего самого Эла, главным тут было «И т. д.», поскольку означало способность к постоянному развитию.
Ну что ж, дорогие товарищи, давайте и мы проверим ваше развитие в мире кино: насколько вы сможете узнать фильм по такому нюансу, как игрушка в кадре? И называйте ваши примеры кино, где показывали игрушки (в том или ином ракурсе).
П. с. А на близкие темы отвечайте на кино-тесты, где надо угадать фильм либо мультфильм по таким деталям, как настольные игры, а еще статуи, плюс музыкальные инструменты и даже картины.