Найти в Дзене
ДЕНЬ АКВАРЕЛИ Всемирный день акварели – праздник прозрачности, света и безграничных возможностей. Акварель – это не просто краски и вода. Это магия, где пигмент танцует на бумаге, создавая переливы цвета, тонкие нюансы и воздушные образы. От нежных пастельных оттенков до ярких, насыщенных мазков – акварель способна передать всю палитру человеческих эмоций и красоту окружающего мира. Мы любим акварель за ее искренность и моментальность. За то, как она позволяет художнику быстро уловить мимолётное впечатление, игру света и тени, движение облаков или аромат цветущих деревьев. В акварели нет места долгим исправлениям, каждое прикосновение кисти – это уже часть произведения, и именно в этой спонтанности кроется ее особенная прелесть. Приглашаем вас полюбоваться работами из коллекции Новокузнецкого художественного музея, в которых сквозь прозрачность красок проступают характеры и души: 1. Эйгес Ольга Вячеславовна «Старик курд» (1958, бумага, акварель) 2. Паршуков Евгений Семенович «Вид из окна» (2000, бумага, акварель) 3. Рещиков Петр Павлович «Ярославль. Трапезная Спасского монастыря» (Новокузнецк, 1964, бумага, акварель) 4. Иванкин Вадим Викторович «Естественный свет» (Новосибирск, 1995, бумага, акварель) 5. Гаврилова Елена Павловна «Лист 3»(Новокузнецк, 2003, бумага, акварель) 6. Спесивцев Вадим Юрьевич «Античный бардак» (Новокузнецк, 2011, бумага, акварель, карандаш) 7. Аристов Степан Никонорович «Вечерний клёв» (Кемерово, 1971, бумага, акварель) 8. Суслов Александр Васильевич «Последние следы. Диптих. Лист 6» (Новокузнецк, 2004, бумага, акварель) 9. Берзин Виталий Александрович «Утро на Телецком озере» (Новокузнецк, 1991, бумага, акварель) 10. Кадушкин Алексей Михайлович «Девушка в красном» (1950-1970-е, бумага, акварель) #Новокузнецкийхудожественныймузей #НХМ_коллекция
1 неделю назад
ВДОХНОВЕНИЕ Портрет Плисецкой В её имени слышится плеск аплодисментов. Она рифмуется с плакучими лиственницами, с персидской сиренью, Елисейскими полями, с Пришествием. Есть полюса географические, температурные, магнитные. Плисецкая – полюс магии. Она ввинчивает зал в неистовую воронку своих тридцати двух фуэте, своего темперамента, ворожит, закручивает: не отпускает. Есть балерины тишины, балерины-снежины - они тают. Эта же какая-то адская искра. Она гибнет – полпланеты спалит! Даже тишина её – бешеная, орущая тишина ожидания, активно напряженная тишина между молнией и громовым ударом. Плисецкая – Цветаева балета. Её ритм крут, взрывен. Жила-была девочка – Майя ли, Марина ли – не в этом суть. Диковатость её с детства была пуглива и уже пугала. Проглядывалась сила предопределённости её. Её кормят манной кашей, молочной лапшой, до боли затягивают в косички, втискивают первые буквы в косые клетки; серебряная монетка, которой она играет, блеснув рёбрышком, закатывается под пыльное брюхо буфета. А её уже мучит дар её – неясный самой себе, но нешуточный. «Что же мне делать, певцу и первенцу, В мире, где наичернейший сер! Где вдохновенье хранят, как в термосе! С этой безмерностью в мире мер?!» Мне кажется, декорации «Раймонды», этот душный, паточный реквизит, тяжеловесность постановки кого хочешь разъярит. Так одиноко отчаян её танец. Изумление гения среди ординарности - это ключ к каждой её партии. Крутая кровь закручивает её. Это не обычная эоловая фея – «Другие – с очами и с личиком светлым, А я-то ночами беседую с ветром. Не с тем – италийским Зефиром младым, – С хорошим, с широким, Российским, сквозным!» Впервые в балерине прорвалось нечто - не салонно-жеманное, а бабье, нутряной вопль. В «Кармен» она впервые ступила на полную ступню. Не на цыпочках пуантов, а сильно, плотски, человечьи. «Полон