Наконец, мы подошли к рубежу веков, к историческому рубежу. Первоначально я хотел отнести эту главу к следующей части, посвященной катастрофам XX века, но поразмыслив решил ее оставить, здесь, ведь за революцией 1905 года еще не следовал крах всей системы, последствия потрясений 1905-07 годов во многом сыграли и положительную роль для последующего развития России. Важно также максимально вдумчиво проанализировать и причины революции, которые крылись в прошлых десятилетиях и даже веках. Надеюсь, что поняв их, легко будет объяснить причины и окончательного краха империи.
Село и город, как две стратегии жизни
Вернемся к ветхозаветной истории. Как уже говорилось в начале книги первые люди были земледельцами и скотоводами. Плодясь и размножаясь, они основали и первое поселение. Не сложно догадаться, что это была по сути деревня – то есть группа домов в окружении сельскохозяйственных угодий: огорода, сада, полей и пастбищ. Такой привычный нам вид являлся наиболее рациональным для жизни и ведения хозяйства, таким он являлся почти во всех земледельческих культурах, дожив без особых изменений и до наших дней.
Труд на земле был благословлен Богом, но сам по себе труд не являлся безусловной ценностью. Труд не богоугоден, если он направлен на служение эгоистическим интересам личности или человеческих сообществ, а также на удовлетворение греховных потребностей духа и плоти. И далее видно, что человек быстро научился применять свои способности к труду во зло. Первый грех совершился в поле – Каин убил собственного брата Авеля. Тогда сказал Господь Каину: «И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле». (Быт. 4: 11-12). Впервые в мире произошла смерть человека, Авель превратился в прах, возвратился в землю. Смерть, как и проклятие Бога непосредственно связано с сакральной связью человека с землей. Бог больше не благословляет убийцу заниматься святым делом земледельца, т.к. вместо получения жизни и плода из земли, Каин, наоборот, превратил жизнь в землю. Отныне он отвержен от людей, от их богоугодной жизни, его труд больше не связан с землей. Сама земля, обагренная кровью невинного страдальца, превратилась в орудие наказания для убийцы, лишая его своих естественных даров (Лев.18:28; Иов.31:38–40; Втор.28:39–42).
Что же делает Каин после господнего проклятия? «И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема. И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох» (Быт. 4: 16-17). Вот где впервые встречается в книге Бытия город. Значит город стал изобретением Каина. Город стал местом обитания падших людей, нес в себе злое начало. Он и создавался в условиях страха и смерти, его основная функция была – защита и огораживание от врагов и диких зверей. Каиниты перестали быть братьями. Разделяясь на племена, они становились врагами. Печать братоубийцы ложилась на всех.
Основание города также стало попыткой нарушения божьей воли, т.к. Творец повелел Каину быть скитальцем, то есть кочевником. Построив город, Каин явно пытался преодолеть проклятие и начать жить по-новому, без Бога. Это прослеживается и в самом имени, данным Каином одновременно городу и сыну - Енох, которое переводится как «начинатель, обновитель». Для человеческой цивилизации это было важнейшим событием в истории. С тех пор существовало две стратегии развития общества и соответствующие им два типа поселения – деревня и город. Деревня стала обителью «сынов Божиих», открытая для мира, не имеющая средств защиты, производящая плод от земли, по Божьему благословению. Город – обиталище каинитов, неприветливое и неприступное для чужаков, место изгнанников и грешников, использующих труд и плоды его для удовлетворения собственных страстей, изобретающих все более совершенные средства грехопадения.
Читаем далее о потомках Каина: «И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла [Селла]. Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами. Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели. Цилла также родила Тувалкаина [Фовела], который был ковачом всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема. И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне; если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро». (Быт. 4: 19-24)
Сыны Ламеха положили начало прогресса человеческой цивилизации. Иавал стал родоначальником кочевников и пастухов (его имя так и переводится «кочевник, ведущий стада»), Иувал изобретатель струнных и духовых инструментов. Но самое главное открытие сделал третий сын – Тувалкаин, который сумел из металла создавать различные изделия. То есть именно им был совершен переход от каменного века к металлическому. Важность этого момента подчеркивается и некоторыми особенностями повествования Писания. Если назначение первых двух сыновей Ламеха скрыто и прямо не объяснено, то открытие Тувалкаина выделено особо. Причем интересно, что библейский текст полностью согласуется с позитивной историей культуры, где обработка меди начинается раньше железа, что подтверждается археологическими раскопками. [311]
Становится понятным и назначение первых изделий из металла: инструменты для обработки земли, что является очередной попыткой обхода божественного проклятия и облегчения труда. Музыкальные инструменты, для услаждения души. Оружие для охоты и войны. Последнее особо оценил отец Тувалкаина Ламех. Восхищенный оружием, его смертельно поражающей силе, он собирает своих жен и начинает похваляться перед ними этой новой культурной победой, создающей ему положение деспота и властелина: «Я убью всякого, будет ли то почтенный, зрелый муж или легкомысленный отрок, раз он осмелится нанести мне хотя бы малейшее оскорбление. И если Бог за смерть Каина обещался воздать всемеро, то я, вооруженный грозным изобретением своего сына, сумею в семьдесят раз лучше постоять за себя сам!». Таким образом, «самый древний из дошедших до нас памятников поэзии – воспроизведенная в Библии кровавая Песнь Каинова внука Ламеха, дышит не материальной нуждой, а дикой злобой и свирепым высокомерием», – замечает, философ-богослов В.С. Соловьев [цитаты по 311]. Ламех наивно полагает, что меч сильнее Бога. Не это ли первый атеизм, первое сомнение в Божественном всемогуществе. Как, однако, старо все в мире, значит уже тогда изобретения рук человеческих, технический прогресс одурманивали головы.
