Представляем вашему вниманию рубрику, в которой мы рассказываем об экспонатах из фондов Новокузнецкого художественного музея, крайне редко «выходящих в свет». Сегодня - юбилейный бенефис работы Кузьмы Петрова-Водкина.
100-летний экспонат из коллекции Новокузнецкого художественного музея был написан Петровым-Водкиным во время командировки во Францию.
Художник удивительной судьбы, преисполненной невероятными поворотами и зигзагами, авантюрист, наделённый даром пророчества, ещё при жизни стал легендой и культовой фигурой в истории российской живописи начала прошлого века. Рождённый в бедной семье сапожника провинциального городка, своим незаурядным талантом и неуёмным трудолюбием он достигнет высот, о которых другим и не мечталось.
1924–1925 годы Кузьма Сергеевич вместе с семьёй провел в Париже, художественной Мекке начала ХХ века. Основная цель командировки от Наркомпроса: «ознакомление с взаимоотношениями изобразительного искусства с индустриальной промышленностью». Но художник был разочарован и в письмах друзьям не смог сдержать раздражения: «До невероятия здесь много русских, особенно на Montparnasse`е, и потому – как в провинции – все друг друга знают и мешают. Трудно уединиться. Вообще в Париже уйма иностранцев и в сущности есть не французское искусство, а искусство во Франции: японцы, русские и немцы».
Художник и раньше подолгу находился вне России. Далёкие странствия он считал важной составляющей своей жизни и творческого метода. В молодости он путешествовал на велосипеде по Европе (Польша, Германия, Италия), два года жил в Париже (и привёз оттуда жену-француженку, ставшую для него путеводной звездой и камертоном, к которому он внимательно прислушивался всю свою жизнь), посетил Северную Африку и Среднюю Азию.
В своей последней поездке по Франции, как и везде, он много работал, был открыт новым впечатлениям, создал большое количество живописных и графических произведений. Из многочисленных рисунков художника этого периода к нам попало акварельное изображение женщины в очках. Она склонила лик в задумчивости, погрузившись в собственные мысли. Её внутреннему взору предстают образы мужчины, дома, лестницы. Художник изображает их на заднем плане за окнами, тем самым играя с буквальным и переносным смыслом фразы, написанной на обороте работы – «Derrierе la vitre» («За стеклом»). Такая сложная по своей структуре комбинация форм заднего плана — одна из характерных черт авторского почерка. В одних случаях она включает в себя детали реальности, в других — материализованные в синей дымке видения-фантазии, символически связанные с персонажем.
А как вы понимаете эту работу?
#Новокузнецкийхудожественныймузей #НХМ_коллекция #Выходвсвет #КузьмаПетровВодкин