Художники редко пишут виды из чужих студий. Однако немецкий пейзажист Карл Людвиг Кааз (1773-1810), создавая этот замечательный вид из окна, поступил именно так.
В 1807 году картина была впервые выставлена в Художественной академии в Дрездене. Правда тогда её название было ещё более длинным и точным: Aussicht aus einem Fenster der Villa des Malers Grassi nach dem Plauenschen Grunde bei Dresden (Вид из одного из окон виллы художника Грасси на Плауэнш-Грунд близ Дрездена).
Картину хвалили. Вид через открытое окно, без каких-либо фигур, был редок для масляной живописи того времени.
Кааз, вероятней всего, находился под влиянием рисунка Каспара Давида Фридриха (1774–1840) (см. рис. внизу), который был выставлен в Художественной академии годом ранее, в 1806 году.
Карл Людвиг Кааз приехал в Дрезден в 1797 году, чтобы учиться в Академии художеств. Затем он провел три года (с 1801 по 1804 год) в Италии.
Художник был близким другом Иоганна Вольфганга фон Гёте (1749–1832). Они дружили вплоть до смерти Кааза в возрасте тридцати семи лет в 1810 году. Кааз учил поэта и писателя рисовать гуашью и акварелью, а тот хвалил его идеализированные пейзажи в своих дневниках и письмах.
На представленной картине Кааз, также как и на остальных, создал идеализированный или "италиянизированный" немецкий пейзаж, запечатлённый из окна студии художника Йозефа Грасси (1757–1838).
Грасси был уважаемым профессором живописи в Дрезденской академии художеств и, заодно, коллегой тестя Кааза, Антона Граффа.
Его можно увидеть со спины на картине Георга Фридриха Керстинга (1785–1847) «Мужчина за письменным столом» 1811 года (рис. внизу).
Двухэтажная вилла Грасси в Плауэнш-Грунде, долине реки Вайссериц, стояла на небольшом холме недалеко от берега реки.
Кааз подошёл в плотную к окну, чтобы лучше показать вид, не оставив при этом места для интерьера комнаты и обрамив пейзаж так, что он стал картиной в картине.
Сквозь кроны деревьев видны пенящиеся пороги Вайсерица, а также невысокая кирпичная стена и небольшой водопад.
Чуть дальше видны округлые арки моста и красная крыша популярной гостиницы, известной как Hegereiterhaus.
В середине восемнадцатого века этот сельский регион с его многочисленными ветряными мельницами был популярным местом экскурсий для жителей Дрездена, особенно художников.
Сложный пейзаж, состоящий из извилистых дорог, рощ, далеких холмов и высокого скалистого выступа справа, магически контрастирует с архитектурной строгостью окна.
Открытые створки отражают вечерний свет.
Слева развевается шелковая зеленая занавеска, а справа на длинном гвозде висит пустая палитра.
Подоконник украшает простой натюрморт, состоящий из складного телескопа и открытой книги, страницы которой, заполненные рукописным текстом, говорят о том, что это, скорей всего, дневник или записная книжка.
Считается, что эти предметы образуют символический портрет "знаменитого" Грасси, в котором книга и телескоп указывают на его интеллектуальную сторону, а палитра – на его художественную профессию.
Картина находится в частной коллекции.
Окна в живописи: