Найти тему
KP.RU:Комсомольская правда

Рабочие лошадки передовой: Изрешеченные пулями "буханки" спасают сотни жизней, а неказистые "Жигуленки" снуют под обстрелами

Волонтеры знают о нуждах военных и помогают им с техникой. Фото: Александр ДЕМЬЯНЧУК/ТАСС
Волонтеры знают о нуждах военных и помогают им с техникой. Фото: Александр ДЕМЬЯНЧУК/ТАСС

Колонны боевых подразделений, меняющих место дислокации, напоминают сцены из фильма «Безумный Макс». Едут грузовики, тюнингованные бронированными плитами и защитными «мангалами», легковушки, укрепленные кусками резины от шин, мотоциклы и багги с флагами и грозными надписями. Отличие от Голливуда только в цвете пейзажа. Американские безумцы гоняли по желтой аризонской пустыне, а наши бойцы - по «зеленке» Новороссии.

Машина на передовой - расходник, улетающий едва ли не быстрее, чем краска для принтера в штабе полка. Оставив на обочине сгоревший «хайлюкс», все равно приходится пересаживаться на «Жигули». Откуда они берутся? Бойцы восстанавливают брошенные машины, покупают в деревнях у местных жителей. Ездят с разбитыми окнами, с посеченными осколками дверьми. С маскировочной сетью на крыше и самодельным бампером, сваренным из арматуры.

Корреспондент «КП» составил рейтинг популярности авто на передовой.

Считается, что самая популярная машина на СВО - «буханка». Фото: ТАСС
Считается, что самая популярная машина на СВО - «буханка». Фото: ТАСС

Там, где стреляют, - не пристегиваются

Считается, что самая популярная машина на СВО - «буханка». Пузатое полноприводное недоразумение 60-х годов, любимый «бусик» колхозников, рыболовов и штурмовиков. Про нее поговорим отдельно, а открыл бы я рейтинг гражданских машин, проявивших себя на передовой, с обычных «Жигулей».

Среди рожденной в СССР легковой техники, случайно оказавшейся на войне, ни одна машина не показала себя так, как «Жигули». На них катаются все - от донецких ополченцев до профессионально упакованных сэсэошников (бойцов сил специальных операций).

На фронт попадают и дорогие машины: «Тойота Хайлюкс», «Мицубиси L200» и даже экзотические пикапы «Форд F», личные или подаренные богатыми жертвователями. Затонированные, с классным защитным покрытием, напоминающим наждачную бумагу. Проблема в том, что дорогие внедорожники вынуждены кататься в тылу: на «передок» на них не поедешь. Слишком жирная, заметная цель для вражеских беспилотников. Вот и получается: хочешь выглядеть дорого и грозно - отсиживайся за спинами товарищей. Хочешь воевать - возьми тачку подешевле, все равно разобьешь.

Есть еще одно маленькое преимущество у отечественных машин: они не вопят, если ты не пристегнут ремнем. Там, где стреляют, никто не пристегивается.

Такой вот «уазик» - тоже хороший помощник на фронте. Фото: Константин МИХАЛЬЧЕВСКИЙ/РИА Новости
Такой вот «уазик» - тоже хороший помощник на фронте. Фото: Константин МИХАЛЬЧЕВСКИЙ/РИА Новости

Боевой экономкласс

Но «Жигули» - не всегда лучший вариант. Порой нужна более дешевая техника. Донецкий штурмовик с позывным «Грек» рассказал, что, когда танки в Марьинке разворотили все дороги, обычная машина проехать там не могла. Он продал любимую «Ладу»-девятку и купил «Таврию». Эта версия «Запорожца» такая легкая, что ее можно чуть ли не на руках перенести. А еще она самая узкая из всех машин и просачивается в любую щель.

А недавно смеялся весь гуманитарный Донецк: бойцам из Новосибирска тамошние волонтеры отправили из дома... ЛуАЗ-969, неказистое детище Луцкого автозавода. Сельский внедорожник с двигателем от «Запорожца». Как из Луцка, находящегося на Западной Украине, он попал в Новосибирск - за 4 тысячи км? И как сумел доехать обратно до Украины? Медленный, на крошечных колесах, с грузоподъемностью циркового пони - теперь это боевая машина. То-то противник удивится.

