Найти тему
Православная Жизнь

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы

Предания говорят о месте Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии по разному. Согласно одному из них, Дева Мария родилась в Иерусалиме, но есть и предание, повествующее, что Царица Небесная появилась на свет в Назарете. С последней версией соглашался и святитель Димитрий Ростовский.

Назарет находится в горах к северу от Иерусалима. Город располагается на склоне горы неподалеку от Эздрелонской долины. До всех ключевых для спасения человеческого рода событий Назарет ничем не прославился и был глухой провинцией. В Евангелии мы даже читаем, что когда апостол Филипп рассказывает, что найден Спаситель из Назарета, апостол Варфоломей (Нафанаил) сомневается, что из этого города можно ждать чего-то хорошего.

Итак, благочестивые родители Пресвятой Богородицы, Богоотцы Иоаким и Анна, жили в Назарете. Иоаким был потомком царя и пророка Давида, а праведная Анна происходила из рода священников. Племянницей Анны и двоюродной сестрой Пресвятой Девы Марии была праведная Елисавета – мать Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Благочестивый Иоаким был богат. В древности это выражалось главным образом обладанием большого количества домашнего скота. Иоаким и Анна любили оказывать из своего богатства милость всем нуждающимся. Очень многие соплеменники любили и уважали за это супругов. Но была у них одна большая скорбь – в семье в течение многих лет не родилось ни одного ребенка. Древние евреи считали бездетность наказанием Бога за грехи, из чего можно сделать вывод о тайном презрении многих евреев в адрес Иоакима и Анны. В бесчадии праведники дожили до самой старости, но не переставали вымаливать у Небес дитя.

-2

Однажды Иоаким захотел принести в Иерусалиме жертву Богу, но священник Рувим вслух укорил его в тайных грехах, назвав в качестве доказательства его бездетность. Это душевно надломило праведника, и его непоколебимая вера смешалась с горьким отчаянием. Он удалился в пустыню, чтобы молиться в ожидании ответа от Бога и поститься неядением.

Анна об этом узнала и укорила себя в бесчадии их семьи, посчитав себя виновницей страданий мужа и самой грешной женщиной. Она также начала усиленно молиться о даровании старым супругам отпрыска. Во время одной из молитв праведнице явился архангел Гавриил и сказал, что Господь ответил на молитву согласием. Вестник Божий благовестил, что Анна родит самую великую в истории Дочь, ради Которой благословятся все народы земли. Архангел повелел назвать Девочку Марией. Анна возрадовалась, прославила Всевышнего, поклонилась Гавриилу и поклялась, что жизнь Марии полностью будет посвящена Богу.

После этого Гавриил явился Иоакиму в пустыню и сообщил, что молитвы супругов услышаны, и у праведников родится Дочь, о Которой возрадуется весь мир. Ангел повелел праведнику идти в Иерусалим к золотым воротам, где он встретится с Анной.

-3

Иоаким собрал дары для жертв Богу и в благодарность священникам, и отправился в святой город. Там праведник встретил жену, и они рассказали друг другу о явлениях и пророчествах Ангела. Некоторое время супруги провели в Иерусалиме – жертвы были принесены, милостыня и подарки священникам розданы. Праведники отправились обратно в Назарет. Там они зачали Пресвятую Марию, Которая родилась в положенный срок.

-4

Через год святой Иоаким устроил роскошный пир, на который пришли священники, начальники и друзья семьи. Когда все вкушали угощения и радовались о рождении Девочки, Ее отец поднял на вытянутых руках маленькую Марию и попросил священников благословить Дитя.

Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы Церковь тоже празднует, называя его святым и преславным. Это празднество происходит 22 декабря (9 декабря по старому стилю).

Католики исповедуют ересь, что Дева Мария, якобы, была зачата без участия Иоакима, то есть, как и Ее Сын от действия Святого Духа. Также Западная Церковь учит, что на душе Богородицы, будто бы, не отпечатался грех прародителей. В эти две ереси православным верить недопустимо, потому что они противоречат всей логике идеи и учения о спасении человеческой души.

Православная Церковь защитила свою паству от этих ложных догматов соответствующими соборными утверждениями, постановлениями, изречениями и писаниями святых отцов.

-5

Наша Пресвятая Владычица – не порождение естественной пылкой юношеской страсти, а естественным образом рожденное дитя молитвы великих праведников, с благодарностью к Небесам перенесших через всю свою жизнь великую душевную скорбь. Несмотря на то, что Богородица именуется Пресвятой и имела в земной жизни личную безгрешность, повторимся, что Церковь учит о Ее изначальной поврежденности первородным грехом. Дева Мария нуждалась в спасении, которое дал всем Ее Сын – Господь Иисус Христос.