Найти тему
Борис Седых

Просянкин на охоте

Просянкин из свободного источника.
Просянкин из свободного источника.

А ну признавайтесь, у кого была такая шильница? А я вам отвечу, у каждого уважающего себя офицера, бывавшего в Северном Париже – Северодвинске! Такие шильницы как продукт побочного производства делали на заводе Севмаш, и название их посвящено конкретному человеку. А заговорил я об этом не случайно. Время вспомнить прекрасного инженера, великого корабела, оставившего о себе наидобрейшую память.

17 сентября 1998 года в возрасте 78 лет скончался Григорий Лазаревич Просянкин – судостроитель, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской (1984) и Государственной (1978) премий, директор судостроительного завода «Звёздочка», а затем директор Северного машиностроительного предприятия в Северодвинске (1972-1986). Под его руководством были построены стратегические атомные подводные лодки для ВМФ, в том числе ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проектов 661К, 667Б, 667БДР, 667БДРМ, 941.

Григорий Лазаревич родился 6 января 1920 года в селе Нижнее Луганской области в шахтерской семье. Поступил в Николаевский кораблестроительный институт, но учёбу прервала война. Григорий Просянкин участвовал в боях за оборону Украины и юга СССР. После окончания института по распределению он попал в Молотовск на завод № 402 (сейчас Севмаш) в пятый цех.

Уже через 10 лет Просянкин был назначен начальником самого крупного стапельного цеха предприятия. А в 1956 году его талант руководителя заметил замминистра судостроения СССР Борис Бутома и предложил кандидатуру Просянкина на должность директора молодого судоремонтного завода «Звездочка». Тогда будущий флагман отечественного судоремонта был далёк от своего современного облика. Просянкин буквально запустил двигатель молодого завода. «Звёздочка» приступила к ремонту первых дизельных, а позже и атомных подводных лодок. Судьбоносным испытанием как для молодого предприятия, так и для его руководителя стал ремонт первого в мире атомного ледокола «Ленин». Григорий Лазаревич был назначен ответственным сдатчиком заказа, то есть нес личную ответственность за результат работы. За выполнение этого задания ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Прошло 16 лет со дня судьбоносного назначения на должность директора судоремонтного завода, и вновь в жизни Григория Лазаревича Просянкина новая вершина. В 1972 году он возглавил Севмаш. От своего предшественника – Евгения Павловича Егорова – досталось богатое наследство: прочно стоящее на ногах предприятие, способное строить уникальные и серийные атомные ракетоносцы. Коллектив завода воспринял назначение Григория Просянкина настороженно. Все ждали возможных перемен, но как мудрый руководитель Григорий Лазаревич не сделал ни одной кадровой перестановки. Во многом благодаря его незаурядной личности, умению нацелить на результат, отмести все второстепенное, Севмаш сделал новый виток в развитии. Не случайно 70–80-е годы прошлого века и по сей день называют золотым веком атомного подводного кораблестроения. В этот период были построены серии ракетных подводных крейсеров стратегического назначения 667Б, 667БДРМ проектов, АПЛ из титановых сплавов, самые большие в мире атомные подводные лодки проекта «Акула». За успешное выполнение задач государственной важности Севмаш получил два ордена Ленина.

Просянкин был великим тружеником. Его рабочий день начинался в семь утра плановым посещением цехов и зачастую заканчивался за полночь. Благодаря отменной памяти Григорий Лазаревич держал в голове массу информации. Он во всём любил порядок, болезненно реагировал на видимые недостатки. Чистота в цехах стала важным критерием оценки работы, курить разрешалось только в строго отведенных местах. Григория Лазаревича как руководителя отличало умение видеть перспективу. Он уделял большое внимание внедрению новых технологий. Сотрудников службы главного инженера Григорий Лазаревич обязал следить за развитием научной мысли в стране. На предприятии постоянно проводились различные смотры по экономике, охране труда. Руководители цехов проводили конкурсы по внедрению рационализаторских предложений.

Просянкин успевал не только на производственном фронте, но и на общественном. По советской традиции он был членом бюро горкома, членом обкома партии, депутатом областного Совета и Верховного Совета СССР, делегатом XXV и XXVI съездов КПСС. Просянкин всегда обстоятельно готовился к совещаниям. Его выступления были конкретными, деловыми, содержали важные проблемные вопросы, требующие решения на государственном уровне. Аргументы Григория Лазаревича помогали убеждать в своей правоте, позволяли принимать решения в пользу Севмаша.

Просянкин уделял много внимания социальному развитию Северодвинска и предприятия. В период его руководства было завершено строительство заводского пансионата «Северный» в Крыму, построен двенадцатиэтажный медицинский комплекс ЦМСЧ-58, возводились жилые дома для корабелов.

Несмотря на занятость Григорий Лазаревич был хорошим семьянином. Редкие часы отдыха Просянкин с женой и двумя сыновьями проводил на даче, где, как и полагается, Григорий Лазаревич сам сажал картошку. В отпуск же семья выезжала в Севастополь. Кроме того, Просянкин занимался спортом, имел первый разряд по боксу, по утрам делал зарядку и по молодости даже прыгал с парашютом. Особой страстью Григория Лазаревича были автомобили. Он получал большое удовольствие от вождения.

Григорий Лазаревич был предан кораблестроению, беззаветно любил своё дело и заводы, которым посвятил всю жизнь без остатка. Будучи уже на заслуженном отдыхе и проживая в Севастополе, он получил серьезную травму. Лечение было долгим, но как только сняли гипс, Просянкин буквально через день сел в самолёт и прилетел в Северодвинск на празднование 60-летия города. Здесь встретился с коллегами-кораблестроителями и с удовольствием слушал их рассказы о том, как живет его родной Севмаш.

Приятно вспомнить великого гражданина нашей страны, наливая грамульку из шильницы "Просянкин на охоте"...

На СМП заказывали и другие фляжки... Интересная художественная история, как молодой офицер подарил фляжку с логотипом своего корабля артистам посетившим Гремиху публикация "Театрал" читайте здесь. Не пожалеете.

Хорошего четверга! Всем держаться! Завтра пятница!