Костя Воробьев, ученик шестого класса, внезапно становится объектом травли со стороны новой учительницы географии.
Костя ненавидел понедельники. Особенно сейчас, когда за окном сентябрь раскрасил деревья в золото и багрянец, а ему приходилось сидеть в душном кабинете географии и слушать нудный голос Марины Викторовны. Новая учительница казалась ему злой колдуньей из сказки — высокая, худая, с вечно поджатыми губами и колючим взглядом.
— Воробьев! Какие горы расположены на юге Испании? — вдруг раздался над ухом ее резкий голос.
Костя вздрогнул и поднял глаза. Марина Викторовна нависала над ним, уперев руки в бока.
— Я... э-э... — промямлил мальчик, лихорадочно соображая. — Альпы?
Класс захихикал. Марина Викторовна поджала губы еще сильнее, если такое вообще было возможно.
— Воробьев, ты хоть иногда открываешь атлас? — процедила она. — Альпы находятся в центральной Европе. А на юге Испании — Сьерра-Невада. Если ты не в состоянии запомнить элементарные вещи, может, тебе стоит вернуться в начальную школу?
Костя почувствовал, как щеки заливает краска стыда. Он сжался, втянув голову в плечи, мечтая провалиться сквозь землю.
— Дневник, — отчеканила Марина Викторовна.
Костя обреченно достал дневник. Он уже знал, что будет дальше. Мама опять расстроится, начнет его расспрашивать, а он не сможет ничего объяснить. Потому что как объяснишь, что учительница тебя просто не любит?
Вечером, когда Алла Сергеевна вернулась с работы, Костя сидел в своей комнате. Он слышал, как мама зовет его ужинать, но не отозвался. Есть не хотелось. Вообще ничего не хотелось.
— Костя? — В комнату заглянула мама. — Ты что, меня не слышишь? Я зову тебя уже десять минут.
Костя пожал плечами.
— Не хочу есть, — буркнул он.
Алла Сергеевна присела на край кровати.
— Что случилось, сынок? — мягко спросила она. — Ты какой-то грустный в последнее время. Опять двойка по географии?
Костя молчал. Алла вздохнула.
— Знаешь, — сказала она, — у меня в твоем возрасте были проблемы с математикой. Учительница казалась мне настоящим монстром.
Костя вскинул голову, в глазах мелькнул интерес.
— Правда? — недоверчиво спросил он. — И что ты делала?
Алла улыбнулась.
— Я много занималась дома. Через какое-то время так увлеклась, что стала лучшей по математике в классе.
Костя нахмурился.
— Марина Викторовна не такая, — упрямо сказал он. — Она меня правда не любит. И весь класс теперь смеется надо мной.
Алла почувствовала, как внутри все сжалось. Неужели сын прав, и учительница действительно к нему придирается?
— Хорошо, — решительно сказала она. — Завтра я сама пойду в школу и поговорю с Мариной Викторовной. Мы во всем разберемся, вот увидишь.
Утро вторника выдалось пасмурным и промозглым. Алла Сергеевна, кутаясь в легкое пальто, спешила к школе. На душе было неспокойно — предстоящий разговор с Мариной Викторовной не сулил ничего хорошего.
— Здравствуйте, я мама Кости Воробьева из 6а, — обратилась она к завучу, на которого ей указал охранник. — Мне нужно поговорить с Мариной Викторовной.
— А, та самая мама, — многозначительно протянула завуч. — Третий кабинет направо.
Алла почувствовала, как внутри все сжалось. «Та самая мама». Неужели о Косте уже ходит дурная слава?
Марина Викторовна оказалась именно такой, какой ее описывал сын — высокой, худощавой женщиной примерно ее возраста, с поджатыми губами и колючим взглядом. Она сидела за столом, перебирая какие-то бумаги, и даже не подняла головы, когда Алла вошла.
— Присаживайтесь, — сухо бросила учительница, кивнув на стул.
Алла опустилась на краешек, чувствуя себя нашкодившей ученицей.
— Я хотела поговорить о Косте, — начала она, стараясь, чтобы голос звучал уверенно. — В последнее время у него какие-то проблемы с учебой...
— Проблемы? — Марина Викторовна наконец подняла глаза. — Да, у него проблемы. И если бы только с учебой! Ваш сын — настоящее бедствие для класса. Он постоянно отвлекается, мешает другим детям, срывает уроки. А его знания по географии... — она поморщилась, — просто удручающие.
Алла почувствовала, как к горлу подступает комок.
— Но может быть, Костя просто не успевает за программой? — неуверенно предположила она. — Может, ему нужно больше внимания?
Марина Викторовна вздохнула.
