Найти тему

«Большевик» - простейший советский гусеничный трактор

Всем привет!

Уже в первые годы существования СССР уделялось должное внимание производству гусеничных тракторов – их можно было использовать и в сельском хозяйстве, и в военных целях для буксировки артиллерии. Я уже писал на канале о тяжелом тракторе «Коммунар», и к нему можно вернуться здесь, сегодня же я расскажу о гораздо более простом тракторе, с момента рождения которого прошло 100 лет – «Большевик».

Источник фото: warspot.ru
Источник фото: warspot.ru

Да-да, нашему герою исполнился ровно век. Первые его образцы появились в 1924 г. на Обуховском заводе в Ленинграде, а в основе трактора лежал американский Holt-40, хорошо зарекомендовавший себя в годы Первой Мировой войны как тягач для артиллерии и сумевший отметиться даже в молодой РККА. И тогда было принято решение организовать в Ленинграде производство аналогичной техники.

Конструктивно «Большевик» был предельно прост – на короткой платформе установлены капот, двухместное сиденье и топливный бак. Под капотом был установлен простейший бензиновый мотор объемом 7 л и мощностью 40 л. с., заводившийся рукояткой спереди, а на месте тракториста спартанский минимум – никаких контрольных приборов, только рычаги управления и 4-ступенчатой КПП. Не было даже полноценной кабины, хотя изредка умельцы ставили на трактор брезентовый тент:

Источник фото: warspot.ru
Источник фото: warspot.ru

Изначально трактор создавался для военных нужд - большинство машин стали использоваться для буксировки пушек:

Источник фото: warspot.ru
Источник фото: warspot.ru

Или как аэродромные тягачи:

Источник фото: warspot.ru
Источник фото: warspot.ru

Лишь изредка их использовали на гражданке для основных сельскохозяйственных работ:

Источник фото: warspot.ru
Источник фото: warspot.ru

Производство продолжалось до 1930 г., при этом в год завод выпускал до 100 машин. Они продолжали служить почти до начала Великой Отечественной войны, пока у военных не сменились приоритеты и не потребовались более мощные тягачи, способные таскать тяжелые гаубицы. Вместе с тем «Большевик» - первопроходец среди гусеничных тракторов, задавших тенденцию по созданию универсальной техники, которая впоследствии и показала себя на селе, и стала незаменимым помощником артиллеристов в военные годы. И пусть до наших дней ни один экземпляр не дожил, значимость его велика.

А на этом у меня все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до новых встреч!