Отдельное слово посвящено и дочери Ламеха – Ноеме, что переводится, как «миловидная». Неспроста ее образ выделяется пророком, есть предположение, что именно она положила начало известному общественному институту, характерному для развращенных каинитов, также став своего рода изобретательницей. [311]
Таким образом, именно город стал местом промышленного прогресса и разврата. И что же – Бог не препятствует каинитам, ведь в любое мгновение он мог бы покарать их, но он терпит и не оставляет надежду, что люди еще вспомнят о нем. Эта линия город – село прослеживается и далее в книге Бытия. Центрами падших людей становятся новые города. Прогресс не перестает служить человеческой гордыни и самовосхвалению и далее. Так, сынами Хамита начинается строительство нового города с башней – Вавилона. Здесь применяются последние технологии того времени: «И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» (Быт. 11: 3-4). То есть открыв новое изобретение у людей сразу же возникло желание использовать его для греховного самоудовлетворения. С помощью прогресса человечество уже пытается не просто преодолеть божье проклятие, но превзойти Творца во всем.
Отношение Бога к падшему человечеству в Ветхом завете еще не раз проявлялось именно через отношение к городам: уничтожение серой и огнем развратных городов – Содома и Гоморры, погибель Ниневии от воды и огня и т.д. Особое отношение было у Бога и к главному городу избранного им народа – Иерусалиму, который также подвергался неоднократному наказанию за отступничество, через порабощение языческими народами. А неприятие Христа привело его к окончательному падению и уничтожению от рук римлян уже во времена Нового завета. Указание в Библии борьбы с отступничеством через уничтожение городов, как главных центров разврата, четко прослеживается и потому отнюдь неслучайно.
Авраам, важнейшая фигура в последующей библейской истории, праведник, возлюбленный Богом. Из текста Священного Писания следует, что он был земледельцем и скотоводом и жил в сельской местности, как и первые «божьи люди», то есть соблюдал божественное повеление о земледелии. Господь соответствующе обращается к Аврааму: «потомству твоему отдам Я землю сию» (Быт. 12: 7), «всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я» (Быт. 13: 5). Снова Бог подчеркивает ценность земли, как награду за праведность, как Свое благословение. Скитаясь по земле, ища подходящего места, Авраам в итоге поселяется в Хевроне у дубравы Мамре, где основывает поселение.
В более поздней истории функция городов, конечно, уже не так однозначна, спасаясь от опасности, в них живут и праведники (например, племянник Авраама Лот), хотя общие принципы сохраняются: город замкнутое поселение, созданное в условиях постоянной угрозы, деревня – открытая структура, настроенная, прежде всего, на плодотворную деятельность.
И в Новом Завете прослеживаются те же принципы, то же отношение Бога к городам. Христос, хоть и городской житель, рождается в крестьянских яслях и первыми к нему являются сельские пастухи. Большинство его учеников также происходили из простого народа. Вспоминается и прямая критика Иисуса израильских городов, где главную роль занимает Иерусалим: «Иерусалим! Иерусалим! Избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Лк. 13:34.). Наконец, суд над Христом происходит в городе, но распинают его за городскими воротами, как и Авеля вне селения. А после своего воскресения Христос является Марии Магдалине в виде вертоградаря (садовника), то есть земледельца, что тоже символично.
Таким образом, можно заключить, что деревня – есть божественный идеал, подобие Едема, скорбь человека по утраченному раю и путь к исправлению, через выполнение первых заповедей Творца. Город – изобретение падших людей, результат их своеволия и гордыни, попытка жить без участия Бога, место зарождения технического прогресса и не земледельческих профессий.
Продолжение следует.
С предыдущими разделами книги можно ознакомиться в подборке.