Вот честно говоря, устал я уже писать про этот утилизационный сбор. Точнее про его повышение. Набил огромную оскомину.
Но в последний раз упомяну. Дело в том, что когда верховные менеджеры АвтоВАЗа приводили аргументы в пользу повышения «утиля», то основной довод у них один и тот же.
Это привлечение иностранных (то есть, китайских) производителей в России с таким условием, чтобы они здесь строили свои заводы. А не просто продавали россиянам машину и увозили вырученные деньги на родину в Китай.
Правда, защитники отечественного бюджета из Тольятти не упоминали, что в цене каждой привозной иномарки несколько сотен тысяч рублей налогов и сборов, которые идут в российский бюджет.
Но ладно уж, не будем акцентировать на этом внимание.
Остановимся только на том, что повышение «утиля» по идее должно было стимулировать китайцев бросить все свои дела и резво начать строить в России автозаводы.
Получилось?
Пока скорее нет, чем да. Полноценное производство со всеми вытекающими есть только у одной китайской марки на территории РФ. Это Haval со своими заводами в тульской области.
При чём именно с заводами, потому что на одном кузова сваривают и красят, а второй целиком отведен под моторы.
У всех остальных в лучшем случае более-менее крупноузловая сборка на мощностях калининградского «Автотора» (в большинстве случаев).
Особняком стоит «Москвич». С одной стороны, у него сейчас тоже полноценная локализация. С другой, он вроде бы как и не китайский, а уже российский. Поэтому к брендам из КНР его относить не будем.
Итого, лишь один Haval пока отважился пустить корни в российскую землю.
Остальные как-то не спешат. Более того, на дня появилось сообщение, что власти Китая на совещании рекомендовали своим автомобильным маркам не вкладываться в организацию производства на территории РФ.
Источником стали не какие-то тайные инсайдеры, а очень авторитетное агентство Reuters.
Почему?
Справедливости ради надо отметить, что рекомендация коснулась не только России. Ещё правительство КНР посоветовало своим производителям не инвестировать в Индию с Турцией.
Да и с Евросоюзом сказали вести себя осторожно. А то мало ли что.
С европейцам всё более-менее понятно. Там в последнее время пытаются прижать к ногтю китайские электромобили, что автоматически ухудшает инвестиционный климат.
Между Индией и Китаем несколько лет назад произошёл пограничный конфликт. Вроде бы потом они помирились, но вот идти друг к другу и строить заводы пока не спешат.
Турция, скорее всего, поражает воображение своей инфляцией. Совсем непонятно, что там будет с экономикой в ближайшие годы. Поэтому я бы и сам не спешил бежать туда с инвестициями.
А почему правительство Китая боится инвестировать в автозаводы на территории РФ?
Я нашёл три основных причины и они довольно очевидны. Готовы? Тогда давайте обсудим.
Причина №1: боятся вторичных санкций
Да, российский рынок стал настоящим подарком для промышленности Китая. Особенно в автомобильной сфере.
Достался даром, абсолютно без боя с японскими, корейскими или европейскими конкурентами. Но несмотря на численность населения, сам объём рынка небольшой.
Поэтому китайцы не хотят ссориться с американцами и европейцами, у которых рынки больше. А вы сами знаете, в каких отношениях мы сейчас с Европой и США.
Одна из самых прогрессивных китайских марок — BYD, как раз по этой причине и не решилась заходить на российский рынок.
У этого бренда большие планы на Европу и США. Особенно по электромобилям. К нам же зачастую идут компании, которые даже в родном Китае далеко не всем известны.
Например, оказалось, что многие китайцы никогда не слышали про бренд SWM.
Короче, если подытожить, то китайские предприятия стараются лавировать между дармовым российским рынком и возможностью получить по шляпе от Запада вторичными санкциями за работу с Россией.
А строительство завода в РФ — слишком дерзкий ход, который невозможно не заметить. Поэтому неудивительно, что вместо нас производители из Поднебесной выбирают Казахстан, например.
Или Узбекистан. Там вон тот же BYD себе завод построил.
Причина №2 — малый объём рынка
По словам представителей «Москвича» их порог окупаемости — это 40 000 машин в год. К слову, пока света в конце тоннеля окупаемости ещё не видно.
Если посмотреть на статистику за прошлый 2023 год, то помимо Haval строить себе завод или сразу несколько заводов есть экономический смысл только компании Chery.
Они лишь под своим главным брендом продали больше 118 тысяч машин. И это не считая дочерних Omoda, Exeed и других.
Geely тоже могли бы вложиться. Как никак, почти 94 тысячи продали. Вот только им не надо. Они уже много лет успешно собирают свои машины в Белоруссии руками местных рабочих. Из примерно 260 000 единиц за год только 60 000 оседают на местном рынке.
Ещё пара сотен тысяч отправляется в РФ.
Вот собственно и всё. Ещё в десятку самых популярных брендов вошёл Changan, но он на грани. У них в прошлом году было 47 765 продаж.
Навряд ли с таким результатом стоит вкладывать миллиарды рублей или миллионы юаней в строительство своих заводов на территории РФ.
У остальных брендов результаты ещё мельче.
Поэтому я теряюсь в догадках, кого же АвтоВАЗ хочет стимулировать строить свои заводы в России. Кроме Chery оное делать попросту некому.
Причина №3 — «утиль» и Lada
Вот будь я китайским инвестором, сам бы трижды подумал, прежде чем вкладываться в производство на территории страны, где местного производителя защищают так рьяно.
Уже писал о том, что к 2030 году одного только «утиля» в цене каждой привозной иномарки будет 1,2 миллиона рублей.
Какая конкуренция? О чём речь? Всем китайским маркам помимо большой тройки будет резоннее уйти с российского рынка, чем пытаться выживать у нас. Среди легковушек, по крайней мере.
С грузовиками может быть другая история, не знаю.
Какая же тогда польза от «утиля», если привлекать к строительству заводов на территории РФ почти некого?
Риторический вопрос, на который мы навряд ли когда-то узнаем ответ. Но если учесть, что «продавить» на сборку внутри России можно ещё только Chery, то может всё затевалось исключительно ради одной марки?
Что думаете, товарищи?
Своим мнением можно поделиться в комментариях. Они находятся чуть ниже.
А поддержать канал можно оформлением премиальной подписки. Она стоит меньше бургера в закусочной, но открывает доступ к эксклюзивным материалам, которые выходят каждую неделю.
Советую посмотреть:
«Утиль» всё-таки повысили. На сколько будут дорожать иномарки каждый год? Показываю на примере
Если было интересно, предлагаю подписаться на канал. Самые свежие новости, заметки о редких моделях и шпионские фотографии. Лучшее из мира нашего автопрома.