На фронт попадают и дорогие машины: «Тойота Хайлюкс», «Мицубиси L200» и даже экзотические пикапы «Форд F», личные или подаренные богатыми жертвователями. Фото: Александр КОЦ
На фронт попадают и дорогие машины: «Тойота Хайлюкс», «Мицубиси L200» и даже экзотические пикапы «Форд F», личные или подаренные богатыми жертвователями. Фото: Александр КОЦ

В последнее время на передовой стали популярны мотоциклы. По ним сложно сделать сброс с беспилотника, и FPV-дрон не догонит. Но мотоцикл шумный, его слышно издалека. Поэтому сейчас пошла мода на китайские электрические самокаты. Первыми их начали использовать подразделения ВСУ, потому что получили бесплатно большую партию.

Мотоцикл для бойцов - удобная вещь, но слишком тарахтит и привлекает внимание. Фото: Виктор АНТОНЮК/РИА Новости
Мотоцикл для бойцов - удобная вещь, но слишком тарахтит и привлекает внимание. Фото: Виктор АНТОНЮК/РИА Новости

Наши волонтеры тоже начали возить электрические самокаты, но покупать за свой счет - дорого. Все-таки обычный рычащий эндуро - надежнее, мужественнее и значительно дешевле.

Самая лучшая «Нива» - «Шнива»

Если не считать более или менее военного УАЗа «Патриот», самый распространенный гражданский внедорожник на передовой - это «Нива». Купить приличную подержанную на сайте бесплатных объявлений - целое испытание. Все дешевые подержанные внедорожники выметены мощной волонтерской метлой и отправлены в зону СВО.

Наши волонтеры тоже начали возить электрические самокаты, но покупать за свой счет - дорого. Все-таки обычный рычащий эндуро - надежнее, мужественнее и значительно дешевле. Фото: Григорий КУБАТЬЯН
Наши волонтеры тоже начали возить электрические самокаты, но покупать за свой счет - дорого. Все-таки обычный рычащий эндуро - надежнее, мужественнее и значительно дешевле. Фото: Григорий КУБАТЬЯН

В прошлом году я сам гнал «Ниву»-трехдверку под Кременную бывшим сослуживцам из «Ахмата». Машина когда-то принадлежала геймеру, увлекавшемуся игрой «Мир танков». И была покрашена под американский «виллис» с белыми звездами. В техпаспорте был указан удивительный цвет - «олифовый». Как он выглядит, никто не знал, поэтому перекрасить ее можно было как угодно. Осматривавший машину перед выездом автомеханик Илья долго плевался.

- Попадет эта тачка к «Ильичу», он ее расстреляет и вопросы задавать не будет! - грозил он. Пришлось зловредные «американские» звезды замазать краской. Хотя я не собирался предъявлять машину для осмотра «Ильичу» и даже не представлял, кто это.

«Нива» пацанов порадовала. Командир отряда штурмовиков «Тихий» гонял на ней практически по отвесным песчаным склонам. А если нужно было пролететь через блокпост, он орал из окна: «Ахма-ат!» И его густой черной бороде верили на слово.

На этой же «Ниве» вместе с волонтерами я возил гуманитарную помощь в Никольский монастырь под Угледаром. Машина спокойно шла по жидкой грязи и вспаханному полю, прыгала по воронкам от снарядов, проламывалась через кусты и даже взяла на буксир сдохшие «Жигули» сопровождавших нас солдат.

У трехдверки есть один, но важный недостаток: в случае обстрела или при приближении вражеского дрона с задних сидений не выскочишь. Машина превращается в гроб на колесах. Высокопроходимый, но все-таки гроб. Поэтому для группы бойцов лучше подходит «Шнива», пятидверный потомок «Нивы» от странноватого союза с вражеской «Шевроле».

