Рынок прямого подключения к устройству (D2D) в последние годы вызвал большой интерес в спутниковой отрасли, обещая расширить долю рынка спутников и предоставить подключение к телефонам и персональным устройствам по всему миру. Первопроходцем в этой сфере стала компания Apple, а затем другие производители устройств и операторы мобильной связи, в том числе Google и Verizon, подписали соглашения со спутниковыми операторами.
По этому вопросу ТОП-менеджеры компаний и эксперты высказались на ежегодном саммите World Space Business Week (WSBW) в Париже.
Президент AST SpaceMobile Скотт Вишневски считает, что рынок D2D имеет большой потенциал, несмотря на некоторые опасения и риски. Он отметил, что потребители хотят быть всегда на связи, и телефон играет доминирующую роль в современной жизни. AST SpaceMobile планирует построить специализированную сеть для широкополосной сотовой связи и стать первым игроком на этом рынке. Компания уже получила инвестиции от таких гигантов, как Google, Vodafone, AT&T и Verizon, что свидетельствует о перспективности этого рынка.
Вишневски также подчеркнул, что AST SpaceMobile будет сотрудничать с партнерскими операторами мобильной связи по мере развертывания сети, и конкуренция определит, какая сеть получит одобрение клиентов.
Джордж Джиагцоглу, вице-президент по стратегии Omnispace, согласен с тем, что клиенты готовы платить за подобные услуги. Omnispace также планирует сотрудничать с MNO, чтобы гарантировать, что они смогут предлагать эти услуги с минимальными капитальными затратами. Джиагцоглу ссылается на недавнее исследование GSMA, которое показывает очень большой рынок для этих услуг.
Сделка Apple с Globalstar стала важным толчком для рынка D2D. Хотя первоначально Apple предоставляла только экстренные сообщения и доступ к экстренным службам, она уже увеличивает спектр услуг, позволяя пользователям отправлять обычные сообщения, находясь вне зоны действия сотовых сетей. Барби Пондер, главный юрисконсульт и вице-президент по вопросам регулирования Globalstar, заявила, что компания планирует расширить свои услуги D2D и внедрить их в различных регионах мира.
Генеральный директор Iridium Мэтт Деш считает, что подход Iridium к рынку D2D дополняет действия AST SpaceMobile. Оператор видит свой проект Stardust как «дополнение», обеспечивающее прямую передачу сообщений для морской и авиационных отраслей. При этом Деш предупреждает, что размер рынка D2D еще предстоит определить, и считает, что успешные компании должны найти золотую середину между качеством обслуживания и стоимостью. Необходимо развивать возможности низкой околоземной орбиты (LEO) для улучшения своих услуг, разрабатывая соответствующие решения.