Найти в Дзене
Внутри России

Революция 1905 года. Глава 2.8. Часть 3. Городские пороки в XIX веке.

Нижний Новгород. Кулачный бой перед ночлежным домом Н. А. Бугрова. Фото из открытых источников.
Нижний Новгород. Кулачный бой перед ночлежным домом Н. А. Бугрова. Фото из открытых источников.

К концу века обозначились наиболее распространенные пороки городской бедноты – пьянство, воровство, мошенничество и проституция. В крупных городах сложились целые районы, в которых пройтись по улице было опасно даже днем. В Москве таким местом была знаменитая Хитровка. Московский быт той эпохи замечательно описал В.А. Гиляровский в своем очерке «Москва и москвичи». Приведем несколько отрывков из его описания Хитровки [цитаты по 321]:

«Двух- и трехэтажные дома вокруг площади все полны такими ночлежками, в которых ночевало и ютилось до десяти тысяч человек. Эти дома приносили огромный барыш домовладельцам. Каждый ночлежник платил пятак за ночь, а «номера» ходили по двугривенному. Под нижними нарами, поднятыми на аршин от пола, были логовища на двоих; они разделялись повешенной рогожей. Пространство в аршин высоты и полтора аршина ширины между двумя рогожами и есть «нумер», где люди ночевали без всякой подстилки, кроме собственных отрепьев...

Мрачное зрелище представляла собой Хитровка в прошлом столетии. В лабиринте коридоров и переходов, на кривых полуразрушенных лестницах, ведущих в ночлежки всех этажей, не было никакого освещения. Свой дорогу найдет, а чужому незачем сюда соваться! И действительно, никакая власть не смела сунуться в эти мрачные бездны».

Жители Хитровки у трактира. Фото из открытых источников.
Жители Хитровки у трактира. Фото из открытых источников.

На фоне распространенной в то время благотворительности, особым видом заработка становилось профессиональное нищенство [цитаты по 321]:

«Дети в Хитровке были в цене: их сдавали с грудного возраста в аренду, чуть не с аукциона, нищим. И грязная баба, нередко со следами ужасной болезни, брала несчастного ребенка, совала ему в рот соску из грязной тряпки с нажеванным хлебом и тащила его на холодную улицу. Ребенок, целый день мокрый и грязный, лежал у нее на руках, отравляясь соской, и стонал от холода, голода и постоянных болей в желудке, вызывая участие у прохожих к «бедной матери несчастного сироты». Бывали случаи, что дитя утром умирало на руках нищей, и она, не желая потерять день, ходила с ним до ночи за подаянием. Двухлетних водили за ручку, а трехлеток уже сам приучался «стрелять».

На последней неделе великого поста грудной ребенок «покрикастее» ходил по четвертаку в день, а трехлеток – по гривеннику. Пятилетки бегали сами и приносили тятькам, мамкам, дяденькам и тетенькам «на пропой души» гривенник, а то и пятиалтынный. Чем больше становились дети, тем больше с них требовали родители и тем меньше им подавали прохожие.

Нищенствуя, детям приходилось снимать зимой обувь и отдавать ее караульщику за углом, а самим босиком метаться по снегу около выходов из трактиров и ресторанов. Приходилось добывать деньги всеми способами, чтобы дома, вернувшись без двугривенного, не быть избитым. Мальчишки, кроме того, стояли «на стреме», когда взрослые воровали, и в то же время сами подучивались у взрослых «работе». Положение девочек было еще ужаснее. Им оставалось одно: продавать себя пьяным развратникам. Десятилетние пьяные проститутки были не редкость».

На Невском проспекте. Фото из открытых источников.
На Невском проспекте. Фото из открытых источников.