— Алла Сергеевна, давайте смотреть правде в глаза, — резко сказала она. — Костя не просто отстает по географии. Он постоянно болтает на уроках, мешает другим детям. Не выполняет домашние задания. А когда я его спрашиваю, он либо молчит, либо несет какую-то чушь.
Алла опустила глаза. Она знала, что учительница права. Костя действительно в последнее время совсем забросил учебу.
— Я понимаю, что мальчик активный, — продолжала Марина Викторовна. — Но есть же какие-то границы. Нельзя позволять ему тянуть весь класс назад.
— Да, вы правы, — тихо сказала Алла. — Я поговорю с ним.
Сентябрьское солнце, еще по-летнему яркое, но уже не греющее, равнодушно освещало школьный двор. Алла побрела к остановке, машинально перебирая в уме варианты решения проблемы.
Может, записать Костю к репетитору по географии? Или самой сесть с ним за уроки? Но ведь дело не только в учебе — сын стал каким-то дерганым, неуправляемым. Раньше он был шустрым, но не до такой же степени...
— Алла! Алла Сергеевна! — окликнул ее знакомый голос.
Она обернулась. К ней спешила Наталья Петровна, мама одного из одноклассников Костика.
— Здравствуйте, Наташа, — устало улыбнулась Алла.
— Вы от Марины Викторовны? — понимающе спросила Наталья. — Как прошло?
Алла вздохнула:
— Не очень. Говорит, Костя совсем от рук отбился. Срывает уроки, не учит уроки...
— Да бросьте вы! — всплеснула руками Наталья. — Подумаешь, мальчишки немного расшалились. Эта ваша Марина Викторовна — настоящий Цербер! Ко всем придирается.
— Но ведь Костя действительно плохо учится, — возразила Алла. — И ведет себя...не очень хорошо.
Наталья махнула рукой:
— Да все они сейчас такие! Вы не переживайте так. Хотите, я с мужем поговорю? Он в гороно работает, может как-то повлиять на ситуацию.
Алла покачала головой:
— Спасибо, но не стоит. Мы сами попробуем разобраться.
Вечером, когда Костя вернулся с тренировки по футболу, Алла решительно позвала его на кухню.
— Сынок, нам надо поговорить, — сказала она, усаживая мальчика за стол и ставя перед ним чашку с какао.
Костя насторожился:
— Ты была в школе? Говорила с этой ведьмой?
— Не называй учительницу ведьмой, — строго сказала Алла. — Да, я разговаривала с Мариной Викторовной. И знаешь, что она мне сказала?
Костя насупился, уставившись в чашку.
— Что я дурак и неуч? — буркнул он.
— Нет. Она сказала, что ты умный мальчик. Но очень невнимательный и несобранный. И что если ты не возьмешься за ум, у тебя будут большие проблемы.
Костя вскинул голову, в глазах мелькнуло удивление:
— Правда? Она так сказала?
Алла мысленно попросила прощения за маленькую ложь. Но ведь для хорошего дела?
— Правда, — кивнула она. — И знаешь, я с ней согласна. Ты ведь можешь учиться гораздо лучше. Просто ленишься.
Костя молчал.
— Давай договоримся, — мягко сказала Алла. — Ты постараешься лучше себя вести на уроках. А я помогу тебе подтянуть географию. Идет?
Костя поднял глаза, и Алла с облегчением увидела в них знакомый озорной огонек.
— Ладно, — кивнул он.
Засыпая этим вечером, Алла думала о том, что завтра обязательно купит большую карту мира. Они повесят ее в Костиной комнате и будут вместе изучать разные страны и континенты. А в выходные, может быть, сходят в музей географии...
Прошло две недели. Алла с удовлетворением отмечала, что Костя действительно стал больше времени уделять учебе. Но в тот четверг все пошло наперекосяк.
— Мам, я в школу не пойду, — заявил Костя за завтраком, угрюмо ковыряя ложкой в тарелке с кашей.
Алла удивленно подняла брови:
— Это почему же?
— Живот болит, — буркнул мальчик, старательно отводя глаза.
Алла вздохнула. Живот у Кости "заболел" как раз в тот день, когда по расписанию стояла география.
— Костя, мы же договорились, — мягко сказала она. — Ты обещал постараться.
— Но она меня все равно не любит! — вдруг выпалил мальчик. — Что бы я ни делал — все не так! Вчера я даже руку поднял, чтобы ответить, а она даже не посмотрела в мою сторону!
— Но это не повод прогуливать уроки, — строго сказала Алла. — немедленно иди собираться.
Костя нехотя плелся в кабинет географии. Желудок скручивало от волнения — сегодня Марина Викторовна обещала устроить опрос по теме "Климатические пояса". Он всю неделю зубрил эти чёртовы пояса, но почему-то был уверен — толку не будет.
