Найти в Дзене
Москва, любовь моя

Самое необычное и загадочное древнерусское сооружение: Храм Василия Блаженного

Собор удивительной красоты – резной, кружевной, ажурный, с яркими пёстрыми куполами и шатрами, он один похож на целый сказочный город из какого-то неведомого царства. Одно из самых загадочных и необычных зданий Москвы. Гордость столицы и архитектурный символ России. Храму Василия Блаженного недавно исполнилось 463 года!

Он был построен при Иване Грозном в честь покорения Казанского ханства – грозного восточного соседа Руси. Пообещав в случае победы построить в столице собор невиданной красоты, Иван Грозный выполнил своё обещание – построил близ Кремля «храм преудивлён». Строительство длилось шесть лет и завершилось в 1561.

Древняя летопись сохранила нам имена русских зодчих – Постник Яковлев и Барма. Существует легенда, что коварный Иван Грозный вместо благодарности велел ослепить талантливых мастеров, чтобы они никогда больше не смогли построить ничего подобного. На самом деле исторические документы опровергают эту легенду: известно, что талантливые зодчие участвовали в строительстве Казанского кремля. Впрочем, есть и такое мнение: Постник и Барма – это один человек, Иван Яковлевич Барма, прозванный Постником за строгое соблюдение церковных постов.

Официальное название собора – «Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву». Покрова – потому что именно в этот праздник русские войска взяли Казань. На рву – потому что ров тогда действительно существовал: Алевизов ров, который был частью оборонительных кремлёвских укреплений. Он проходил вдоль восточной стены Кремля (по территории нынешней Красной площади) и соединял реку Неглинную с Москвой-рекой. Ров был огромный: глубиной с четырёхэтажный дом (13 м), а в ширину и того больше – 35 м. Ров был назван в честь архитектора Алевиза Фрязина, руководившего строительством, и существовал с 1508 по 1814.

Неофициальное название – «храм Василия Блаженного». Этот человек был юродивым, родился в 1462 в крестьянской семье и был обучен сапожному ремеслу. Но рано осознал свой пророческий дар и начал вести праведную жизнь. Он предсказывал события и совершал чудеса. Его любили и ласково называли: «Васенька». К его мнению прислушивались не только простые люди, но и сам грозный царь, с которым Василий спорил и которого обвинял «в жестокости и во всех угнетениях».

Он дожил до глубокой старости и скончался в 1557, вся Москва оплакивала его. И похоронен был у стен строящегося тогда Покровского собора. В 1588, после канонизации Василия Блаженного, над его захоронением царь Фёдор Иоаннович пристроил к Покровскому собору ещё одну церковь (придел):

Почитание Василия Блаженного в народе было так велико, что Покровский собор получил в честь него своё второе название.

Загадкой в камне называют этот собор. Загадка связана не с потайными ходами, ведущими в Кремль, а в мастерстве древних зодчих. Это удивительно, но у стоящего на холме здания высотой более 60 метров нет фундамента. И весь огромный его объём покоится на мощном каменном подклете (цокольном этаже). Так что никаких подвалов и никаких подземных ходов под ним нет и быть не может.

А вот клады там находили. В одной из летописей говорится, что в подклете Покровского собора хранилась царская казна. Да и богатые горожане приносили сюда свои сундуки с добром. Высота подклета была шесть метров, а ширина стен доходила до трёх. Стены эти были неприступны, настоящая крепость. Они надёжно защищали ценности от грабителей и пожаров. Так что можно сказать, что Покровский собор выполнял во времена Ивана Грозного роль банка.

И если уж быть совсем точными, то это не один храм, а несколько, и у каждого из них свой вход и своё посвящение. Восемь маленьких церквей тесно прижались друг к другу вокруг девятого, самого большого, Покровского храма.

Они увенчаны живописными луковичными главами, расположенными на разных уровнях, разными по размеру и форме. Чуть особняком, под шатровым куполом, стоит колокольня. Позднее была пристроена ещё одна крошечная церковь с чешуйчатым куполом над захоронением Василия Блаженного. Все храмы объединены общим основанием, обходной галереей и перекрытиями – получился целый городок церквей.