Многие новоиспеченные горожане, прибывшие из деревни для поиска лучшей доли, подвергались той же участи. Удивительно быстро они приучались к городским порокам, мальчики и юноши к воровству и мошенничеству, девочки к проституции. Семья в городе находилась в глубоком кризисе. По переписи 1897 года холостых мужчин и женщин в городе было больше состоящих в браке: на 1000 человек 582 холостых мужчин и 560 незамужних женщин. Были распространены и аборты. До революции в Петербурге число абортов к числу рождений составляло 20%. «В рабочих семьях ходят по рукам адреса врачей и акушерок, делающих аборты без всяких формальностей на определенном этапе» - писали современники [цитата по 1358]. А после революции, когда аборты разрешили делать официально (Россия была первой страной в мире разрешившей аборты), этот показатель возрос, в 1926 году до 46% в Москве и до 42% в Ленинграде, к 1934 году в Москве уже более 60%, в целом по стране за 1935 год было совершено 1,3 млн. абортов [1357, 1360]. Повсеместно были распространены измены, верность воспринималась отсталостью. За ними развращались и ближайшие к городам деревни. Крестьяне оказались особенно изобретательны в нищенстве. Целыми семьями отправлялись они по городам и весям нищенствуя «Христа ради», а на самом деле прикрывая попрошайничеством собственную лень. В Москве этим славился особый род нищих – погорельцы [цитаты по 321]:

«Делалось это под видом сбора на «погорелые» места. Погорельцы, настоящие и фальшивые, приходили и приезжали в Москву семьями. Бабы с ребятишками ездили в санях собирать подаяние деньгами и барахлом, предъявляя удостоверения с гербовой печатью о том, что предъявители сего едут по сбору пожертвований в пользу сгоревшей деревни или села. Некоторые из них покупали особые сани, с обожженными концами оглоблей, уверяя, что они только сани и успели вырвать из огня. (…). Две местности поставляли «пожарников» на всю Москву. Это Богородский и Верейский уезды. Первые назывались «гусляки», вторые – «шувалики». Особенно славились богородские гусляки.

- Едешь по деревне, видишь, окна в домах заколочены, - это значит, что пожарники на промысел пошли целой семьей, а в деревне и следов пожара нет!»

Не только Гиляровский, но и другие краеведы заметили нравственное падение населения. Подобные процессы стали происходить и в селах, что отражено в очерках и анкетах корреспондентов этнографических исследований и в замечаниях самих этнографов. Так С.Я. Дерунов отмечал ослабление твердости понятия «держать слово» «в последнее время», то есть в 90-е годы 19 века, объясняя ухудшение нравственности влиянием города и идущим оттуда стремлением к богатству. Некоторые современники писали о различиях в странноприимничестве в деревнях, отдаленных от городов и больших дорог, и в подгородних и притрактовых селениях: первые, как правило, приветливо открывали ворота и двери любому странствующему, угощали, обеспечивали ночлегом, снабжали необходимым в пути безвозмездно; вторые нередко за все брали плату, увеличивая ее в зависимости от обстоятельств. [68]

В.А. Гиляровский (слева) со своими "корреспондентами" из московских трущоб. Фото из открытых источников.
В.А. Гиляровский (слева) со своими "корреспондентами" из московских трущоб. Фото из открытых источников.

Не была обойдена тема пагубного влияния города и в русской литературе 19 века, хотя и не выражалась явно. Первопроходцем здесь был уже упоминавшийся Н.В. Гоголь, приехавший в 1828 году покорять Петербург из маленького провинциального городка Миргорода. Столь большая разница между этими двумя городами (можно сказать мирами) конечно отразилась и в его творчестве. Светлый мир задорных провинциальных «Вечеров на хуторе близ Диканьки» сменился мрачными и мистическими Петербургскими повестями, написанными в 1830-х гг. В «Невском проспекте», «Шинели» и других произведениях Гоголь пытался осмыслить положение и участь обычного человека в большом городе, где все друг другу чужие (так называемая проблематика «лишнего человека»). Метко были описаны и все городские пороки: разврат, бедность, неравноправие, чинопочитание, равнодушие, пьянство и многое другое. В «Невском проспекте» прямо противопоставлялся идеальный образ блондинки, сидящей «у окна деревенского светлого домика», явившейся главному герою под воздействием опиума, и развратной петербуржской женщины. В итоге всегда выходила трагедия – главный герой умирал, терял разум или заболевал в той или иной форме по разным причинам.

