Где проходит грань между добродетелью и человекоугодничеством? По каким признакам можно отличить, рассказал протоиерей Андрей Ткачёв.
Андрей Ткачёв, протоиерей:
В человеке всё срослось. Добродетели перетекают в грехи. Наоборот — не всегда получается. То есть наши грехи — это, как правило, продолжение наших добродетелей.
Потому что у добродетелей есть грань, за которой начинаются грехи. Например, вы — человек общительный. Это в общем-то достоинство. Но если вы этой общительностью загружаете свою жизнь безмерно и нагружаете этим окружающих, и ущерб своей семье приносите, то это уже грех.
Чёткую грань, действительно, провести здесь очень трудно. Со временем опыт подсказывает. А сразу понять сложно. Или, к примеру, вы — добрый человек, который готов всем помочь. Иногда это бывает во вред и тому, кому помогают, и тому, кто спешит на помощь.
То есть наши грехи очень часто бывают продолжением наших добродетелей, как это ни странно. Что касается человекоугодия и добрых дел, здесь тоже существует тонкая граница.
Половина наших добрых дел вообще не имеют цены. Они не нужны, как дохлая кошка. Потому что сделаны из-за человекоугодия вышеупомянутого или из желания понравиться, или это такие добрые дела, которые сделаны взаимозачётом и на Небо не уходят.
И это всё, конечно, нужно чувствовать. Вообще надо сказать, что всё, что делается по страсти, по тщеславию, по человекоугодию, оно делается с некоторым восторгом и самодовольством. Это похоже на состояние человека, который идёт на свидание. Это когда человек делает что-либо по страсти.
Совсем не так обстоит с добрыми делами. Как правило, настоящие добрые дела имеют препятствия, как внутренние, так и внешние. Внутренние препятствия представляют собой сомнения, нужно ли это делать или нет.
Вот при человекоугодии ни грамма не сомневаешься: «Нужно позвонить Ивану Ивановичу и поздравить его с Днём рождения». По поводу добрых дел всегда присутствуют какие-то сомнения. Надо ли покупать подарок? Нужно ли предложить свою помощь?
Снаружи могут мешать какие-то обстоятельства. То не успеваешь, то что-то не получается... Короче, добрые дела имеют, как правило, целый каскад препятствий. И делаются они не так легко, как птица поёт, а с неким усилием над собой.
Доброе дело — это когда хочешь - не хочешь, а надо! А человекоугодие всегда связано с «хочешь». Чувствуете разницу? Доброе дело — это когда «надо». Ум знает, что надо. Совесть, в принципе, согласна. Желание может и не быть, но надо. Слово «надо» всегда присутствует в настоящем добром деле.
А в человекоугодии присутствует слово «хочешь». Может быть и не надо, но ты хочешь. Вот, собственно, и вся разница.
Вообще-то слишком много анализировать не надо. Потому что голову можно сломать. У апостола Павла есть простое правило, которые гласит:
«Итак, едите ли, пьёте ли, или иное что делаете, всё делайте во славу Божию».
Если действовать так, то всякая шелуха отшелушится, а твёрдое зерно останется. Посвящайте все дела Иисусу Христу. И Он Сам отсечёт ненужное от нужного. И это ненужное отведёт в сторону.
Ещё статья: Почему, делая добро, часто получаешь зло? Объясняют священники.
Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.