В итоге собор состоит из 11 строений: Покровский собор, вокруг него восемь маленьких храмов, колокольня и храм Василия Блаженного. Это не хаотичная постройка, как может показаться, а очень продуманная, и все храмы расположены чётко по сторонам света.

Собор перестраивался, внешний вид его менялся. Сначала он был построен из белого камня и кирпича, был красно-белым, более строгим, расписан в технике, имитирующей кирпичную кладку. А главы его были золотыми. В 1670 собор расписали – снаружи и изнутри – сложными растительными орнаментами, яркими, разноцветными, в том числе и купола. Но очень многое уцелело здесь с 16 века: порталы, полуколонны, арки в интерьерах, подклет, собор никогда не перестраивался.

Давайте же зайдём внутрь. В самом центре располагается главный храм – Покровский:

Вокруг него проходит обходная галерея, которая соединяет между собой все храмы собора. Благодаря толщине стен интерьеры храма оказались очень тесными и узкими, света здесь мало. Узкие тёмные переходы, узкие тёмные лестницы с крутыми ступенями, прохладные камни, касаясь которых, можно прикоснуться к самой истории.

И, конечно, всё здесь дышит тайной. Даже страшно подумать, свидетелем скольких событий стали эти древние стены за много веков своей истории.

Стены и своды выложены из кирпича. Основания стен сложены из кирпичей большого размера, а своды – из маломерного. Для усиления акустики в них вмонтированы глиняные сосуды с узким горлом – голосники. И стены, и своды расписаны цветными орнаментами:

На протяжении веков живопись менялась. В 16 веке это были фрески, имитирующие кирпичную кладку, в 17 веке темперная многоцветная роспись, позднее - масляная живопись с изображением святых.

Многочисленные окна разнообразной формы закрывали слюдяными оконницами.

Сегодня собор является филиалом Исторического музея. Он обладает внушительной коллекцией древнерусской иконописи и прочих шедевров. Один из экспонатов – книга профессора Лейпцигского университета Адама Олеария,служившего послом герцога Голштинского в России «Описание путешествия в Московию, Татарию и Персию». Книга открыта на гравюре, изображающей крестный ход в Вербное воскресенье на Красной площади. На ней очень тщательно и подробно изображён Покровский собор:

-13

На Вербное воскресенье (за неделю до Пасхи) митрополит при огромном скоплении народа садился на осла, царь брал осла под уздцы и вёл его из Успенского собора Кремля через Спасские ворота на Красную площадь к Покровскому собору. Эта сцена и изображена на гравюре в книге Адама Олеария. Покровский собор сегодня выглядит точно так же, как в 1772, когда была сделана гравюра.

Коридоры и переходы собора - это настоящий лабиринт, в котором можно заблудиться. Вот, например, Юго-восточная площадка обходной галереи изнутри:

Первоначально галерея была открытым гульбищем. В 17 веке её перекрыли сводами. Сейчас арочные проёмы галереи застеклены и она стала частью внутреннего пространства храма. Здесь можно воочию увидеть сложнейший процесс раскрытия драгоценных фресок от более поздних записей:

А вот как выглядит обходная галерея снаружи:

-16

Вид из собора на Красную площадь, ГУМ и памятник Минину и Пожарскому:

-17

Вот уже 463 года украшает собой Красную площадь Покровский собор. Он удивителен и прекрасен – им надо любоваться долго и внимательно, медленно обходя со всех сторон. А потом долго бродить по лабиринту его коридоров и переходов. Это настоящий архитектурный калейдоскоп, самая необычная древнерусская постройка.

Вот что писал об этом храме французский путешественник маркиз Кюстин Астольф, поражённый его красотой:

Я видел его лишь издали и совершенно очарован. Вообразите себе скопище маленьких, разной высоты, башенок, составляющих вместе куст, букет цветов... или, ещё лучше, разноцветный кристалл, ярко сверкающий своими гладкими гранями в солнечных лучах...
как лаковый китайский ларец: это чешуйки золотых рыбок, змеиная кожа, расстеленная поверх бесформенной груды камней, головы драконов, шкура хамелеона, сокровища алтарей, ризы священников; эти пёстрые ковры слепят глаза и чаруют воображение…
Кюстин Астольф «Россия в 1839 году».