стакан. Пуст стакан. Гомон гитарный, луна и грязь. Вправо и влево качнулся стан… Князем – цыган. Цыганом – князь!» Ей не хватает огня в этом половинчатом мире. «Жить приучил в самом огне, Сам бросил в степь заледенелую! Вот что ты, милый, сделал мне! Мой милый, что тебе я сделала?» Так любит она. В ней нет полумер, шепотка, компромиссов. Лукав её ответ зарубежной корреспондентке. - Что вы ненавидите больше всего? - Лапшу! – И здесь не только зарёванная обида детства. Как у художника, у нее всё нешуточное. Ну да; конечно, самое отвратное – это лапша, это символ стандартности, разваренной бесхребетности, пошлости, склонённомтт, антидуховности. Не о «лапше» ли говорит она в своих записках: «Люди должны отстаивать свои убеждения… …только силой своего духовного «я» Не уважает лапшу Майя Плисецкая! Она мастер. «Я знаю, что Венера – дело рук, Ремесленник – я знаю ремесло!» (Андрей Вознесенский) ‘ 20 ноября исполнилось 100 лет со дня рождения великой русской балерины Майи Михайловны Плисецкой (1925-2015). Никогосян Николай Багратович «Портрет балерины М. Плисецкой» (1950-е-нач. 1960-х, мрамор, резьба). Из коллекции Новокузнецкого художественного музея. #Новокузнецкийхудожественныймузей #воскресеньедлявдохновенья #АндрейВознесенский #НиколайНикогосян
1 неделю назад
ДЕНЬ СЫНОВЕЙ У маленьких сыновей есть особый дар открывать невиданные грани души в окружающих его мужчинах. В своём отце – защитника и наставника. А в деде они легко находят того самого озорного парнишку, который когда-то гонял мяч и строил шалаши. Сыновья – это мостик между поколениями, источник невероятной силы, нежности и бесконечной веры в жизнь. Как быстро летит время! Вот он, ещё совсем крошечный, посапывает, прижавшись к маминой груди, или сосредоточенно сопит у папы на коленях, рассматривая новую книжку. А вот уже делает первые неуверенные шаги, задает тысячу «почему?», прибегает с грязными коленками и искренней улыбкой. Сыновья вырастают и становятся мужчинами, но так хочется продлить эти мгновения детства, ведь именно в них кроется самое чистое, самое безусловное счастье. Остановить время невозможно, но у художников есть удивительный шанс запечатлеть моменты жизни своих сыновей: 1. Бурмагина Генриетта Николаевна «Вырастает сын» (1975, бумага, ксилография) 2. Лубенников Иван Леонидович «Портрет сына» (Москва, 1981, холст, масло) 3. Шварц Дмитрий Петрович «Портрет сына» (Москва, 1930-е, гипс, литье) 4. Бачевский Сергей Антонович «Портрет сына» (Новокузнецк, 1937, бумага, карандаш) 5. Мотовилов Георгий Иванович «Портрет сына» (Москва, 1950-е, гипс тонированный, литьё) 6. Голицын Илларион Владимирович «Мать и сын» (1962, бумага, линогравюра) 7. Жилинский Дмитрий Дмитриевич «Портрет сына» (1977, бумага, карандаш) 8. Брагин Александр Иванович «Портрет сына» (Новокузнецк, 1967, шамот глазурованный, литьё) 9. Кадушкин Алексей Михайлович «Отец и сын» (1950-70-е, бумага, тушь, перо). #Новокузнецкийхудожественныймузей #НХМ_коллекция
1 неделю назад
С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ, ДЕД МОРОЗ! Кто из нас не ждал его с замиранием сердца? Кто не писал ему писем с самыми заветными желаниями? Он приходит к нам тогда, когда мир замирает в ожидании чуда, когда даже взрослые на миг становятся детьми. И кажется, будто он был всегда, в каждом доме, у каждой ёлки, в каждом сердце. Но на самом деле, дебют Деда Мороза состоялся в 1937 году на первой советской праздничной ёлке в московском Доме Союзов. Хотя образ сказочного волшебника начал складываться за сто лет до этого. В 1841 г. писатель-романтик Владимир Одоевский опубликовал сказку «Мороз Иванович», основанную на фольклорной истории о персонаже Морозко, но