Первые взрослые туфли, сон на маленьком балкончике, ателье, где делали пуговицы, печь с изразцами и вкусные запахи приготовленной бабушкой еды. Читатели "Московских историй" вспоминают детство в Марьиной роще.
Покупки в Марьинском мосторге
Елена С.
До 1970 года мы жили в Октябрьском переулке. Двухэтажный деревянный дом с коммунальными квартирами, вода только холодная, печное отопление, во дворе - сараи с дровами. В теплое время года мы в этих сараях устраивали жильё для кукол. Зимой во дворе сооружали горку из снега и строили снежные крепости.
Окна нашей комнаты (14 метров на четверых) выходили в яблоневый сад. У нас был маленький балкончик, мы с сестрой летом даже спали иногда на нём. Почти каждые выходные ходили в сад ЦДСА - обязательно надо было прокатиться на карусели с лошадками и оленями.
В Марьинском мосторге старшая сестра, учившаяся тогда в МИИТе, купила мне первые "взрослые" туфли - черные лакированые, на небольшом каблучке.
Татьяна Асадова
А мне, шестилетней, там купили сестренку. Когда я спросила у бабушки:
- Откуда взялась Лена?
Она отвечала:
- В Марьинском мосторге купили. -
- Лучше бы вы мне там куклу купили! - сказала я.
Пуговичное ателье
Взгляд с балкона
Моя мама работала в ателье. Это был филиал, а основное ателье находилось на Октябрьской улице, 38/2. Сейчас там магазин "Театр Цветов". А во времена моего детства там делали пуговицы, пояса, ставили всякие кнопки. Мне там было очень интересно. Мне доверяли делать заготовки для пуговиц. Мама так и называла его - пуговичное ателье.
Кстати, мои родители познакомились в Марьинском мосторге. Папа пришел себе шляпу выбирать, а выбрал жену.
...И швейные машинки
Марина Евгеньевна И.
Родилась я в Марьиной Роще, в 9-м роддоме, жила на улице Октябрьская, дом 53, рядом с Марьинским мосторгом. В 1969 году нас переселили в Медведково.
На фото - мой дом, где я прожила 8 лет. На первом этаже был магазин "Швейные машинки", второй этаж занимали две коммунальные квартиры. Мы жили в квартире № 1, в двух комнатах на четверых - бабушка, мама, сестра и я. Кроме нас там жила еще молодая семья с ребенком и пожилая пара, муж и жена.
Из удобств были холодная вода, газовая плита, туалет и три печки в квартире - по числу семей. Мыться ходили в баню.
Мой дедушка в этом магазине "Швейные машинки" по случаю купил бабушке подольскую швейную машинку. Представляете сколько было радости!
Где родились все мои родичи
Каждый раз пишу что-то, когда речь заходит о Марьиной роще. Каждый раз в памяти всплывают любимые бабушка, дед, дядька, его сын, мой двоюродный брат, и их маленькая коммуналка на улице Образцова - д.10, кв. 29, 3-й этаж, вход со двора, два звонка, - где родились все мои родичи по маминой линии. Вспоминается их 3-этажный дом красного кирпича (стоит до сих пор), две смежные комнаты с изразцовой печкой и красивым паркетом, вкусные запахи бабушкиной еды.
Помню, что на их очень маленькой кухне была какая-то временная, лёгкая перегородка, в которую была вмонтирована дверь, ведущая в комнату их соседей, древних, как мне тогда казалось, мужа и жены. Глава той пары редко выходил из комнаты. Мои предки его звали "Плюшкин", наверное, из-за прижимистости. Занимался он тем, что перечерчивал какие-то чертежи. Чертили тогда тушью и рейсфедерами. Их как-то специально затачивали. Говорили, что это для чертёжников - высший пилотаж.
Под окнами стоял маленький домик с табличкой "В этом доме в таком-то году жил В. И. Ленин".
Окна кухонь выходили на лестницу, как в фильме "Покровские ворота". Дом был длинный, со входом посередине. В парадном тебя встречали две лестницы - в правое и левое крыло. Скорее всего, это был бывший барский дом со всей полагающейся ему атрибутикой.
Вспоминаю все это, даже Плюшкина, и каждый раз мураши с палец.
Еще: