Прогнозируется очередное подорожание стоимости поездки в такси. На фоне общей инфляции 1 сентября 2024 г. вступил в силу Федеральный закон № 278, согласно которому перевозчики такси будут обязаны оформлять полис ОСГОП.
По предварительным расчетам Банка России, стоимость нового полиса составит от 1300 до 5400 рублей на автомобиль. Вместе с тем, полис ОСАГО никто не отменял, и его также придётся получать.
Лимиты ответственности по договору ОСГОП установлены в части 2 статьи 8 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» от 14.06.2012 N 67-ФЗ:
- Вред жизни пассажира — 2 025 000 рублей.
- Вред здоровью пассажира — до 2 000 000 рублей в зависимости от тяжести полученных травм.
- Вред имуществу пассажира — до 23 000 рублей в зависимости от того, как сильно было повреждено имущество и какая у него стоимость.
Чем грозит отсутствие полиса ОСГОП у такси?
Деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании разрешения, предоставляемого юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или физическому лицу и подтверждаемого записью в региональном реестре перевозчиков легковым такси. Поэтому если у перевозчика не окажется полиса ОСГОП, действие его разрешения приостановят на срок до 30 дней, а затем могут аннулировать.
«По данным союза пользователей цифровых платформ «Цифровой мир», среди самозанятых водителей разрешение есть только у 21 000 человек, то есть 1,5% от общего числа. Среди работников таксопарков — у 600 000 человек, то есть 60%, основная часть которых из Москвы. Таким образом, только у 25% водителей сегодня есть разрешение на работу в такси» (Известия).
Причина массового отсутствия разрешений — в сложностях выполнения всех требований закона о такси, подписанного в декабре 2022 года. К примеру, данный закон обязывает таксистов перекрашивать автомобиль в определенный цвет, установленный в регионе, и оформлять путевой лист с отметками о ежедневном медицинском и техническом осмотрах.
Какие проблемы могут возникнуть у водителей помимо платы за полис?
Механизм оформления полиса ОСГОП предусматривает только одно транспортное средство, тогда как многие таксисты, особенно самозанятые, берут разные автомобили в аренду и меняют их. Такие исключения в законе не предусмотрены, поэтому, исходя из буквального толкования, оформлять полис ОСГОП придется на каждое транспортное средство, уплачивая полные суммы без разных компенсаций, например, за досрочное расторжение договора и прочих инструментов.
Также пока неясно, как будут оформлять выплаты пострадавшим пассажирам, так как полис ОСГОП не адаптирован под легковое такси. Возможные пострадавшие пешеходы и другие водители могут рассчитывать лишь на гарантии по ОСАГО.
Эксперты отмечают следующую возможную проблему, которая может произойти в реальной жизни:
«На всех других видах транспорта, чтобы получить выплату, пассажир обязан предъявить билет, но в такси билетов нет и быть не может — каждая поездка рассчитывается индивидуально, исходя из продолжительности поездки, времени подачи и т. д. Поэтому пока не совсем понятно, как будет работать этот вид страхования в отношении пассажиров такси. Например, кому платить компенсацию, если клиент заказал такси для друзей? В этом случае фрахтователь он сам, а пострадали друзья, но данные о том, что они фактические фрахтователи, нигде не зафиксированы».
Ещё одна проблема – административные штрафы
С ноября 2024 года за отсутствие полиса ОСГОП в такси перевозчику могут выписать штраф по статье 11.31 КоАП РФ:
- от 40 000 до 50 000 ₽ для ИП или директора транспортной компании;
- от 250 000 до 500 000 ₽ для малых предприятий;
- от 500 000 до 1 000 000 ₽ для крупных и средних компаний.
Пока что закон устанавливает двухмесячный переходный период, когда уполномоченные органы не применяют штрафные санкции — за эти два месяца перевозчики должны заключить новый дополнительный договор страхования.