Там тебе скажут, когда приехать за паспортом. Вот смотри, я тебе тут написала «рабочая». Так везде пиши и говори, что ты рабочая. А то, если попадёшь в разряд колхозников, о городе можешь забыть. Поняла? Ты - рабочая.
Глава 72
Ненавистный каганец коптил на столе. Фрося закашлялась и подумала, что с таким светом в хате никогда не будет чисто и светло. Копоть садится на стены, и они быстро становятся чёрными.
Таиса подошла к столу, развернула свёрток и понюхала мясо.
- Фу, якэ вонюче, - попробовала на вкус, оторвав пальцами кусочек. Пожевала беззубым ртом. – Тьфу, - выплюнула в ладонь. – Як такэ можно исты? Пышки у ных тоже ны вкусни.
Глава 71 здесь
Начало здесь
- Это шашлык и лаваш. Угощали такой едой. Мне понравилось, - сказала Фрося и пошла к своему топчану. Присмотрелась. На покрывале лежали панталоны и лифчик.
- О, а это что такое?
- Купыла тоби обновки. А то ходышь, как нищенка.
- Спасибо, мама.
Фрося померяла обновки. Они были как раз. В душе возникло смятение. Мать заботится о ней, а она собирается сбежать. Вот где-то денег заработала и потратила не на себя, а на дочку.
- Мама, а мне Мотя принесла тоже подарок. И Вам рубаху. В магазине осталось всё. Завтра принесу.
- Ничёго мэни ны надо. Мотька богачкой стала, Жорка золото мые, а вона гроши тратэ. Лучше б складувалы, та хату соби построилы.
Фрося ничего не сказала, но была согласна с матерью. Мотина хата выглядела так, будто готова рухнуть в любую минуту. Подпорки снаружи и изнутри поддерживали потолок и стены. Мотя хоть и старалась поддерживать хатёнку в нормальном состоянии, мазала, белила, но толку не было.
- А дэ ты була? Я сёдни зайшла в гамазин, а тэбэ нымае.
- Мама, магазин, а не гамазин. В уборную я бегала. Живот что-то скрутило.
- Тай довго ты там була! Я оце исты ны буду. Выкину, - показала пальцем на мясо и лаваш.
- Я завтра съем. Не надо выбрасывать. Мясо на костре жарили. Оно дымком попахивает. У нас каганец в сто раз хуже воняет, - Фрося опять закашлялась, легла на покрывало и укрылась старым тёплым одеялом. Вспомнила кровати в доме Карена и тяжко вздохнула. На тридцать рублей сильно не разгонишься. А теперь ещё нужно денег подкопить на поездку. Девушка была уверена, что она обязательно уедет.
***
В понедельник Александра Григорьевна напечатала ей ту самую справку по форме №1.
- А Вы не подскажете, как мне в район добраться, чтобы всё успеть за один день?
- За один день не получится. Нужна фотография, а её сразу не сделают. Сегодня фотографируешься, завтра только карточку выдают. Сдаёшь в паспортный стол фотографию и вот эту справку. Там тебе скажут, когда приехать за паспортом. Вот смотри, я тебе тут написала «рабочая». Так везде пиши и говори, что ты рабочая. А то, если попадёшь в разряд колхозников, о городе можешь забыть. Поняла? Ты - рабочая.
- Поняла. Но как мне добраться в Упорную? Я там ни разу не была и не представляю, как туда ехать.
- Поговори с Верой, вашей бухгалтершей. Она часто ездит в райцентр по делам. Пусть и тебя с собой берёт. Ехать до Каладжинской, а там поворот направо и через перевал в Упорную. Здесь, в общем-то, недалеко, но дорогааа! Я сама езжу, то с председателем колхоза, то на нашей линейке. Летом на линейке хорошо, а сейчас уже холодно. Нам обещают машину выделить, но пока нет.
- Спасибо. Я спрошу у Веры Николаевны.
- Ты с этим делом не затягивай. У моей справки тоже есть срок годности. Постарайся сделать всё быстро.
- Спасибо! Я побегу. До свидания!
- Беги, беги!
***
Фрося вышла из здания Сельсовета и столкнулась с двоюродной сестрой, Натальей.
- Фроська, ты что ли? А чо ты тут делаешь?
- Вера Николаевна посылала с документами. Выполнила задание и бегу на работу. А ты что тут делаешь?
- Да вот принесла Шурке плаття. Она просила купить в автолавке. Несу. Могу и тебе что-нибудь прикупить.
- А сколько такое платье стоит?
Наташка сказала. Цена была в три раза дороже, чем в магазине.
- Неа. Мне такое не надо. Мамка из дому сгонит за такое платье. Я лучше в магазине куплю. У нас дешевле.
- Ой, слушай, придержи мне там чего-нибудь не дорогого. Катьке куплю. А то столько денег на неё уходит, просто жуть.
- Приходи и сама смотри. У нас всё на виду. Ничего не прячем и не придерживаем.
- Аа… Жаль. Ну, я пошла, - разочарованно вздохнула Наталья.
- Я тоже побегу.
Сёстры расстались. Фрося обернулась и подумала, что соврала Наталья. Не может быть, что бы настолько разной была цена. Вот уж семейка у тётушки! Все любят жить красиво и пытаются заработать любым способом. Представила, как сама взяла бы, набрала платьев из нового привоза, и пошла их продавать на рубль дороже. За месяц можно было бы десяточку заработать. Только вот, как потом смотреть людям в глаза? Продавать-то придётся землякам. Их обманывать.
- Не получится из меня торговка. Честная сильно. Мамка виновата, что так меня воспитала. Может, попросить мамку, чтоб самогонку варила? Я буду алкашам продавать из-под полы. Карену дам денег чуть-чуть. Нужно сахару взять. Да неет. Самогонка из сахара обойдётся дороже магазинной водки. Тётка Ксенька варит из патоки. Покупает за бутылку. Попадутся с той патокой, так горя не оберутся. Нужно решить вопрос с паспортом, а потом и придумывать разные чудеса.
***
В магазине Фросю ждала Маринэ.
- Справку получила? Завтра едем в райцентр, сдавать документы на паспорта. Мне тоже нужна фотография. Раньше паспорта давали без всяких фотографий. А теперь вон что придумали. Мне нужно паспорт поменять. Папа договорился с председателем колхоза. Поедем на машине. Завтра с утра будь нарядная и красивая в магазине. Поняла?
- А во сколько?
- Часам к семи.
- Буду. Обязательно буду.
Фрося соврала матери, что должна приехать комиссия из района. Вымыла голову и сама обмылась в деревянном корыте.
Пришлось немного протопить в холодной половине. Ночи из-за близости ледников в станице уже холодные. Таисия нервничала и постоянно придиралась:
- И чего тебе та комиссия? Тебя проверять что ли будуть? Чо намываеся?!
- Мама, дверь закрывайте, а то холодно. Простыну и заболею. Кому тогда легче станет?
- Та чо ты мине гонишь? Давай, спину потру. И чо ты такая худущая? Кожа да кости.
- Потрите. Ага, ага, там как раз чешется. Вся в Вас пошла. Я не помню, чтобы Вы толстой были.
- Та и ны була. Я хоть и ны товста, так жилиста. А ты в кого така? Ручечки, пальчики, як у барыни. Тоненькие. Ны то, что у мэнэ ручищи, як лопаты.
- Ой, мама, тоже скажете! Дрова на горбу таскать да рубать не барыня, а тут барыню нашли.
Продолжение будет