Найти тему

Обзор РОС.Т Управление лабораторией

Сайт разработчика https://rost-lims.ru/

Сайт компании, занимающейся внедрением системы https://rost-soft.ru/

Сегодня мы рассмотрим новое ПО типа ЛИМС - РОС.Т Управление лабораторией

Данное программное обеспечение поддерживается разработчиком ИС «Техэксперт» и уже довольно широко было представлено в публикациях, которые продвигаются в чате Техэксперт: Лаборатория и Метрология.
Кроме того были публикации в журнале «Мир измерений»
https://ria-stk.ru/mi/adetail.php?ID=230749

и журнале «Контроль качества продукции» https://ria-stk.ru/mos/adetail.php?ID=233289

Естественно, что я заинтересовался этой системой и постарался связаться с представителем компании, занимающейся внедрением системы в лабораториях.

Естественно в первую очередь я постарался получить ответы на наиболее общие вопросы, которые всегда интересуют все лаборатории при внедрении ЛИМС. На мои вопросы любезно согласился ответить Владислав Ячменников - директор направления РОС.Т: Управление лабораторией (далее В.Я.).

1. На какие лаборатории нацелен продукт?

В.Я. Любая лаборатория, где есть потребность обеспечить полный цикл управления данными и процессами, начиная от внесения данных до создания отчетной документации.

2. Предусматривается настройка при внедрении администратором лаборатории (предприятия) или поставщика?

В.Я. Основная настройка осуществляется Поставщиком под потребности пользователя, нет требований к администратору в части специализированных компетенций, однако возможно по потребности часть настроек передать на сторону администратора.

3. Работа через веб-интерфейс? Есть ли еще варианты приложений?

В.Я. Веб-интерфейс, подключение возможно с любого устройства с выходом в интернет. На текущий момент приложения нет, однако не исключаем такой возможности, если будет широкий спрос.

Базовый интерфейс РОС.Т.
Базовый интерфейс РОС.Т.

4. Как и в каком объеме осуществляется техническая поддержка?

В.Я. Все выявленные запросы идентифицируются, анализируются, отслеживаются вплоть до их закрытия. Внутри системы существует возможность оформить обращение через сервис "Служба поддержки пользователей" (СПП). Дополнительно поддержка осуществляется по телефону, электронной почте и в мессенджерах, в зависимости от предпочтений сотрудников заказчика. Какой бы не был характер запроса, заказчик всегда получит обратную связь.

5. На какие требования опирались при изначальной разработке, делали под конкретную лабораторию?

В.Я. Ориентир для нас, это полное соответствие нормативным требованиям (ОСТ ISO/IEC 17025-2019, ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и иные в зависимости от индивидуальных требований Заказчика), дружелюбность интерфейса с простотой использования, безопасность данных. Первоначально был проведен анализ внутренних процессов лабораторий, которые кардинально отличаются по сфере своей деятельности, но имеют схожую проблематику в решении рабочих задач, мы преследовали цель упростить и автоматизировать данные задачи.

6. Есть ли учёт оборудования лаборатории, с указанием необходимой для лаборатории информацией: поверки, аттестации, техобслуживание?

В.Я. Реализовано. Дополню, что мы также предлагаем готовые решения по процессу "Управления оборудованием" и не ограничиваемся вышеуказанными задачами. Дополнительно система напомнит о приближающейся поверке/аттестации/калибровке и способствует провести соответствующие мероприятия в срок.

Интерфейс модуля для учета оборудования

7. Есть ли учёт ТМЦ, которые тратятся на исследования/испытания?

В.Я. Да, товарно материальные ценности мы классифицируем в зависимости от вида и принадлежности к процессу, автоматизируем управление ими, осуществляем привязку к процессу, расход, контроль сроков годности и остатков на балансе.

Учет стандартных образцов

8. Есть ли учёт работы оборудования при проведении исследований/ испытаний? Предупреждения, что оборудование не прошло поверку/аттестацию/то?

В.Я. Да, учёт и предупреждения есть. Помимо предупреждений, если оборудование не прошло поверку/аттестацию то система предупредит об этом также в связанных процессах, где используется оборудование. Поможет исключить риск случайности и человеческий фактор.

9. Реализованы ли какие-то формы расчётов конечного результата из промежуточных данных измерений? Есть ли возможность поменять форму расчёта?

В.Я. Да, реализовано. На этапе внедрения в систему встраиваются все методики измерений, используемые лабораторией, со всеми вариантами применения. В случае внешней корректировки методики в процессе пост сопровождения изменения вносятся и в систему.

10. Какие виды принятия решений о соответствии/несоответствии реализованы?

В.Я. В системе могут быть реализованы диапазоны измерений для каждого показателя в каждом условии применения. Система автоматически осуществит проверку результата и выдаст соответствующее заключение. Также всегда можно настроить возможность выхода за эти пределы в случае такой необходимости.

11. Есть ли возможность распределения по ролям пользователей: приёмка проб, проведение испытаний, утверждение результатов?

