Найти тему

Тема "Грехи" на выставке "Красные ворота\Против течения"

Итоговая выставка межрегионального исследовательского академического проекта - 2024

Одна из десяти тем, над которыми работали участники восьмого конкурса "Красные ворота\Против течения", - ГРЕХИ и ДОБРОДЕТЕЛИ. Эти понятия имеют богатую историю толкований, самые ранние появились еще до возникновения религий. Уже древние греки – в лице Аристотеля – сформулировали основы здоровой нравственности, противопоставив порок праведному поведению. При этом неважно было, какого бога почитал человек. Появление более или менее устоявшейся иерархии грехов произошло в VI веке н.э., при папе Григории I.

Вверху «списка» грехов была поставлена Гордыня, далее следуют Жадность, Гнев, Зависть, Похоть, Чревоугодие и Уныние.

Изначально ответственность за грехи приписывалась исключительно самому человеку, через пару веков трактовка несколько изменилась: за пороки стали «отвечать» демоны – Люцифер, Мамона, Асмодей и другие. Человек впадал в смертный грех, подпав под влияние кого-то из них и не справившись с искушением. Постепенно сложилась и иерархия наказаний за грехи, страх перед посмертными муками должен был, по мысли богословов, остановить потенциального грешника от порочных поступков.

В дальнейшем в истории богословия тема смертных грехов практически не разрабатывалась, ее осмысление происходило по большей части в литературе и искусстве. В Средние века искусство просто обязано было «пропагандировать» религиозные догматы. Живопись, по выражению философа и художника Максима Кантора, «потребовалась христианской идеологии чтобы иллюстрировать моральный постулат». Но постепенно живопись превратилась в самостоятельную силу: краски и холст стали нести людям жизненный нравственный урок. Причем картина являет этот урок сразу, мгновенно, в тот самый миг, когда глаз зрителя смотрит на нее.

Джотто ди Бондоне. Поцелуй Иуды. Фрагмент. 1305 г. Фреска Капелла дель Арена, Падуя, Италия
Джотто ди Бондоне. Поцелуй Иуды. Фрагмент. 1305 г. Фреска Капелла дель Арена, Падуя, Италия

Кто из художников уделил внимание теме «Грехов» и «Добродетелей»? Одним из первых, на рубеже 13 и 14 веков, был флорентиец Джотто. Он расписывал соборы Флоренции и Тосканы сценами Страшного суда, на его фресках мы видим святых и изгоняемых ими демонов, его живопись несет в себе философию добра и духовного равенства перед лицом Бога и природы. Один из самых знаменитых его сюжетов - поцелуй Иуды, символизирующий грех предательства.

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 1490-1510. Масло на дубовых панелях, музей Прадо, Мадрид, Испания
Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 1490-1510. Масло на дубовых панелях, музей Прадо, Мадрид, Испания

Повсеместное проникновение «адских сил» пишет в своих картинах Иероним Босх, художник 16 века: он изображает мир, в котором торжествует Ад – химеры, различные чудища, уроды, бесы, монстры всех мастей. По Босху, в Рай не попадет никто, в нем только Адам и Ева, но и они скоро будут изгнаны… Живопись Босха – символ и отражение краха социального проекта гармоничного феодального общества, отражение конце эпохи рыцарства.

Питер Брейгель-старший. Семь смертных грехов. 1556-1558. Гравюра. Галерея Альбертина, Вена, Австрия
Питер Брейгель-старший. Семь смертных грехов. 1556-1558. Гравюра. Галерея Альбертина, Вена, Австрия

Ученик Босха – Питер Брейгель на ранних этапах творчества тоже отдал дань химерам и мутантам, но его метафора – это всегда иносказательное отражение реальной жизни. В своих рисунках для гравюр «Семь смертных грехов» Брейгель представил человеческие страсти аллегорически, но в зрелом творчестве от аллегории и назидания мастер отказался.

Интересно сравнить подходы старых мастеров с тем, как эту тему раскрывают наши современники.