Едва он переступил порог класса, как услышал ехидный шепот Славика Котова:
— О, наш недоучка пожаловал! Интересно, сколько двоек он сегодня огребёт?
Славик был любимчиком Марины Викторовны. Подлиза и зубрила, он всегда знал ответы на все вопросы и не упускал случая подколоть Костю.
— Тихо, садимся! — раздался резкий голос учительницы. — Сегодня, как я и обещала, мы проведём небольшую проверочную работу.
Костя сжался. Он знал, чем это закончится.
— Так, начнём с... — Марина Викторовна обвела взглядом класс и ухмыльнулась. — Воробьёв! К доске.
Костя медленно встал, чувствуя, как подгибаются колени. За спиной кто-то хихикнул.
— Итак, Воробьёв, — учительница скрестила руки на груди. — Расскажи нам о субэкваториальном климатическом поясе.
Костя сглотнул. Он точно помнил, что учил про этот пояс, но сейчас в голове было пусто.
— Ну? Мы ждём, — поторопила Марина Викторовна.
— Э-э... Это пояс... где жарко, — промямлил Костя.
Класс захохотал. Марина Викторовна поджала губы:
— Поразительно. Неужели это всё, что ты можешь сказать? А ты не забыл, что в пустыне Сахара тоже жарко? Может, она тоже в субэкваториальном поясе?
Костя покраснел. Он знал, что Сахара в тропическом поясе, но язык словно прилип к нёбу.
— Садись, Воробьёв. Два, — отчеканила учительница. — Кто желает исправить впечатление от этого... выступления?
Рука Славика взметнулась вверх.
— Пожалуйста, Котов, — кивнула Марина Викторовна.
Славик начал бодро тараторить про смену сезонов, муссоны и саванны. Костя сидел, опустив голову, и чувствовал на себе насмешливые взгляды одноклассников.
— Вот видите, класс, — подытожила Марина Викторовна, когда Славик закончил. — Вот как нужно готовиться к урокам. Молодец, Котов. Садись, пять.
На перемене Костя попытался незаметно выскользнуть из класса, но не тут-то было.
— Эй, Воробей-недоучка! — окликнул его Славик. — Может, тебе букварь подарить?
Стайка девчонок захихикала. Костя сжал кулаки, чувствуя, как к глазам подступают слёзы.
— Отстань, Котов, — буркнул он.
— А то что? — Славик шагнул ближе. — Нажалуешься мамочке? Или географичке?
— Она меня ненавидит, — выпалил Костя.
— Ещё бы! — фыркнул Славик. — Кому понравится такой тупица в классе?
Костя развернулся и бросился прочь. В ушах звенел издевательский смех одноклассников.
"Я больше не пойду в эту школу, — думал он, сглатывая слёзы. — Ни за что".
Вечером того же дня Костя сидел в своей комнате, уткнувшись в учебник географии. Слова расплывались перед глазами, а в голове крутились обидные насмешки одноклассников. Он так погрузился в свои невеселые мысли, что не сразу услышал стук в дверь.
— Костя? Можно войти? — раздался голос отца.
Мальчик вздрогнул. Папа редко заходил к нему в комнату, обычно допоздна пропадая на работе.
— Да, входи, — отозвался Костя, поспешно вытирая глаза.
Игорь Воробьев, высокий мужчина с легкой сединой на висках, присел на край кровати.
— Сын, давай обсудим сложившуюся ситуацию, — сказал он серьезно. — Мама рассказала мне о твоих проблемах в школе.
Костя насупился:
— И что? Скажешь, что я лентяй и неуч?
Игорь покачал головой:
— Нет, Костя. Я хочу понять, что происходит. Почему у тебя вдруг начались проблемы с географией?
Мальчик пожал плечами:
— Не знаю. Просто... Марина Викторовна меня не любит. Что бы я ни делал — всё не так.
Игорь задумчиво потер подбородок:
— А у других детей с ней какие отношения?
Костя задумался.
— Нормальные. Она только ко мне придирается. Пап, может, тебе тоже сходить в школу? — вдруг спросил он.
Игорь немного напрягся, но кивнул:
— Конечно, сынок. Если хочешь, я завтра же это сделаю.
Костя почувствовал, как от сердца отлегло. Он был уверен, что уж папа-то точно сможет всё уладить.
На следующее утро Игорь Воробьев направился в школу.
Подходя к кабинету географии, он решительно постучал в дверь.
— Войдите, — раздался холодный голос.
Он вошел, плотно прикрыв за собой дверь.
— Здравствуйте, я отец Кости Воробьева, — начал Игорь и осекся, увидев лицо учительницы.