сглаженную, облагороженную. Действие происходит летом: Рукодельница и Ленивица встречают Мороза Ивановича. Он даёт девочкам несложные задания: приготовить еду, взбить перину, прибраться. Награда — брильянтик. Народную, более суровую версию сказки о Морозко опубликовал Александр Афанасьев. В 1856 году из-под его пера вышло первое полное собрание русских народных сказок — фольклорист записывал волшебные истории со слов крестьян, ямщиков, бродячих торговцев. Морозко в этой версии прыгает с ветки на ветку, даёт сёстрам каверзные поручения, пугает холодом и болью. Финальные штрихи к портрету Деда Мороза добавил Николай Некрасов в 1863 году в поэме «Мороз Красный Нос». По сюжету крестьянка отправляется за дровами в лес, где встречает Мороза-воеводу. Беспощадный дух зимы испытывает героиню, спрашивая: «Тепло ли тебе, молодица?» Черты доброго Мороза Ивановича и грозного Мороза-воеводы со временем соединяются в привычный нам образ Деда Мороза. А вы верите в Деда Мороза? – верю – не верю Минаев Владимир Николаевич. Иллюстрация к русской сказке «Мороз Иванович» (1969-1970, бумага, тушь, перо). Из коллекции Новокузнецкого художественного музея. #Новокузнецкийхудожественныймузей #НХМ_коллекция #ВладимирМинаев
1 неделю назад
ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ РУКОДЕЛИЯ Не верьте никому, кто будет утверждать, что рукоделие – удел скучающих старушек. Даже знаменитые люди, повлиявшие на развитие культуры в целом, не считали зазорным шить, вязать и заниматься другими видами декоративно-прикладного искусства. • Вольтер в свободное время любил ремонтировать сломанные часы и в конце жизни даже открыл часовую мануфактуру. • Пабло Пикассо увлекался керамикой — создавал предметы домашнего обихода: вазы, блюда, миски. • Густав Климт создавал эскизы тканей и фасоны платьев для своей последней возлюбленной Эмилии Флёге. • Николай Васильевич Гоголь владел искусством шитья, искусно вязал на спицах, вышивал, ткал пояса. • Александр Николаевич Островский отлично владел столярным ремеслом, резьбой по дереву, занимался кройкой и шитьём, создавая красивые наряды. • Лев Толстой начал делать самостоятельно делать одежду и обувь в конце жизни, когда пришёл к заключению, что физический и ремесленный труд важнее и полезнее интеллектуального. • Дмитрий Менделеев любил мастерить чемоданы. • Николай Ге любил класть печи. • Николай Цискаридзе к вышивке неравнодушен с детства. • Актёр Виктор Сухоруков увлёкся вышивкой, уже будучи взрослым мужчиной. • Александр Балуев после роли в одном из своих фильмов неразлучен со спицами. • Джордж Лукас в перерывах съёмок располагается в режиссерском кресле с пряжей и спицами в руках. • Немецкий актёр Тиль Швайгер обожает шить мягкие игрушки и детскую одежду. С праздником, обладатели оч.умелых ручек! С Днём рукоделия! Перекличка: какими видами рукоделия вы увлечены? А для нас сегодня «важнейшим из искусств» является вязание. Представляем работы из коллекции Новокузнецкого художественного музея: Дувидов Виктор Аронович «Портрет Фроловой-Багреевой» (1965, бумага, литография). Бачевская-Беляева Прасковья Филипповна «За работой» (Новокузнецк, 1964, бумага, карандаш). #Новокузнецкийхудожественныймузей #НХМ_коллекция
1 неделю назад
ВДОХНОВЕНИЕ Привели меня к дому сперва, Где жил Пушкин. Сказали: «Постой-ка...» Я спросил: «Эта речка - Нева?» Мне сказали: «Ты что, это Мойка!» А потом вроде узкого рва Видел речку свинцового цвета. Я спросил: «Неужели Нева?» - Нет, канал Грибоедова это. А потом шелестела листва. Сколько статуй! Какая прохлада! Я спросил: «Эта речка Нева?» - Нет, Фонтанка, у Летнего сада. А потом синева, синева, Шпиль и солнце, и волны, и ветер. Я не спрашивал: «Это Нева?» Я и сам бы любому ответил! (Александр Кушнер) Ракицкий Борис Романович «Набережная Невы» (Ленинград, 1978, бумага, линогравюра цветная). Из коллекции Новокузнецкого художественного музея. #Новокузнецкийхудожественныймузей #воскресеньедлявдохновенья #НХМ_коллекция #АлександрКушнер #БорисРакицкий
