Возведенная новгородским князем Ярославом Владимировичем в 1198 году церковь Спаса на Нередице стала выдающимся памятником своего времени, завершившим развитие княжеской архитектуры XII века. Храм был задуман как мемориальное сооружение в память о двух умерших сыновей князя и усыпальница княжеской семьи. В нём монументальность, торжественность, суровая простота форм сочетаются с миниатюрностью и красочностью фресковой живописи. К началу XX века церковь Спаса на Нередице стала привлекать внимание исследователей культурного наследия Древней Руси. В том числе небезызвестный художник Николай Рерих видел в этой церкви один из последних осколков уходящей русской старины. Николай Константинович много раз возвращался к пейзажу православной церкви в своём творчестве. Но художник не только вдохновлялся и писал церковь Спаса на Нередице, но также прилагал большие усилия для привлечения внимания общественности к проблеме ветшания старинного сооружения. В 1899 году вышел очерк «По пути из варяг в г