Марина Викторовна подняла глаза от журнала, и ее лицо на мгновение исказилось, прежде чем принять бесстрастное выражение.
— Марина? — выдохнул Игорь, не веря своим глазам.
— Здравствуй, Игорь, — сухо ответила она. — Чем обязана?
Игорь растерянно моргнул, пытаясь осознать происходящее.
— Ты... ты учительница Кости? — пробормотал он.
— Да, я преподаю географию в классе вашего сына, — официальным тоном ответила Марина. — У вас какие-то вопросы по его успеваемости?
Игорь почувствовал, как к горлу подступает ком. Внезапно многое встало на свои места.
— Вот оно что, — тихо сказал он. — Вот почему ты... вот откуда это отношение к Косте.
Марина напряглась:
— Я не понимаю, о чем вы говорите. Я отношусь к Косте так же, как и к другим ученикам.
— Неправда! — воскликнул Игорь. — Ты намеренно придираешься к нему, унижаешь перед классом. Это из-за меня, да? Из-за того, что я тебя тогда бросил? Ты мстишь мне через ребенка?
Лицо Марины исказилось от гнева:
— Как ты смеешь! — закричала она, забыв о официальном тоне. — Думаешь, мне есть дело до тебя или твоего отпрыска? Да мне плевать!
— Тогда почему ты травишь его?! — заорал в ответ Игорь. — Почему настраиваешь против него весь класс?!
— Потому что он такой же, как ты! — взвизгнула Марина. — Такой же безответственный, легкомысленный эгоист! Только о себе и думает! И вырастет таким же!
Они стояли друг напротив друга, тяжело дыша. В кабинете повисла звенящая тишина.
— Боже мой, Марина, — тихо сказал Игорь. — Прошло столько лет... Я и подумать не мог... Но ты не имеешь права срывать на ребенке свою обиду на меня. Это непрофессионально и просто подло.
Марина побледнела, осознав, что наговорила.
— Вон из моего кабинета, — процедила она. — Я не желаю тебя больше видеть.
Игорь молча развернулся и вышел, громко хлопнув дверью. В голове у него царил хаос. Как он объяснит все это Косте? И что теперь делать?
Проходя по коридору, Игорь услышал голос сына. Он заглянул в приоткрытую дверь класса и застыл, увидев происходящее.
Костя стоял у доски, окруженный группой одноклассников. Лицо мальчика было красным от стыда и обиды.
— Эй, Воробей-недоучка! — насмешливо протянул высокий мальчишка. — Может, тебе глобус подарить? А то ты даже Волгу на карте найти не можешь!
Остальные дети захихикали. Костя сжал кулаки, но промолчал.
Игорь вошел в класс, взял Костю за руку и твердым голосом велел ему отправляться домой. А сам решительно направился к кабинету директора.
Разговор с директором оказался не менее удручающим, чем встреча с Мариной. Пожилой мужчина лишь развел руками:
— Понимаете, Игорь Андреевич, Марина Викторовна — ценный специалист. У нее большой опыт, ее ученики регулярно побеждают в олимпиадах. Я не могу вмешиваться в ее методы преподавания из-за одного... проблемного ученика.
Вечером дома состоялся серьезный разговор. Алла, выслушав мужа, вдруг вспомнила:
— Знаешь, а ведь Наталья Петровна, мама Андрея Петрова, как-то говорила, что ее муж работает в гороно. Может, стоит обратиться к ним за помощью?
На следующий день Алла связалась с Натальей. Та, выслушав историю, возмутилась:
— Да как такое возможно? Не волнуйтесь, мы обязательно что-нибудь придумаем!
Через неделю в школе началась внеплановая проверка. А Косте выдали документы для перевода в другую школу.
Первое время на новом месте было нелегко. Костя настороженно присматривался к новым учителям и одноклассникам. Но постепенно он начал оттаивать.
Учительница географии, Елена Сергеевна, оказалась молодой и энергичной женщиной. и неожиданно оказалось, что у Кости нет никаких проблем с этим предметом.
— Знаешь, Костя, — сказала она как-то после урока, — у тебя отличное пространственное мышление. Ты очень хорошо работаешь с картами. Может, тебе стоит записаться в кружок спортивного ориентирования?
Постепенно оценки Кости начали улучшаться. Он нашел новых друзей — Диму и Сашу, с которыми часто оставался после уроков, чтобы вместе делать домашнее задание или просто поболтать.
Спустя полгода, листая дневник сына, Алла с удивлением обнаружила, что четверок в нем стало больше, чем троек. А на последней странице красовалась наклейка "Лучший игрок команды" — награда с недавних соревнований по спортивному ориентированию.