- Жанр хоррор (от англ. Horror – ужас) в художественных произведениях стар, как сама история человечества. Поэтому всегда и во все времена, именно страшные истории, всегда привлекали внимание человека. Эти произведения вызывают наибольшее количество самых сильных эмоций через выплеск адреналина. С развитием кинопроизводства, а позже и игровой индустрии в ХХ-ХХI вв., показывать ужастики авторам стало намного проще.
Сегодня речь пойдет о такой серии игр-хорроров, как Dead Space, первая часть которой, вышла в 2008 году, а в 2023 году, ремейк этой же части повторил успех оригинала набрав 87 баллов на Metacritic.
- Источниками вдохновения этой замечательной серии игр послужили такие произведения, как «Нечто» и «Чужой», в которых герои из числа простых людей противостоят неведомой и суровой опасности. Несмотря на бешеную популярность франшизы «Чужой», первая достойная хоррор-игра по ней, была выпущена лишь в 2013 году. Речь идет об Alien Isolation за авторством студии Creative Assembly, известной своей серией стратегий Total War. А потому, Dead Space закрыл собой эту нишу в игровой индустрии, и надо признать стал настолько популярным, что уже спустя год Джон Карпентер – режиссер фильма «Нечто», высказывал предложения снять фильм по новой вселенной.
- Первая часть серии Dead Space, как мы уже сказали выше, была очень сильно вдохновлена ужастиками 80-х годов прошлого века, а также творчеством Айзека Азимова и Пола Андерсена, что и повлияло на ее дизайн. Однако, наиболее важной составляющей первой игры – стал реализм происходящих событий игры. Это относится к тому, как неряшливо и рвано выглядят некроморфы, а также к тому, как натурально и в то же время пугающе, выглядит корабль «Ишимура» на котором происходят основные события игры. Также примечательной фишкой игры, стало то, что по походке Айзека Кларка – главного героя, можно заметить легкую сутулость в силу того, что он не военный, а простой инженер, страдающий сколиозом. И вот этот реализм в произведении создает атмосферу полного погружения в происходящее.
Немаловажной стороной, является и диегитический интерфейс, при котором вся информация о состоянии персонажа и его оборудовании должна являться частью игрового мира. Таким образом, он не перетягивает на себя внимание, что является очень важным для погружения в игру.
- Сюжет игры представляет собой путешествие спасательной команды к заброшенному кораблю класса “планетарный потрошитель” USG “Ишимура”. Герои должны починить корабль и выяснить, что случилось с его экипажем. Однако, на корабле, герои быстро выясняют, что причиной гибели экипажа стала неизвестная мутация. Она превратила людей в искореженные мертвые тела, которые получили название “некроморфов”.
Целью Айзека очень быстро становится ремонт корабля с целью возвращения домой. По ходу прохождения игры Айзек узнает, что целью команды корабля был вывоз некоего артефакта - Обелиска. Его сигналы вызывают у человека приступы шизофрении и безумия, а в последующем, превращают его тело в некроморфа. Айзек, обнаруживает, что за вывозом этого артефакта с планеты стоит секта Юнитологии, которая на родной Земле держит в своих руках все крупные компании, в том числе и ту, на которую работает Айзек Кларк и его товарищи. Именно по приказу этой секты, руководство корабля состояло преимущественно из Юнитологов. Именно по ее приказу, в рядах спасательной команды была поставлена программист Кендра Дэниэлс, чьей целью было доставить Обелиск с Ишимуры на Землю. В конце концов, Айзек благодаря помощи своей погибшей девушки - Николь Бреннан, доставляет его на планету Эгида-7. Там Обелиск пытается совершить процесс Схождения, однако, его прерывает Кендра с целью вернуть на Землю. Она же сообщает Айзеку, что Николь давно мертва, и именно видения, насылаемые Обелиском двигали Айзека ближе к концу его пути. Герой добирается до Кендры, но ее убивает гигантский некроморф - Разум Роя, с которым Айзек вступает в бой. После победы над Разумом Роя, инженер садиться на челнок, на котором прибыл, и возвращается домой. Но несмотря на то, что тяжелое путешествие позади, безумие Айзека, теперь всегда будет с ним.
- Основными идеями первой части игры, стали философия экзистенциализма (от лат. existentia — существование) одного из главных философских течений начала XX века. Согласно ему, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» — например, перед лицом смерти. В результате чего мир становится для человека «интимно близким». Именно такой путь проходить Айзек Кларк в первой части игры, где он как инженер, сталкивается с инопланетной угрозой, которая жаждет его убить, расчленить и съесть. При этом герой, активно сопротивляется этому чудовищному миру, борясь с некроморфами. И всё же, Айзек лишен собственной воли, он подчиняется приказам всех персонажей, и даже Обелиску. Лишь в конце, осознав собственное безумие, Айзек сходится в финальной битве с Разумом Роя и возвращается домой. Однако в ходе этого, герой не получает “глубокой мудрости”, а лишь медленно начинает сходить с ума. Такая философия держится на идеях идеализма и индивидуализма, выработанных Сартром, Кьеркегором, Ницше, Достоевским и многими другими буржуазными философами. Иронично, что такой философский приём был продемонстрирован на персонаже-рабочем, который за все свои испытания и пережитые ужасы, в конце получает лишь безумие и шизофрению.
- Возможно, концовка игры, которая въелась многим игрокам в память не только благодаря финальному скримеру, но и тому, что игрок в полной мере ощутил настроение Айзека, где в конце ужаснейшего путешествия, вместо награды ты получаешь воспоминание об ужасах и потерях, пережитых героем.