Николай Константинович Рерих родился в Петербурге 9 октября 1874 года. Он рос необычайно впечатлительным и любознательным ребенком. Вся обстановка в доме еще более располагала к этому. Он неоднократно присутствовал при беседах об истории, литературе, странах Востока. Его детское воображение волновали бытовавшие в семье древние скандинавские саги и предания.
Визит совершенный археологом Львом Ивановским, в имение отца Рериха значительно повлиял на судьбу Николая. Рерих, всегда живо реагировавший на все новое для него, под впечатлением от знакомства с Ивановским уже девятилетним ребенком начал раскапывать старинные захоронения в окрестностях имения своих родителей и задумываться над тайнами, хранящимися под землей. Будучи в последних классах гимназии, он обратился за советами к известному археологу Александру Спицыну и нашел у него поддержку: уже в 1892 году по поручению Археологического общества Рерих производит раскопки курганов между селом Брызовым и деревней Озертицы Санкт-Петербургской губернии.
К этому времени относятся и первые работы художника. В гимназии Николай Рерих принимал активное участие в любительских спектаклях как актер и художник. Он сделал портрет Гоголя для программы спектакля, эскизы декораций для постановки живых картин из «Страшной мести» и «Майской ночи». Был выполнен также портрет директора гимназии. Первым, кто обратил серьезное внимание на увлечение Рериха рисованием, был известный живописец Михаил Микешин. Михаил Осипович увидел в мальчике большой талант и с 1891 года начал с ним заниматься. Рерих с упорством постигал изобразительное искусство и часто бывал у Микешина, наблюдая как он рисовал.
В 1893 году Николай Рерих завершил обучение в гимназии. Его интерес к искусству и истории стал настолько сильным, что остановить свой выбор на чем-то одном молодой человек не мог. В его планы входило одновременно обучаться в Академии художеств и на историко-филологическом факультете Университета. Однако его отец планировал передать нотариальную контору сыну и хотел, чтобы тот поступил на юридический факультет. Чтобы угодить родителю, Рерих согласился получить юридическое образование, но с условием, что он сможет сдавать экзамены в Академию художеств. Летом он подал документы на юридический факультет и активно готовился к экзамену в Академию под руководством мозаичиста Ивана Кудрина. Осенью того же года Рерих становится студентом Университета и Академии.
В своей философии Рерих, обратившись к монументальной живописи, мечтал о ее развитии. Восхищенный совершенством колорита старых икон, он писал в 1903 году: «… иконопись будет важна для недалекого будущего, для лучших открытий искусства. Даже самые слепые, даже самые тупые скоро поймут великое значение наших примитивов, значение русской иконописи».
Ранние работы художника в религиозной живописи относятся к 1904–1907 годам, когда он выполняет станковые композиции и иконы: «Сокровище ангелов», «Борис и Глеб», «Пещное действо», «Апостолы Петр и Павел», иконостас для фамильной церкви Каменских в женском монастыре в Перми и другие. Эти произведения созданы художником на основе тщательного исследования древнерусской живописи. Для создания картин были изучены старые иконописные принципы композиции, обобщенные трактовки форм с четкой линейной прорисью деталей, с характерным сочетанием цветов. Не обделил своим вниманием Николай Рерих и архитектуру Древней Руси.
Как уже упоминалось в нашей прошлой публикации, художник питал особую любовь к старинной новгородской церкви Спаса на Нередице. В книгах и статьях Николай Константинович часто поднимал тему сохранения исторического вида церкви.
Но не только за гражданскую позицию и заботу о культурном наследии потомки должны поблагодарить Николая Константиновича. Нужно также упомянуть, что Николай Рерих посвятил древнему Новгороду целый ряд своих картин, публицистических произведений и археологических исследований. Вместе с братом Борисом Рерихом он принимал участие в архитектурно-археологическом изучении города и его окрестностей.
По поручению Императорского Археологического общества Николай Константинович в 1899 году совершил поездку в Псковскую, Новгородскую и Тверскую губернии с целью изучения местных археологических памятников. Результатом его командировки явилось издание в 1899 году отчета, иллюстрированного рисунками автора – «Некоторые древности Шелонской пятины и Бежецкого конца».
