В комнату заглянула мать Марины.
- Девочки, предлагаю вынести аппарат на улицу и устроить танцы.
- Хорошо, мамочка. Сейчас так и сделаем, - ответила дочь и подмигнула Фросе. – Пойдём, посмотришь, как мои родители умеют танцевать.
Глава 71
Прежде, чем замкнуть магазин и уйти, Карен закрыл ставни и вставил металлические штыри в стены. Заблокировал засовы изнутри специальными шпильками, вынул выручку из коробки и припрятал в подсобке, плотно закрыв за собой дверь. Включил лампочку над дверью, выключив свет внутри магазина. Замкнул дверь на несколько замков, подёргал перекладины на ставнях. Убедился, что ничего не забыл и только после этого махнул рукой Фросе, предлагая двинуться вперёд.
У дома никого не было. Зато в огороде горел костёр и несколько мужчин толпились рядом с ним. Женщины чинно сидели на брёвнах и скамейках у стены дома.
Все с радостными криками бросились к хозяину. Образовалась целая очередь. Карен здоровался с мужчинами за руку. Потом они обнимались, Фросе показалось, что с некоторыми Карен даже целовался. Это было для неё настолько дико, что стало противно. Она отошла в сторонку, чтобы случайно не затоптали. Столько эмоций и радости было в непонятных речах родственников Карена, что Фрося смотрела, боясь моргнуть и пропустить что-то интересное.
В её семье не принято обниматься и целоваться при встречах. Поговорили, как чужие люди, и разошлись.
Глава 70 здесь
Начало здесь
Вскоре гости перешли на русский язык. Все вокруг улыбались. Вышли Марина с матерью и со старенькой бабушкой. Присоединились к беседе. Бабушка по-русски говорила плохо, поэтому Марина ей специально переводила. Бабушка посматривала любопытно на Фросю и девушка смутилась. Мужчины обсуждали цены и урожай, а женщины занялись столом.
Ничего особенного на столе не было. Много мяса, овощей и зелени. Поставили бутылки с чачей и с вином. Принесли стаканы и рюмки. Разложили плоские лепёшки. Хлеба не было.
Фрося наблюдала за приготовлениями и удивлялась. Всё для неё было интересно и необычно. Она никогда не ела баранину, жареную на углях. Мать обычно готовила баранину с картошкой в горшке. Фрося любила её есть горячую. Холодный жир налипал на язык и нёбо. Это было противно.
Принесли на большом блюде мясо. Неповторимый запах кружил голову. Каждому поставили небольшую тарелку, куда гости накладывали руками куски мяса и зелень.
***
- Прэдлагаю пэрвый тост выпить за прэкрасную МаринЭ, - встал и поднял рюмку пожилой седой мужчина. Все подняли по первой.
- За тэбья, дэвочка! – раздались мужские и женские голоса. Марина встала и поклонилась:
- Благодарю вас, уважаемые гости! Доброго вам здоровья! Благодарю! Благодарю!
Девушка обошла всех гостей. Женщин обняла и расцеловала, мужчин просто поблагодарила. Среди гостей были мужчины и женщины разных национальностей. Все они были из Армавира – это Фрося поняла по разговорам. Все прекрасно говорили на русском языке, вот только армян выдавал акцент.
Фрося поняла, что официальная часть встречи закончилась и теперь можно поговорить.
- Марина, расскажи, как поживаешь? Чем занимаешься?
- Работаю на заводе в отделе кадров. Не зря же я закончила 7 классов, а потом курсы в Краснодаре.
- А что это такое – отдел кадров?
- Я занимаюсь приёмом на работу новых работников. Выдаю справки, кому нужны. Работа хорошая, но нервная.
- А что производят на вашем заводе?
- Это секретная информация. Извини.
- Военный завод?
- Ну, можно сказать и так, - ушла от ответа Марина. Сказать, что она работает на табачной фабрике, ей почему-то стало стыдно. Мысленно девушка себя успокоила:
- Папиросы и махорка почти как пули и снаряды. Солдаты и офицеры без них жить не могут.
- Пойдём в комнату. Включим патефон. Я привезла новые пластинки, - позвала хозяйка гостью.
***
Фрося рассматривала обстановку в доме и удивлялась. Красивые занавески на окнах. Мебели было не много, но выглядела она очень внушительно. Было чисто и приятно пахло. Множество цветов в горшках стояли на подоконниках. А ещё гостью сразила этажерка с книгами. Четыре полки книг в твёрдых обложках, да ещё с картинками. Взяла первую попавшуюся.
Когда Марина достала небольшой чемоданчик, открыла его и принялась что-то крутить, Фрося отложила книгу и подошла ближе. Она ещё не видела патефона. Граммофон иногда включали в школе на мероприятиях. А вот патефон был диковинкой.
Марина аккуратно достала пластинку и положила её на диск. Зазвучала мелодия. Фрося прислонилась спиной к стене и поняла, что здесь совсем другая жизнь. Радостная. Чистая и светлая.Её жизнь похожа на чёрную безлунную ночь, а в этом доме всегда светит солнце.
В комнату заглянула мать Марины.
- Девочки, предлагаю вынести аппарат на улицу и устроить танцы.
- Хорошо, мамочка. Сейчас так и сделаем, - ответила дочь и подмигнула Фросе. – Пойдём, посмотришь, как мои родители умеют танцевать.
Вышли снова во двор. Установили патефон и начались танцы. На самом деле родители Марины танцевали красиво. Фросю тоже приглашали, но она отказывалась. Не хотелось позориться перед людьми. Танцевать она вообще не умела.
А потом принесли баян, бубен и колотушки. Зазвучала мелодия. Была она сначала медленной, а потом всё убыстрялась и убыстрялась. Танцевали мужчины и женщины. До конца дошли только самые крепкие танцоры.
Снова все сели за стол. Фрося внимательно всматривалась в разгорячённые лица. Неожиданно подумала, что пришла зря. Люди пели, пили, отдыхали, о делах никто речи не заводил.
- Я уже пойду, - сказала тихо Марине. – А то мамка будет ругаться и не пустит в хату.
- А мы тебя проводим. Понесём твоей маме лаваш с шашлыком. Пусть отведает, - ответила девушка. Для Фроси такой поворот был очень неожиданным. Пригласили чужие люди, накормили, да ещё и проводить собираются. Танцевать приглашали, за углами не шушукались. Странно как-то.
***
Через несколько минут свёрток с едой был готов и несколько мужчин и женщин вышли за калитку, чтобы проводить гостью. Фрося решила идти мимо магазина, чтобы не столкнуться у клуба со своим одноклассником. Он ведь так настойчиво её звал в клуб. Вдруг там поджидает.
Компания подобралась весёлая. Всю дорогу шутили и смеялись. У дома Фроси остановились.
- Зови свою маму, - сказала Марина.
Но Таиса уже сама вышла.
- Хто тут спать мишае?
- Мы Фросю проводили и Вам вкусненького принесли, - сказала одна из женщин. – Возьмите, покушайте за наше здоровье, - и она протянула свёрток Таисе.
- Спасибочки! – и так было сказано это спасибочки, что Фрося испуганно замерла, а потом заторопилась:
- Спасибо, что проводили. Спасибо. До свидания! Мама, что Вы вышли раздетая? Прохладно уже. Пойдёмте в хату.
Фрося спешила увести мать, чтобы та не устроила скандал. От неё можно было ждать чего угодно.