В.Я. У нас гибкая настройка ролевой модели, любой процесс, который есть в системе, можно настроить в зависимости от принятой заказчиком ролевой модели.

Журнал проб  - форма дорабатывается под потребности заказчика.
Журнал проб - форма дорабатывается под потребности заказчика.

12. Как реализовано формирование отчётов с результатами: протоколов испытаний, сертификатов или паспортов качества? Есть ли возможность быстро поменять форму отчёта?

В.Я. Система позволяет настроить формирование любого отчётного документа с автоматическим получением данных из зависимых и связанных документов, форма документа определяется Заказчиком. Изменение действующих форм, часто встречающаяся практика, такая возможность есть, внедрение новых форм проводится под нашим контролем, поскольку отчётные документы автоматически получают данные с журналов и т.д., то с изменением форм появляются новые зависимости от документов, которые ранее не были настроены.

13. Ведётся ли учёт информации о сотрудниках: образование, опыт, допуск к оборудованию, методикам?

В.Я. Да, у нас реализован процесс "Управления персоналом" шире, в котором не только учётные данные сотрудников, но и проведение инструктажей, контроль допусков к работе, сроки аттестации и повышение квалификации, ознакомление с документами СМ, фиксация замечаний к деятельности работников, контроль знаний и соблюдения требований НД на методики измерений. На этапе внедрения можем дополнять процесс под требования заказчика.

Подпись проведенного инструктажа
Подпись проведенного инструктажа

14. Есть ли учёт документов лаборатории: процедур, инструкций, методик, паспортов на оборудование и т.д.?

В.Я. Да, дополнительно настраиваются редакции, уведомления при изменениях, возможно указывать ссылки на документы при заполнении других внутренних документов и формировании отчётных документов.

15. Есть ли учёт информации о посещениях лаборатории?

В.Я. В случае необходимости может быть реализован журнал посещения лаборатории, а также журнал здоровья и иные. Дополним, что может быть реализован любой процесс и связанная сопутствующая документация, подробный сбор требований проходит на этапе внедрения и валидируется на соответствие заказчиком.

16. Есть ли учёт факторов окружающей среды?

В.Я. Да, помимо учёта система предупреждает при выходе за пределы диапазона. При наличии требований Заказчика, устанавливается связь с процессами, где есть зависимость от факторов окружающей среды.

17. Есть ли возможность учёта несоответствий и корректирующих действий/ коррекций?

В.Я. Да, возможность есть. Форма реализации определяется при внедрении под индивидуальные требования Заказчика.

18. Учёт рисков и возможностей?

В.Я. Да, учёт есть. Форма реализации определяется при внедрении под индивидуальные требования Заказчика.

19. Как реализуется резервное копирование и восстановление?

В.Я. Мы ведём распределённое резервное копирование полного объёма данных, данные копируются на 2 независимых друг от друга сервера. Восстановление проходит по запросу, на указанную Заказчиком дату. Восстановление возможно как одного конкретного документа, так и всех данных на указанную дату.

20. Подписание отчётов электронной подписью?

В.Я. В настоящее время в системе реализована ПЭП (простая электронная подпись). При потребности в КЭП документы можно подписать после выгрузки из системы и далее направить соответствующим адресатам либо в архив. Внедрение КЭП (квалифицированной электронной подписи), в плане на разработку на этот год.

Подписывание действий пользователя с помощью ПЭП
Подписывание действий пользователя с помощью ПЭП
Менять подписанные записи нельзя
Менять подписанные записи нельзя

21. Архив документов, электронный архив?

В.Я. Система позволяет переносить записи журналов в раздел "архив". Данные записи доступны для просмотра и выгрузки в формате эксель. Архив в таком виде позволяет всегда иметь доступ ко всем записям, при этом разделить действующие записи и архивные. В отношении документов возможна реализация соответствующего раздела. Кроме этого у документов есть редакции и статусы (действующий/не действующий/архивный). При добавлении обновленной редакции текущий документ автоматически меняет статус на архивный, но при этом доступен для просмотра.

22. Есть ли возможность менять результаты испытаний и потом отслеживать изменения?

В.Я. Зависит от требований Заказчика. По умолчанию все изменения записей в журналах в системе фиксируются в разделе "История изменений". Возможно индивидуальная настройка работы с согласованием изменений и утверждением. Возможно и запретить внесение изменений, если это требуется в конкретном журнале. Возможно ограничить права в соответствии с принятой ролевой моделью.

23. В целом ведётся ли история изменений записей?

В.Я. Да, ведётся история любых изменений и указание сотрудника, кем проведены и когда.

История изменений документа
История изменений документа

24. Проводилась ли валидация вашего ПО? Участвовали в валидации ваши разработчики/аналитики?

В.Я. Да, после сбора требований и разработки системы проводился анализ на соответствие. Дополнительно проводится мониторинг изменений требований НТД, изменения вносятся изменения в систему, тестируются и проводят оценку соответствия. Дополнительно при внедрении систем, закладываем сроки на валидацию со стороны Заказчика на соответствие ТЗ.