Жанровые картины Павла Андреевича Федотова (1815-1852) «Сватовство майора», «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста» в представлении не нуждаются. Однако атрибуты чаепития присутствуют только в малоизвестных работах художника.
«УТРОМ, ВО ВРЕМЯ ЧАЯ ...»
В 1844-1846 годах Федотов выполнил сепией восемь эскизов к жанровым картинам. В 1850 году вместе с описаниями, составленными самим художником, эскизы опубликовали в журнале «Москвитянин».
Сюжет одного из таких рисунков под названием «Утро чиновника, получившего первый крестик» лег в основу живописного полотна «Свежий кавалер». На рисунке изображена часть кухни, где кипит самовар. На картине же ни кухни, ни самовара нет.
А вот сюжет «Болезнь Фидельки».
«Утром, во время чая, оказалось, что захворала одна из дюжины собачонок хозяйки. Чай со стола прочь, – его заменила подушка, на которую положили пациентку Фидельку; поставив ей пиявок и забинтовав, госпожа расправится со всем домом. С башмаком в руках она грозит горничной, уже стрепанной, на которую ябедничает и нянька (они редко в ладу). Сын поставлен на колени с учебною тетрадкою; он вырезывает лошадок и из мщения хватает бегущую мимо собачонку, чтоб навязать ей на хвост бумажку, которая уже болтается на нитке во рту его. Дочка, оставив свою куколку, которую она на столе поила чаем, с надранными ушами прибегает под покровительство отца, который сам спасается от содома, не забыв, однако взять с собою утешение – пунш; в дверях попалась ему собачонка; озлобленный, он подшвырнул ее ногой. Домашний казачок, кажется, тоже не обойден благоволением хозяйки. В отворенной двери виден ветеринар, позванный, но изумленный, в нерешимости: входить ли?»
«Чай со стола прочь» изображен в виде чайной посуды на стуле и самовара на полу.
На рисунке «Художник, женившийся без приданого в надежде на свой талант» изображен бедный быт семьи художника. Самовара здесь нет. Из описания: «Дети, конечно, без воспитания: сын принес матери серебряный чайник, но показывает его что-то робко из-под полы – вероятно краденый».
«ЗА САМОВАРОМ»
В 1848 году Павел Андреевич Федотов вместе с рисовальщиком и гравером-ксилографом Евстафием Ефимовичем Бернардским (1819-1889) задумал издать художественно-литературный листок с сатирическими рисунками, который хотел назвать либо «Вечером вместо преферанса», либо «Северный пустозвон». За два года Федотов нарисовал карандашом много рисунков с подписями-рассказами, однако издание не состоялось. Один из таких жанровых рисунков называется «За самоваром». Художник изобразил барина, которому наливает чай горничная. Судя по халату и обвязанному вокруг головы шарфу, хозяин дома болен.
О сюжете другого рисунка рассказано в книге «Недолгая жизнь Павла Федотова» писателя и историка искусства Николая Ивановича Харджиева (1903-1996).
«Длинноволосый юноша, художник-дилетант, сидя у стола, помешивает чай ручкой своей кисти. Хозяин, унося самовар, спрашивает:
– Что ж, вы, господин Пряжкин, выкупите ложки аль нет? Я продам их.
– А, пожалуй, я и без них обойдусь – денег нет.
– А за фатеру-то?
– Вот напишу картину, будут деньги, отдам.
– Да вы все гуляете, а картины-то и не начато. Где она у вас?
– Болван, братец, вот где!
Юноша надменно указывает на свой лоб».
ЧАЙ НА ПИРУШКЕ
На картине 1848 года изображена домашняя пирушка с уже изрядно захмелевшими участниками. Один из них даже без чувств упал на пол. Его пытаются привести в чувство: растирают грудь щеткой и готовятся подать стакан чая, налитого, видимо, из чайника, что держит в руках молодой человек в сюртуке. К картине Федотов написал сатирические стихи.
«Как лукавого в грехах
Наш брат укоряет
Так, когда холеры страх
В городе гуляет
Все всему она виной
Все холеры. Так иной
Чуть до вкусного дорвется
Не утерпит – так напрется,
Что в здоровую-то пору
Переварить желудку в пору.
Так подчас забывши страх
На приятельских пирах
Выпьют одного вина
По полдюжины на брата
Смотришь худо кто ж вина
Все холера виновата».
Пояснение: Федотов имеет ввиду недавно закончившуюся в Санкт-Петербурге эпидемию холеры.