1 неделю назад
НА МОЛЬБЕРТЕ Жили-были два пенька. Обычные, ничем не примечательные, коих сотни в любой поленнице. И кто бы мог подумать, что обычные пеньки станут отправной точкой для создания удивительных работ? В красоте дерева, освещённого солнцем, нашла вдохновение Алевтина Архиповская – мастер графики и прикладного искусства, педагог, член Союза художников России. «Моё вдохновение – в природе, в неустанных наблюдениях за ней. Рассвет – это не просто встреча нового дня, это рождение новой идеи, начало пути. Подобно тому, как деревья пробуждаются от зимнего сна под ласковыми весенними лучами, так и в человеческой душе расцветает новое». Ствол дерева, запечатлённый на первом фото, стал искрой, зажёгшей пламя нового проекта. Так родились две эти дивные работы. Вверху – панно «Луч солнца золотого» (дерево, медь, горячая эмаль). Внизу – «Пробуждение» (дерево, медь, горячая эмаль). Несмотря на то, что эти произведения были созданы лишь в 2025 году, они уже успели пленить сердца зрителей на выставке «Две персоны» в Доме творческих союзов и на персональной выставке «Разговор о счастье» в Кузбасском центре искусств (Кемерово). #Новокузнецкийхудожественныймузей #На_мольберте #АлевтинаАрхиповская
1 неделю назад
СИНИЧКИН ДЕНЬ О синицах Вот вы говорите – синица, Синицу любой назовёт. Но вам, друзья, и не снится, Какой это пёстрый народ: Синица с хохлатой головкой (Ее «гренадёркой» зовут), Чёрная с ней «московка» У гнёздышка тут как тут. «Пухляк» – у него привычка В дудочку во весь дух! «Лазоревка», дивная птичка, Нежно-небесный пух. Вглядитесь в их милые лица: Различны они? Вот-вот. А вы говорите: синица. Синицу любой назовёт. (Илья Сельвинский) Никитин Александр Павлович, Афанасьева Татьяна Васильевна. Тарелка «Большая синица» (Санкт-Петербург, начало 2020-х (форма 2014), фарфор, деколь надглазурная). Из коллекции Новокузнецкого художественного музея. #Новокузнецкийхудожественныймузей #НХМ_коллекция #ТатьянаАфанасьева #АлександрНикитин
1 неделю назад
ДЕНЬ БОГИНИ МАКОШИ Она нити прядёт, в клубок сматывает, не простые нити – волшебные. Из тех нитей сплетается наша жизнь - от завязки – рожденья и до конца, до последней развязки-смерти. Так поэтически описана в «Книге Коляды» (I в.) древнейшая богиня славян Макошь. Макошь – единственная богиня древнерусского пантеона, чей идол стоял в Киеве на вершине холма рядом со статуями Перуна и прочих божеств по данным «Повести временных лет». Имя образовано из двух слов: Ма – мать и кош - судьба. Она богиня-мать, покровительница деторождения и хранительница рода и домашнего очага, неразрывно связана со стихией земли и воды. Макошь ведает судьбы людей и Богов, покровительствует женским ремёслам и магии. Макошь — Небесная Пряха, которая ткёт нити человеческих судеб, определяя жизненный путь от рождения до смерти. В этом священном процессе ей помогают Доля, завязывающая узелки счастья, и хмурая Недоля, отвечающая за испытания и горести. Таким образом, Макошь следит за тем, чтобы каждый человек получил по заслугам, исходя из его поступков и намерений. Даже после крещения Руси Макошь не исчезла — её образ слился с Богородицей — защитницей женщин и семей, и Святой Параскевой Пятницей — покровительницей рукоделия, воды и судьбы. Гаврилов Александр Михайлович «Макошь с рогом изобилия», «Макошь просящая» (Новокузнецк, 1991, бумага, темпера, офорт цветной). Из коллекции Новокузнецкого художественного музея. #Новокузнецкийхудожественныймузей #НХМ_коллекция #АлександрГаврилов
