Ну постоянно приходится за руками следить - мухлюют! Правда, если за эту руку поймать - сдаются и переигрывают сразу. Но - сам факт!
"Халва" с подводными камнями
Я писала уже - почти в каждом банке, который выпускает кредитки, есть свои способы запутать клиента и развести на проценты.
Альфа, например, вводит в заблуждение формулировками:
Совком, оправдывая название, действует тупо и топорно - просто нарушает свои же правила и рассчитывает платежи против них же. Разумеется, "ошибки" всегда только в свою пользу:
Я бы поверила, что это совпадение: ну ошиблись, ну не к той категории отнесли магазин, ну система глюкнула. Но за мою недолгую историю отношений отношений с этим банком - полгода всего, взяла "Халву", когда срочно надо было оплатить репетиторов Ирке в марте, - это реально каждая вторая покупка! И сумма неважна, и срок рассрочки неважен - там проверять надо абсолютно все. В лучшем случае, срок рассрочки окажется короче, чем обещали (и почему ты вообще решила этой рассрочкой пользоваться). В худшем - еще и проценты навесят.
Мне повезло - я нарвалась на такую "ошибку" прямо с самой первой покупки, той самой оплаты репетиторов. Все-таки продукт новый. Сразу после оплаты смотрю, что как выглядит в интерфейсе - а там совсем не то, что так радужно обещал консультант в банке. Пишу в поддержку - как мол так? А там - простите-простите, это недоразумение, сейчас пересчитаем. А что, такое может быть? Здесь так делают?
С тех пор я проверяла состояние после реально каждой транзакции - благо их немного было, - и очень часто находила такие вот "ошибки". Но Совком находил новые и новые способ прикинуться совком!..
Акция "Афера"
Акцию "рассрочка на все 24 месяца" я не просила - она автоматически была включена для всех, когда я вообще завела карту весной. Я даже уточняла, можно ли ее отключить и сделать ситуацию более прозрачной, без акций, а как на карточке магазина. Мне ответили - нет технической возможности, если хотите - гасите досрочно.
Небольшое отступление - как вообще действует "Халва". Это карта, которая автоматически переводит в рассрочку без процентов покупки по кредитной карте. Срок рассрочки у всех магазинов разный - у кого-то может быть месяц, у кого-то 8. Сумма покупки делится на равные платежи согласно количеству месяцев. Потому выплаты отличаются каждый месяц - за что-то ты уже расплатился, за что-то еще платишь дальше. Акция "24 месяца" обещала рассрочку на 2 года на каждую покупку в любом магазине.
Зачем платить раньше, если можно расплачиваться постепенно? Время было не самое простое - уже встал в полный рост вопрос увольнения с производства, но куда идти, вариантов не было, - и я решила, что геройства с досрочными выплатами не для меня. Картой воспользовалась еще несколько раз - шкаф Ирке, в частности, как раз с тех денег купили, - и забросила я ее (я вообще ни одну кредитку никогда "до дна не съедала"). Честно платила, как показывал график в приложении. До прошлой недели.
Открываю я в очередной раз приложение прикинуть, что с выплатами в сентябре, а там... Суммы в несколько раз больше! Это что вообще?!
Читайте мелкий шрифт!
Ну да, на самом деле, в 100% случаев при потасовках с банковскими продуктами можно сказать пользователю: "Да ты сам баран, надо было читать подробности". И это будет правдой, и это правда в отношении меня тоже - могла б, овца, проявить бОльшую бдительность, прошерстить все-все-все документ - а их по увесистой пачке на каждый шаг, и в приложении Совкома они, кажется, специально максимально неудобно запрятаны, так что еще и не найдешь.
Я уже давно поняла, что для работы с банками UX- создается по принципу "наоборот" - максимально двусмысленные формулировки, максимально неочевидный флоу. Хотя, казалось бы, у нормальных приложений наоборот. Просто тут задача другая изначально стоит - отнюдь не все быстро и ясно вам донести.
Короче, оказалось, что среди условий акции - предоставление бесплатной подписки "Десятка", которая - да, дает право на рассрочку на 24 месяца на покупки периода действия акции. Но при этом ты обязан выполнять условия подписки - покупать каждый месяц не меньше, чем на 10 тысяч. Не выполнишь условия - подписка отменяется, и сроки оставшихся рассрочек автоматически вернутся к первоначальным. А это где 6 месяцев, а где и месяц. Это, собственно, и произошло, и платеж за ближайший месяц сентябрь получился совершенно конский. Разумеется, этого нигде не было сказано в описании акции, а было где-то в недрах приложения запрятано под малюсенькой звездочкой "все детали читайте в таком-то разделе".
Я еще раз повторю - в этом вопросе я сама овца! Таки да, должна была сама идти и выяснять полные условия той злосчастной акции. Правда, чтобы пойти их выяснять, надо было вообще догадаться, что тут может быть что-то еще запрятано за официально объявленной информацией. Но это уже мои личные трудности.
Я в итоге решила - ладно, так даже лучше. Сейчас придется жестенько, но быстрее расплююсь с ними и забуду, как страшный сон. Сумму задолженности вносила в 2 платежа, второй был вчера. Он меня сподвиг на такой эмоциональный утренний пост. Потому лезу я утром, такая собой довольная, посмотреть, как я победила эти гидру в сентябре, и вижу...!
"А вы все равно нам деньги должны! Срочно".
А там - задолженность еще 4,5 тысячи до 25 сентября! Это что вообще?! Я даже больше необходимой суммы перевела, ради округления!
Справедливости ради, сумма не из воздуха нарисовалась - на эти 4,5 тысячи стал меньше платеж за октябрь. Но все равно - где мне их сейчас брать, лишние? И не лишних нет. А в октябре своя зарплата будет для этих дел.
Гневно пишу в техподдержку, прикидываю, что в случае чего - доказательств у меня нет никаких, я же скриншот вчера не делала.
Блин, ну с этой паранойей же невозможно жить! Каждый день, даже при отсутствии транзакций, проверять и скринить по нескольку раз, а не решил ли банк там опять изменить свои же правила!
Ответ, как ни странно, получился без козлизма и требований доказательств - старое знакомое "ой, это у нас был технический сбой, сейчас все пересчитаем!", по ситуации на данный момент - пересчитали на 2 тысячи. Еще 2.5 остались висеть в долге. Снова общаюсь на эту тему с техподдержкой.
Что меня в этой ситуации бесит
Меня вообще не задевает (уже), когда банки ломят конские процента за выход из льготного периода или нарушение каких-то правил. Тут не нравится - не ешь. Пользование деньгами, которых у тебя нет, стоит денег, все честно. Меня бесит, когда начинаются все вот эти вот ухищрения, чтобы развести тебя на деньги, спрятав правила. Или перерисовывая график от балды, чтобы ты пропустил срок и попал на проценты.
Вы спрятали от меня "Десятку" в акции - ок, могла бы поискать (хотя вообще-то это навязывание услуги - я же не могла от нее отказаться. А это уже нарушение закона). Вы в последний момент пересчитали график без акции без предупреждения - я же сама не поискала. Но вот эти вот "сбои" как раз перед датой начисления процентов, эти "ошибки" каждый второй раз - это просто мошенничество. Фу таким быть, совок Совком.