«Шнива» - машина бойкая, неплохо ведет себя на асфальте и умеренном бездорожье. Но хрупкая и ломкая, в военных условиях ее нужно ремонтировать после каждого выезда. В последний раз, когда мы выезжали на такой с парнями из подразделения БПЛА в Курской области и едва не попали под вражеские «Грады», парни второпях случайно выломали пластиковые ручки двери. Как ее теперь открывать - черт его знает. Хоть веревку привязывай.

Среди всех гражданских машин «буханка» УАЗ-452 остается фаворитом. Фото: ТАСС
Среди всех гражданских машин «буханка» УАЗ-452 остается фаворитом. Фото: ТАСС

«Буханка»-кормилица

Среди всех гражданских машин «буханка» УАЗ-452 остается фаворитом. Дешевая, крепкая, проходимая и пассажиров берет много. Однажды видел в Луганске еле живую «буханку», она явно вышла из какой-то передряги. Вся скособочившаяся, колеса в разные стороны, маскировочная сеть разодрана. Вихляет, но едет, еще и вооруженных бойцов везет.

В другой раз в городе увидел, как затянутая в новую сеть «буханка» с усами РЭБа (устройство для радиоэлектронной борьбы) на крыше вдруг отклеилась от тротуара, резко набрала ход, будто спорткар, обошла в лихом слаломе едущие по дороге машины и скрылась из глаз. Выглядит неприметно, а фору даст многим.

Вместе с читателями я собрал деньги и отправил «буханку» для специального казачьего подразделения, воюющего в Херсонской области и на Кинбурнской косе. Отправлял почти новую машину, а спустя время навестил ее. На кузове появились потертости и шрамы, но она честно тянула трудовую лямку.

- Кормилица наша! - хвалили ее казаки. - И раненых вывезет, и припасы на передовую доставит.

В тот раз «буханку» загрузили баллонами с газом и канистрами с бензином. Я ехал в кузове с этим грузом, да еще с собакой, прибившейся к отряду. Машина прыгала по ямам от недавних прилетов, газовые баллоны гремели, запах бензина сводил с ума, собака лаяла. С правой стороны Днепра по косе украинцы стреляли зажигательными снарядами. Лес горел, и мы проезжали мимо горящих деревьев, надеясь, что «зажигалки» не попадут в нас, потому что сейчас мы сами как бомба, камикадзе на колесах. Ничего, проехали благополучно.

Футуро-архаика

Чтобы защитить гражданскую машину, ее дорабатывают. Приваривают сверху и по бокам решетчатые «мангалы». Вставляют в двери металлические пластины или нашивают внешнюю «броню» из нарезанных лоскутами автопокрышек. Заклеивают фары красным скотчем, чтобы меньше светились в темноте. Покрывают капот теплоизолирующей пленкой, защищая от тепловизоров противника. Заматывают сетью.

На крыши ставят РЭБ самых удивительных форм - тазики, трубы, радиаторы - отчего обычный гражданский автомобиль становится похож на гибрид боевого индийского слона в маскировочной попоне и футуристического «Делориана» из фильма «Назад в будущее».

Переделывать машины - в этом есть что-то кинематографическое. Подобное возможно в США с их автомобильным культом. В России вносить изменения в конструкцию авто, не предусмотренные производителем, запрещено из соображений безопасности. Но тут - фронт, и именно о безопасности здесь думают всерьез. Вот и приходится бойцам проявлять солдатскую смекалку. И они справляются. А для надежности украшают машины амулетами и оберегами - иконками, четками, флажками и Чебурашками. Неизвестно, дает ли Чебурашка бонус к защите, но сердце греет и глаз радует точно.

ВОПРОС - РЕБРОМ

Зачем на фронте эти тачки?

На гражданских машинах доставляют боеприпасы, продукты, горючее, вывозят раненых, забрасывают бойцов на позиции. Главное преимущество таких авто - неприметность. На военный «КамАЗ» или «Урал» противник не пожалеет снарядов и дронов. А ржавый «Жигуль», может, и пропустит. Мало ли кто на нем едет? Может, местный дед на рыбалку. Дело не в том, что врагу жалко мирных граждан, - это не так. Просто в условиях дефицита снарядов противнику приходится игнорировать малозначительные цели.

Григорий КУБАТЬЯН