Продолжателем данной темы стал в 1840-х молодой Ф.М. Достоевский, опубликовавший в 1847 году свой первый роман «Бедные люди», где также мастерски описал жизнь лишних людей Петербурга. Здесь также противопоставляется светлая жизнь главной героини в провинции и ее последующая незавидная жизнь в большом городе. В этом же году вышел и другой, тоже дебютный, роман писателя И.А. Гончарова «Обыкновенная история», где снова описывался Петербург и его пагубное влияние на личность молодого романтика, приехавшего из глухой провинции. Впоследствии «городская тема», начатая Гоголем, была наиболее глубоко развита у Ф.М. Достоевского в его поздних психологических романах, особенно в «Преступлении и наказании» и «Подростке».

Справедливости ради, отметим, что почти все шишки от классиков доставались именно Санкт-Петербургу. Москву и другие города почти не бранили. Связано это было с тем, что столица империи олицетворяла собой Петровскую Россию, измененную прозападными реформами, которые многие писатели-славянофилы, к коим относились и Гоголь с Достоевским, считали роковой ошибкой. Время существования Российской Империи с начала 18 века, они называли «Петербургским периодом», а саму столицу презрительно именовали «Финским болотом», «Чухонскими Афинами» и т.д. Петербургу противопоставлялась древняя столица Руси – Москва, купеческая, хлебосольная, златоглавая, где в основном и жили главные сторонники славянофилов. В реальности все городские пороки, присущие Петербургу, присутствовали и в Москве, и в других крупных городах империи. Тем не менее, значительная часть русской интеллигенции 19 века, настроенной народнически, видела в городских пороках именно иностранное, прозападное влияние.

Портрет Н.Ф. Федорова, выполненный Леонидом Пастернаком.
Портрет Н.Ф. Федорова, выполненный Леонидом Пастернаком.

Стоит упомянуть и о таком малоизвестном философе и родоначальнике русского космизма, как Н.Ф. Федорове. Этот скромный петербургский интеллигент, проработавший 25 лет библиотекарем Румянцевского музея, оказал огромное влияние на многих отечественных ученых, писателей и философов. Своим учителем и единомышленником его считали К.Э. Циолковский, В.С. Соловьев, Ф.М, Достоевский, Л.Н. Толстой и многие другие. Федоров был глубоко верующим человеком, помимо философии, занимался отечественной и мировой историей и культурой, краеведением, выступал за сохранение культурного наследия прошлого, преодоление исторического беспамятства и розни поколений. Он вел аскетическую жизнь, раздавал жалованье студентам и нуждающимся, не владел никаким имуществом, ходил всегда пешком и без теплой одежды. Умер в ночлежке для бедных. В его трудах противопоставление города и деревни выразилось наиболее ярко, многие его выводы впоследствии осуществились с поразительной точностью. Процитирую некоторые его измышления: «Бросив землю, населили города; город же, а с ним и цивилизация — продукт измены, а обезземеление и пролетариат — естественные наказания за измену. (…) Город не только обновляется деревенскою кровью, но и снабжает село своею, испорченною. Деревня была бы даже радикальным средством всеобщего оздоровления, если бы город своим знанием помог ей в этом, вместо того чтобы вынуждать ее обратить земледелие в способ извлечения наибольшего дохода, наибольшего истощения земли. (…) Город относится к селу как хищник… город есть общество, находящееся под надзором постоянно усиливающимся, общество, держащееся карою наказаний; это не братство, а гражданство, не отечество, а безродное государство. (…) Вся забота города о селе и земледелии заключается в том, чтобы и к селу привить пороки города, внося в среду сельчан состязание и конкуренцию, разрушая родовой порядок и заменяя его юридическими и экономическими пороками. Благодаря влиянию города и сельчане привыкают смотреть на принадлежащую им землю как на капитал, из которого каждый может и даже должен извлекать наибольший для себя доход с наименьшей затратой труда» [цитаты по 1362].

Продолжение следует.

С первой частью главы 2.8. можно ознакомиться здесь:

Со второй частью главы 2.8. можно ознакомиться здесь:

С предыдущими разделами книги можно ознакомиться в подборке.