Найти в Дзене
Живописные истории

Жан-Мишель Баския в Кот-д'Ивуаре и Бенине || Путешествия художников

В 1983 году, в возрасте всего двадцати двух лет, Жан-Мишель Баския (1960-1988) стал одним из самых молодых художников, когда-либо выставлявшихся на биеннале Уитни в Нью–Йорке.

Фото из Википедии
Фото из Википедии

Первоначальную известность Баския получил как граффити-художник SAMO (аббревиатура от Same Old Shit) и музыкант, выступавший вместе с будущим актером и кинорежиссером Винсентом Галло в арт-рок-группе Gray. (Название группы было отсылкой к учебнику «Анатомия Грея», подарку детства, который служил Баския постоянным источником вдохновения.)

-2

Всё, начиная с появления в клипе 1981 года на хит Blondie "Rapture", знакомства с малоизвестной тогда Мадонной и продюсирования хип-хоп сингла "Beat Bop" Rammellzee и K-Rob в 1983 году и до сотрудничества на выставках с Энди Уорхолом и работы моделью для модного бренда Comme des Garçons, позволило ему стать первым американским художником африканского происхождения, который добился мирового успеха и стал международной знаменитостью.

-3

Но через пять лет после его показа в Музее американского искусства Уитни он умер, от передозировки герoина 12 августа 1988 года.

Его преждевременная смерть наступила всего за несколько недель до того, как Баския собирался совершить вторую поездку в Африку, приняв приглашение присоединиться к художнику Уаттаре Уоттсу в Кот-д'Ивуаре. Два художника встретились ранее в том же году в Париже, где в галерее Ивона Ламбера проходила персональная выставка Баския.

-4

Баския совершил свой первый — и, как оказалось, единственный — визит в Африку двумя годами ранее.

Будучи выходцем из Гаити и Пуэрто-Рико, Баския часто обращался к африканским темам, сюжетам и иконографии, используя, например, иероглифы в египетском стиле в таких картинах, как «Нил».

«Нил»
«Нил»

В октябре 1984 года его друг, хип-хоп-исполнитель Fab 5 Freddy познакомил его с Робертом Фаррисом Томпсоном, историком искусства из Йельского университета, который недавно опубликовал свою новаторскую книгу «Вспышка духа: африканское и афроамериканское искусство и философия».

Исследование Томпсона присоединилось к «Анатомии Грея» в качестве ключевого источника для Баския, художник с этого момента часто ссылался на её текст и иллюстрации в своих работах.

Книга также усилила интерес Баския к его африканскими корнями.

Впоследствии он попросил Бруно Бишофбергера, своего арт-дилера, организовать выставку во Французском культурном институте в Абиджане, фактической столице Кот-д'Ивуара.

Flexible
Flexible

Баския, его тогдашняя девушка Дженнифер Гуд и её брат Эрик прибыли в Абиджан в августе 1986 года.

Бишофбергер присоединился к ним как раз к открытию выставки 10 октября.

Выставка продлилась около месяца. После её окончания Баския, Дженнифер, Эрик и Бишофбергер вылетели в Корого на севере страны, чтобы встретиться с людьми из племени сенуфо, а потом отправились в Котону в Бенине.

По мнению критика Нили Свенсон, выставка в Абиджане провалилась, но успела вдохновить группу местных художников, коллективно работающих под именем Vouvou (уничижительный термин, означающий бесполезный хлам). Так что Баския послужил образцом для подражания у нового поколения художников на континенте.

В последние несколько месяцев своей слишком короткой жизни Баския пытался справиться с наркoтической зависимостью, уехав на Мауи на Гавайях, где у него была студия, но, к сожалению, безуспешно.