В 1904 году совместно с князем Павлом Путятиным Николай Рерих обнаружил несколько неолитических стоянок древних людей на Валдайской возвышенности. В 1910 году принял предложение провести совместно с Новгородским обществом любителей древности раскопки в Новгороде накануне XV Археологического съезда. Были обследованы башни кремля и опубликована статья «Новгородские стены». На Рюриковом городище в южных окрестностях Новгорода Рерих и Н.Я. Макаренко обнаружили остатки сгоревшей деревянной церкви.
В своем позднем творчестве Рерих много внимания уделял пейзажу, в который он вкладывает глубокий философский смысл. По ощущениям художника, мир испытывал боль, острый голод по красоте, и многие, запертые в тесноте городов, отвернувшись от природы, потеряли ее как источник радости и здоровья.
Еще в России в статье 1901 года «К природе» он звал своих соотечественников быть ближе к природе. Теперь этот зов вновь звучит в статье 1933 года «Боль планеты». Художник пишет в ней о природе, «как источнике веселого труда, радости мудрой, непрестанного познания и творчества». Призыв к природе, воспевание ее многообразной, неисчерпаемой красоты определяют содержание и многих его художественных произведений. Рериха глубоко захватила необычность природы стран Востока. Преодолевая трудные горные перевалы, проходя степи Монголии, пустыни Индии и Китая, он всюду пишет этюды, запечатлевая своеобразие увиденного. Огромный раздел в этом наследии занимают картины с изображением гор. Рерих был, пожалуй, первым художником-альпинистом, преодолевшим такое количество высочайших горных перевалов и прожившим в горах более 20 лет.
Николай Рерих жил в сложнейшую эпоху. Он был современником трех революций в России. Ему суждено было пережить две мировые войны. Он стал очевидцем национально-освободительного движения в колониальных странах Востока. Стремление Рериха к культурному сотрудничеству и взаимодействию между народами было реализовано по средствам создания пакта Рериха, который призывал защищать культурные ценности во время войн и конфликтов. Это иллюстрирует его веру в то, что культура может выступать как защитник и объединяющая сила для человечества. Творчество художника – яркий пример того, как искусство и культура могут стать основой для изменений и влиять на ход мировой истории, вдохновляя будущие поколения.
Использованные для написания этой публикации книги и статьи находятся в фонде Новгородской областной библиотеки. С материалами, посвященными философии, творчеству и биографии великого русского художника Николая Рериха вы можете ознакомиться самостоятельно.
Литература:
1. Археологи Великого Новгорода : биографический справочник / Новгор. гос. объединенный музей-заповедник; Центр по организации и обеспечению археолог. исследований ; ред.-сост.: Е. А. Рыбина, А. С. Хорошев. - Великий Новгород : [б. и.], 2002. - 124 с.
2. Володина, Т. В. Держава Рериха / Т. В. Володина // Чело. - 2008. - № 2. - С. 95-100 : фот.
3. Николай Рерих: летопись жизни творчества : альбом / Авт.-сост. В. П. Князева. - Санкт-Петербург: Издательство о-ва Ведической культуры ; [Б. м.] : СОТИС, 1994. - 158 с.
4. Новгородские страницы в жизни русских художников : биографические очерки / авт.-сост. А. Березовская ; ред. С. Боброва. - Великий Новгород : Славия-Принт, 2019. - 104 с.
5. Пакт Рериха // Страна Див. - 2016. - № 1. - С. 3.
6. Подобед, Л. В. Рерих Николай Константинович / Л. В. Подобед // Боровичи: страницы истории / Л. В. Подобед. - Санкт-Петербург, 2013. - 307 c. - С. 307.
7. Смирнов, В. Г. Николай Рерих / Виктор Смирнов // Лица новгородской истории / Виктор Смирнов ; фот. М. В. Яшиной. - Москва, 2015. - С. 330-333.
8. Творческое наследие семьи Рерихов в свете мировой культуры : материалы науч.-практ. конф. 1999 - 2004 гг. / Одесский дом-музей им. Н. К. Рериха ; редкол.: Е. Г. Петренко, М. Л. Линник . - Одесса : Астропринт, 2005. - 312 с.
9. Шапошникова, Л. В. Николай Рерих / Людмила Шапошникова. - Москва : Молодая гвардия, 2024. – 383 с.