У многих родителей балетных детей существует убеждение, что балет для «особенных».
Отчасти, и увы, но это правда.
Особенные по «фамилии» или таланту?!
Еще с времен СССР у политических и творческих элит существовала традиция: отдавать своих чад либо в военные училища (если наследник фамилии мальчик), либо в балет (если наследница девочка). И если с военным делом все более менее понятно (ну сложилось так исторически), то понять, чем руководствовались родители отдавая своих девочек на адский многолетний труд в балетную школу, и в дальнейшем иметь в перспективе мизерную зарплату и постоять на сцене с канделябром идея более чем странная. Но ради престижа на что не пойдешь...
Большой театр был и есть- визитная карточка России. И судя по конкурсам в хореографические училища интерес к балету не становится меньше.
«Звездные» дети приходили и будут приходить в балет. Вот правда у большей половины таких «особенных» детей, балетная карьера заканчивалась следом, как только «старший» носитель фамилии уходил «со сцены» или просто в тень.
Вот несколько примеров с известными фамилиями.
Марина, внучка министра культуры СССР Екатерины Фурцевой была отчислена сразу, как только умерла ее бабушка.
Катя Андроникова, дочь Ираклия Андроникова, окончила хореографическое училище, но связывать свою дальнейшую жизнь со сценой не стала.
Ксюша Вирганская-Горбачева (внучка первого Президента СССР Михаила Горбачева) после пятого класса ушла из училища. Она стала слишком большой для балерины.
Татьяна Андропова, внучка генсека ЦК КПСС окончила хореографическое училище, и даже была принята в ГАБТ. Где лет десять танцевала «16 лебедя в 25 ряду».
Алиса Хазанова (дочь художественного руководителя столичного Театра эстрады Геннадия Хазанова) после училища Алиса поступила в Большой, но танцевала недолго и по большей части характерные танцы из-за отсутствия той самой балетной конституции. Настя Винокур - дочь пародиста Владимира Винокура, также дослужилась до кордебалета.
Все вышеназванные примеры подтверждают одну простую истину: никакие связи и деньги не помогут ножке стать маленькой, а душе большой, как говорил Евгений Шварц Золушке.
Конечно иные родители посетуют: мол, таких блатных берут, а мест то всегда лимит и кто-то одарённый не поступит.
А вот здесь, я расскажу другу историю о девочке из обычной семьи. Так как история основана на реальных событиях, то имена из этичности я изменю.
Итак, маленькая Кристина в 4 года начала заниматься художественной гимнастикой. От природы девочка была наделена хорошей подвижностью, гибкостью и пластичностью. В 8 лет Кристину заметила педагог по хореографии, которая занималась с гимнастками и поговорив с ее мамой, сказала, что у Кристины балетная фигурка и может быть имеет смысл посмотреть в сторону профессионального балета.
Кристина загорелась. Сходили на пробное занятие в балетную студию, что рядом с домом. Потом в другую, третью. Здесь нужно отдать должное маме Кристины, у них на двоих с дочерью появилась цель: поступить в хореографическое училище, поэтому, в первую очередь, мама отдавала предпочтение уровню самого педагога (где училась, какой опыт работы с детьми...). В итоге, Кристина начала заниматься в любительском коллективе. Год догоняла девочек, выходили на сцену со спектаклями.
Однажды, гуляя по улице, к маме Кристины подошла пожилая интеллигентная женщина. Она завела незатейливую беседу с мамой Кристины и спросила: не занимается ли девочка балетом? Мама Кристины удивилась, ответила, что танцует в любительском коллективе. И тут женщина, глядя на играющую рядом Кристину, сказала: у этой девочки удивительно красивые ноги. Поверьте мне, это будущая Майя Плисецкая.
Удивительная встреча поразила маму Кристины. Скорее, она утвердила молодую женщину в том, что балет действительно нужен ее дочери.
Среди знакомых, она нашла рекомендованного педагога и перевела Кристину в другую студию балета. Новый педагог оценила поставленную задачу и составила план занятий: 3 раза в неделю Кристина должна была заниматься по 1,5 часа в группе девочек, 3 раза в неделю по 1,5 часа- индивидуальные занятия и еще 3 раза в неделю Кристина начала посещать групповые занятия по дополнительной подготовке при хореографическом училище.
В течение 2-х лет, мама работала, чтобы иметь средства на оплату занятий дочери, а девочка трудилась в хореографическом зале по 13,5 часов еженедельно.
Двухлетняя интенсивная подготовка, как раз завершилась к тому времени, когда Кристина закончила 4 класс в общеобразовательной школе.
Были поданы документы для участия в конкурсном отборе в одну из лучших хореографических школ страны.
По результатам отбора, Кристина оказалась первой за чертой.
Можно представить состояние девочки и ее мамы, когда пришлось мириться с тем, что девочке не хватило всего-то четверти балла, чтобы быть в числе зачисленных.
В последних числах августа на телефон мамы Кристины раздался звонок: Людмила Сергеевна, вас беспокоит хореографическое училище, просим вас срочно довести документы на вашу дочь, двое детей отказались учиться в нашем училище, поэтому ваша дочь зачислена в 1/5 класс.....
Первые три года обучения в хореографическом училище Кристине давались тяжело, педагог постоянно шпыняла ее то за кривые ноги, то за зажатую спину и т.д. Кристина не сдавалась и мама всегда находила слова поддержки для дочери.
К окончанию почти восьмилетнего обучения в хореографическом училище, Кристина осталась вдвоем со своей одноклассницей, кто дошел до финиша из тех, кто когда то пришел с ним в первый балетный класс.
После сдачи гос экзамена Кристину пригласили в труппу Большого театра, где она служит и по сей день.
Одаренная не по фамилии, а самой природой всегда пробьёт себе дорогу, а получит ли наша героиня признание покажет время.
Сегодня, она счастлива танцевать 16 лебедя в 25 ряду на главной сцене страны! И думаю, что это только продолжение ее пути.