1 неделю назад
ДЕНЬ «СХОДИТЕ В ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ» Дорогие ценители искусства, друзья и все, кто неравнодушен к красоте! Новокузнецкий художественный музей ежедневно открывает для вас двери в мир, где каждый холст – отражение души, каждая скульптура – застывшая эмоция, каждый экспонат – рассказанная история; где цвет и форма говорят громче слов. Мы приглашаем вас погрузиться в атмосферу вдохновения и созерцания. Позвольте себе заблудиться среди шедевров, найти новые смыслы в знакомых работах, ощутить дыхание эпох, разгадать тайны композиций и просто насладиться моментами тишины и красоты, которые так необходимы в суете современного мира. С любовью к искусству и надеждой на скорую встречу, ваш Новокузнецкий художественный музей. Сойфертис Леонид (Вениамин) Владимирович «В музее» (1956, бумага, офорт). Из коллекции Новознецкого художественного музея. #Новокузнецкийхудожественныймузей #НХМ_коллекция #ЛеонидСойфертис
1 неделю назад
ВДОХНОВЕНИЕ Медленно умирает тот… Медленно умирает тот, кто не путешествует, кто не читает, кто не слышит музыки, кто не находит изящество в самом себе. Медленно умирает тот, кто разрушает свою веру в себя, кто не позволяет себе помогать. Медленно умирает тот, кто становится рабом привычки, Выполняя каждый день один и тот же маршрут, Кто не меняет направление, Кто не рискует менять цвета одежды, Кто не разговаривает с незнакомцами. Медленно умирает тот, кто избегает страстей и вихрей эмоций, Именно тех, которые делают глаза лучистыми, Именно теми, которые могут заставить сердце стучать И от ошибки, и от чувств. Медленно умирает тот, кто не отбивает удары судьбы, когда он несчастлив в работе или в любви, тот, кто не рискует тем, что есть, ради того неизвестного, что может быть, если идти за мечтой, кто не позволяет себе, хотя бы раз в жизни, убежать от благоразумных советов … Живи сегодня! Рискни сегодня! Сделай это сегодня! Не смей умирать медленно! He запрещайте себе быть счастливым! (Пабло Неруда) Калита Николай Иванович «Пабло Неруда»(1961-1962, бумага, ксилография). Из коллекции Новокузнецкого художественного музея. #Новокузнецкийхудожественныймузей #воскресеньедлявдохновенья #НХМ_коллекция #ПаблоНеруда #НиколайКалита
1 неделю назад
ДЕНЬ СИБИРИ В 1581 году небольшой отряд из нескольких сотен казаков, нанятый промышленниками Строгановыми для защиты от набегов сибирских татар, отправился в поход за Урал. Возглавил его легендарный атаман Ермак Тимофеевич — человек, чьё имя стало символом отваги, смелости и служения Отечеству. За три года казаки прошли сотни километров по рекам и тайге, одержали победы над войсками хана Кучума и 26 октября (8 ноября) 1582 года заняли Кашлык — столицу Сибирского ханства. Это событие стало поворотным моментом: впервые русские люди ступили на восточные земли. В честь 300-летия присоединения сибирских земель к Российскому государству император Александр III в 1882 году ввёл в пантеон праздников День Благодарения Сибири. Но история Сибири — это не только завоевания. Это люди, которые шли в неизведанное, строили остроги и крепости, заводили хозяйства, закладывали наши сибирские города. Это история смелости, выживания и созидания. Это напоминание о том, что Россия — страна, рождённая не только в Европе, но и на востоке, в бескрайней тайге и на берегах могучих сибирских рек. Тищенко Евгений Матвеевич «Ермак» (Кемерово, 2002, бумага, карандаш). Из коллекции Новокузнецкого художественного музея. #Новокузнецкийхудожественныймузнй #НХМ_коллекция #ЕвгенийТищенко
1 неделю назад