Николай Чибисов (Москва). Поцелуй Иуды. Тридцать сребреников. 2023. Дерево, резьба
Николай Чибисов (Москва). Поцелуй Иуды. Тридцать сребреников. 2023. Дерево, резьба

Николай Чибисов обратился к классическому сюжету «поцелуй Иуды», не стремясь придать ему откровенно современного звучания; лица, фигуры, одежды, интерьер, в котором разворачивается сцена, и в большой степени материал, который использует автор, - все это подчеркивает мысль о том, что вечные истины и неподвластные времени проблемы действительно существуют, и с ними так или иначе сталкивается каждое поколение и каждый человек…

Лана Мусина-Медвецкая Казань). Дориан Грей. 2024. Холст, масло
Лана Мусина-Медвецкая Казань). Дориан Грей. 2024. Холст, масло

Возможно, современная молодежь слабо знает роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» (1890 г.), но кого-то яркая и впечатляющая картина наверняка заставит обратиться к нему или хотя бы к одной из многочисленных его экранизаций. Тщеславие, гордыня, похоть – именно эти пороки были свойственны герою сюжета. На картине Мусиной-Медвецкой герой изображен еще в тот период, когда он не догадывается о том, что себялюбие не сделает его ни счастливым, ни вечно молодым.

Светлана Румянцева (Москва). Мнемозина. Цифровое фото. 2024
Светлана Румянцева (Москва). Мнемозина. Цифровое фото. 2024

Более древний образ попыталась по-своему раскрыть Светлана Румянцева. Мнемозина – древнегреческая титанида, олицетворяющая память и знающая «все, что было, что есть и что будет», не раз была героиней классической живописи. Классики писали ее красавицей, держащей в руках «лампу памяти», которая проливает свет и на прошлое, и на будущее, ибо без первого нет второго. «Лампа памяти» у Светланы Румянцевой – украшенный драгоценностями череп. По – видимому, постмодернистский взгляд на историю человечества видит в ней борьбу не на жизнь, а на смерть, и борьба эта разворачивается и за материальное богатство, и за души людей...

Никита Кропоткин (Москва). Зависть. 2023. МДФ, акрил
Никита Кропоткин (Москва). Зависть. 2023. МДФ, акрил

Никита Кропоткин в своей работе решился передать бурю переживаний и, в целом, психологических последствий «впадения в грех зависти» исключительно через цвет и соотношение линий и пятен. И ему это удалось: сочетание красного, желтого и черного воспринимается как взрыв эмоций, связанных с завистью, ревностью, осуждением других, а именно эти чувства нередко становятся площадкой для зла и даже для преступления…

Илья Зорькин (Санкт-Петербург). Царь горы. Автопортрет. 2024. Холст, масло
Илья Зорькин (Санкт-Петербург). Царь горы. Автопортрет. 2024. Холст, масло

Немалую самокритичность продемонстрировал в своем масштабном полотне «Царь горы. Автопортрет» Илья Зорькин. Как известно, выражение «царь горы», пришедшее из старинной детской игры, сегодня воспринимается скорее иронично. Современная психология утверждает, что стремление достигать победы путем вечной борьбы за звание «царя горы» абсолютно непродуктивно: напротив, эффективно достичь победы можно помогая другим, а не отталкивая их. По-видимому, автор картины согласен с тем, что через самоиронию можно преодолеть грех самолюбия, тщеславия и гордыни.

Татьяна Краснощекова (Самара). Осенние листья. Двое. 2023. Холст, масло
Татьяна Краснощекова (Самара). Осенние листья. Двое. 2023. Холст, масло

О каком грехе поведала зрителям Татьяна Краснощекова в картине «Осенние листья. Двое»? Думается, что автор относится к своим героям - немолодым и не очень благополучным мужчине и женщине – скорее сочувственно, чем осуждающе. Жителям больших городов, и не только, хорошо знакома ситуация заброшенности и социальной ущербности, одиночества и бедности. Не впадать в грех осуждения ближнего своего, проявлять сочувствие, оказывать поддержку – об этом, как представляется, говорит нам автор.

Сергей Кондулуков (Тольятти). Солнечный удар. 2016. Холст, масло
Сергей Кондулуков (Тольятти). Солнечный удар. 2016. Холст, масло

К работе Сергея Кондулукова «Солнечный удар» словами добавить нечего, разве что посоветовать перечитать одноименный рассказ Ивана Бунина или хотя бы пересмотреть фильм Никиты Михалкова. Глядя на этот солнечный натюрморт, каждый понимает, что в жизни действительно случаются ситуации взрыва неожиданных чувств и желаний, и считать этот «взрыв» или «удар» блудом или похотью стоит отнюдь не во всех случаях…

Продолжение рассказа о работах по теме "Грехи и Добродетели" - в следующей статье