Режиссёр...
Мы считаем, что профессия эта прявилась недавно. И всё же первые режиссёры - хореги - творили уже в античном театре.
Так что же это всё-таки за человек? Для чего он нужен, кто он? Интерпретатор пьесы? Соавтор драматурга? Автор спектакля? Педагог, работающий с актёрами?
Или всё вместе и ещё что-то сверх того?..
Я предлагаю ответить на этот вопрос куда более мудрым людям, чем я. Перед вами десять книг, написанных или надиктованных знаменитыми режиссёрами - российскими и зарубежными.
1. Борис Захава "Мастерство актера и режиссера"
Начну с одного из фундаментальных трудов – Борис Захава, педагог, ученик Евгения Вахтангова, очень подробно и доходчиво, с живыми примерами, рассказывает, как обучают мастерству молодых артистов и молодых режиссеров; как режиссер работает с артистами в русском репертуарном театре и чего от них в процессе работы добивается.
2. Георгий Товстоногов "Зеркало сцены"
В своём двухтомнике легендарный режиссер рассказывает о себе, об актерской профессии. о работе с литературным материалом. Здесь же приведены его режиссерские экспликации – описания замыслов самых знаменитых спектаклей, вплоть до мизансцен, – и записи репетиций таких нашумевших постановок, как "Мещане", "Дядя Ваня", "Прошлым летом в Чулимске", "Три сестры" и других.
Бонусом к этому двухтомнику может стать недавно вышедшая замечательная книжечка:
3. Нелли Пляцковская. Товстоногов репетирует "Три сестры" А.П. Чехова. Записи репетиций
Эта книга заслуживает того, чтобы стать настольной у всех, кто интересуется театром, русским театром, творчеством Чехова и, наконец, режиссера Георгия Товстоногова. Здесь приведена самая подробная комментированная запись репетиций "Трех сестер" – даже в сравнении с опубликованной в "Зеркале сцены". Мы никогда уже не увидим этот спектакль полностью, но книга Пляцковской воскрешает его для нас.
4. Режиссерские экземпляры К.С.Станиславского
И вновь бессмертная классика – режиссерские экспликации (мы с вами уже знаем это слово!) знаменитейших спектаклей Станиславского: "Вишнёвый сад", "Чайка", "На дне", "Царь Фёдор Иоаннович" и других. Они опубликованы в шести томах, с иллюстрациями режиссера, с его подробными пометками и замечаниями. Так мы узнаем, как рождались некоторые идеи, ставшие затем хрестоматийной классикой, а что не вошло в итоге в спектакли, оставшись на этапе гениальной задумки.
5. Мар Сулимов. "Посвящение в режиссуру"
Эта книга – прекрасный, подробнейший, увлекательно и популярно написанный учебник по режиссуре. Ленинградский режиссер и педагог Мар Сулимов проводит нас путем создания спектакля, рассказывает о визуальном решении, о переходе от текста "в ноги" – к мизансценам. Он приводит интереснейшие упражнения, которые даются студентам-режиссёрам, разбирает их ошибки и удачи. Здесь же опубликованы его блестящие режиссёрские разборы пьес "Утиная охота", "Вишнёвый сад", "Прошлым летом в Чулимске" и других – анализ, проделанный режиссером, читается как увлекательный литературный детектив.
6. Анатолий Эфрос. "Профессия – режиссер". "Репетиция – любовь моя". "Продолжение театрального романа"
В этих интереснейших записках - путь спектакля от замысла до реализации. Мы узнаем о творческой "кухне", о рождении режжиссерской трактовки пьесы и о сложностях постановочного процесса. Я уже писала немного об этих прекрасных книгах:
(Кстати, в той же моей статье можно прочитать и о книге Марка Анатольевича Захарова "Контакты на разных уровнях", тоже интересно и в популярной форме раскрывающей некоторые секреты режиссерской профессии).
7. Крэг Э. Г. Воспоминания, статьи, письма / Сост. и ред. А. Г. Образцова и Ю. Г. Фридштейн
Прекрасная книга о творчестве Гордона Крэга – режиссёра-новатора, сына великой британской актрисы Эллен Терри. Здесь можно найти и автобиографические страницы, и размышления о режиссерском и актерском масттерстве в трактате "Искусство театра", и документальные свидетельства самого Крэга о работе в России с артистами МХТ над спектаклем "Гамлет" – и всё это написано живым и остроумным языком истинного британца.
8. Питер Брук. Пустое пространство
В этой книге английский режиссер Питер Брук живо и доходчиво рассказывает о своих художественных принципах. О том, как ставил – одинаково талантливо и резонансно – индийский эпос, Чехова и, конечно, бесконечно любимого им Шекспира. Думается, "Пустое пространство" немного приблизит читателя к пониманию Брука. Вспомним, что в финале его знаменитого "Сна в летнюю ночь" артисты шли в зал и братались со зрителями – и попробуем найти загадку этой объединяющей силы в гении Питера Брука.
9. Джорджо Стрелер Театр для людей
Харизматичный Джорджо Стрелер, основатель "Пикколо-театра", много и выразительно, с подлинно итальянским темпераментом рассказывает о своих постановках Горького и Чехова, которых очень любил, и о том, как возрождал дух национальной итальянской комедии дель арте, – и начинает казаться, что русский и итальянский менталитет не так уж и далеки друг от друга!
10. Н.ЛОРДКИПАНИДЗЕ. РЕЖИССЕР СТАВИТ СПЕКТАКЛЬ: Ефремов, Товстоногов, Чхеидзе, Любимов. М. 1990
Завершить подборку хотелось бы этой книгой. Четыре режиссера, четыре творческих метода, записи репетиций знаменитых спектаклей: товтоноговских "Дяди Вани", "На всякого мудреца довольно простоты", "Смерти Тарелкина"; любимовского "Бориса Годунова" – и других. Колоссальное удовольствие следить, как работают эти мастера – пусть и через своеобразную замочную скважину расшифрованной стенограммы.
© Ольга Гурфова
--
Похожая статья:
--
Удобный путеводитель по моим постам - здесь . Он регулярно пополняется.
Подписывайтесь на мой канал здесь или в телеграме и получайте больше историй о театре и кино!
Второй мой канал – развлекательный. Здесь я публикую тексты, не связанные с театром: Любопытная В.
Ну и как же без бан-политики: вся информация о ней – вот тут))