СЮЖЕТ ИЗ ОФИЦЕРСКОЙ ЖИЗНИ
В Государственном Русском музее хранится неоконченное полотно под названием «Офицер и денщик». На обороте сделана надпись: «Писал академик (академик Императорской Академии художеств) Павел Андреевич Федотов в 1850 году – его домашний быт – сам Пав. Андр. Федотов и денщик его Коршунов».
Офицерский быт Федотов знал хорошо. Отец – отставной поручик, определил одиннадцатилетнего Павла в Первый Московский кадетский корпус. В 1832 году юноша с отличием окончил корпус, был произведен в прапорщики и отправлен в лейб-гвардии Финляндский полк в Санкт-Петербурге. Собственно, первыми работами будущего художника стали зарисовки из жизни кадетского корпуса, а потом и полка. Кстати, в его дневниковых записях за 1837 год встречается выражение «напился чаю» – в гостях или «дома». Позже о акварельные военные сцены Федотова стали известны при дворе. И император Николай разрешил «предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 руб. ассигнациями в месяц» (что с упразднением ассигнационного рубля означало весьма скудную по тем временам пенсию). Федотов раздумывал несколько лет, прежде чем подать прошение об отставке. Позже он напишет о себе: «Художник, странно, из кадет, из фронтового офицера, какого не было примера». Вместе с ним в 1844 году ушел со службы и преданный денщик Аркадий Коршунов, который стал художнику не просто слугой, а опекуном и товарищем. По воспоминаниям современников, Коршунов вел все хозяйственно-бытовые дела Федотова. На картине «Офицер и денщик» изображены самовар, чайник, стакан с чаем.
САМОВАР В ДОМАШНЕМ ИМУЩЕСТВЕ
В 1850-1852 годах Федотов написал четыре варианта картины «Вдовушка». Сюжет лирического полотна навеян событиями в жизни его семьи: после смерти мужа сестра Люба осталась беременной очередным ребенком, без средств к существованию. В нужду ее повергли долги мужа. На одном из вариантов, хранящихся в Государственной Третьяковской галерее, видно, что на части имущества висят ярлыки с красной сургучной печатью: это значит, что его описали и вдова вынуждена съехать с квартиры. На полу видны корзина со столовым серебром и самовар. Интересно, что здесь на портрете мужа-гусара художник изобразил себя. Самовар присутствует на трех вариантах «Вдовушки», на четвертом, последнем и неоконченном, его нет.
«ЗА ПРОГУЛКОЙ СЛЕДОВАЛ ЧАЙ»
«Домашняя жизнь Федотова шла ровно, как заведенные часы. Вставал он очень рано, выпивал стакан полугорячего чаю, затем обливался холодною водою и шел гулять, или, вернее, толкаться между людьми и делать наблюдения. Эти наблюдения доставляли ему массу наслаждений и служили неисчерпаемым источником для рассказов. Иногда он забирался в какое-нибудь захолустье Петербурга ... и возвращался домой, обремененный новым запасом наблюдений». Так писал художник Леонид Константинович Дитерихс (1874-1937) в очерке «Павел Федотов. Его жизнь и художественная деятельность».
Пример «наблюдений» Федотова есть в упомянутой выше книге Харджиева. «Он увидел... весьма живописную группу: многопудовый флотский чиновник с тучной супругой и дочкой-невестой и три молодых писаря, в новых сюртуках с блестящими галунами и в белых перчатках. Женихи старались развеселить жеманную красавицу писарскими остротами. Глава семейства пожелал выпить чаю, а раздуть самовар было нечем – трубу второпях оставили дома (речь идет о чаепитии на природе). Один жених решил использовать голенище собственного сапога. Другой готов был раздуть тлеющие угли силою своих легких. А третий, вывалив сахарную голову из обертки на салфетку, сделал из грубой синей бумаги великолепную трубу. Изящно согнувшись, он терпеливо держал бумажную трубу над самоваром. Невеста улыбалась, ее родители похваливали сноровку жениха-победителя, а его соперники приуныли и замолчали».
«За прогулкой следовал чай, которого один стакан, совершенно простывши, целое утро стоял около красок и, вместе с чаем капитальная работа». Из воспоминаний хорошего друга Федотова – писателя Александра Васильевича Дружинина (1824-1864). Дружинин также описал момент работы над картиной «Сватовство майора». «На Толкучем и на Андреевском рынках наш живописец высмотрел несколько старух и сидельцев, пригласил этот народ к себе, угостил чаем, нанял за сходную цену и во время работы побеседовал с ним так, как только он умел беседовать».