Образ жестокой и коварной искусительницы из «Сказки о золотом петушке» А. С. Пушкина многим запомнился в детстве во многом благодаря яркому советскому мультфильму, вышедшему в 1967 году. Шамаханская царица, из-за которой близкие люди готовы пойти на страшные преступления, не входит в состав главных действующих лиц сказки, для Пушкина она, скорее, функция. Этот персонаж является основным двигателем сюжета и воплощает в себе важный для автора смысл. Этот смысл очень точно отображён в мультфильме. Подробнее о нём и истории происхождения царицы расскажем в этой статье.
«Сказка о золотом петушке» была написана в 1834 году. По её сюжету царь Дадон, который в молодости часто нападал на соседние государства, устал от войн. Он желает покоя, но теперь его соседи отвечают ему тем же. Потеряв сон, царь обращается за помощью к «звездочёту и скопцу». Тот в обмен на желание даёт ему золотого петушка. Это «чудо-изобретение» должно стеречь границы и предупреждать Дадона, с какой стороны грядёт нападение. Благодаря петушку Дадон дал отпор всем своим врагам, и они присмирели.
Через два года петушок вдруг встрепенулся и закричал, указывая на восток. Царь отправляет защищать границу сначала войско со старшим сыном, затем с младшим. Через какое-то время, не получив вестей от сыновей, Дадон сам отправляется в поход. У гор он находит шатёр, вокруг него лежат мёртвые войны, а у самого входа – царевичи, убившие друг друга. Дадон плачет, но тут из шатра выходит Шамаханская царица. Увидев её, царь забывает о своей печали. Царица берёт Дадона за руку и уводит в шатёр, там она угощает его вкусными яствами и укладывает «отдыхать на парчовую кровать».
Неделю пирует Дадон с Шамаханской царицей и увозит её в своё государство. Там прекрасную девицу видит колдун, он требует её как плату за золотого петушка. Царь дивится этому, возмущается и пытается откупиться другими дарами. Но звездочёт стоит на своём, тогда Дадон, разозлившись, бьёт колдуна жезлом по лбу, и тот погибает. Тут золотой петушок слетает со шпиля и клюёт неблагодарного царя в лоб. Дадон умирает, а Шамаханская царица исчезает, словно и не было её никогда. В конце Пушкин добавляет известную присказку:
Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.
Урок этот являет собой предостережение, зашифрованное в образе Шамаханской царицы. Она не просто роковая женщина, коварная искусительница, ради которой герои готовы предавать и убивать. Она есть воплощение безжалостной красоты, которая ослепляет, околдовывает и приносит безумие и гибель. Особенно опасна она для людей со слабыми моральными качествами, которые не способны жертвовать своими интересами и забывают чужое добро. В красоте Шамаханской царицы нет духовного, она телесна и связана с эротизмом, что, кстати, как уже было сказано выше, талантливо подчёркнуто в советской анимационной экранизации.
Литературоведы до сих поры пытаются решить, кто был прототипом Шамаханской царицы. Одни говорят, что это собирательный образ, и приводят разные литературные источники, которыми Пушкин мог вдохновляться. Например, сказку П. А. Катенина «Княжна Милуша». В ней главная героиня царица Зюльфира была злой волшебницей, которая могла исчезнуть в любой момент. Известно, что Катенин был в хороших отношениях с Пушкин и сам прислал ему свою сказку-поэму после выхода из печати.
Не исключено, что Шамаханская царица выросла из впечатлений Пушкина, полученных во время путешествия на Кавказ, когда поэт наблюдал за местными традициями и обычаями, изучал фольклор и архивные документы. Некоторые исследователи утверждают, что Александр Сергеевич опирался на данные о древнем городе Шемаха, входящем в состав богатой азербайджанской провинции Ширван. Дескать, на этой территории жили невероятные красавицы, способные очаровать одним только взглядом. Об их красоте ходили легенды, которые привлекали врагов, нападавших на Шивран.
Существует ещё одна любопытная версия, о которой писала Анна Ахматова. Согласно ей, образ Шамаханской царицы связан с невестой Ивана Грозного. Когда в 1560 году его супруга Анастасия Романовна скончалась, он решил жениться на кабардинке, чтобы закрепить союз с Кавказом. Гонцы царя постели разные поселения, в том числе и Шамахи. Им предложили 18-летнюю дочь черкеса Темрюка Юнгича. Увидев портрет Кученей Темрюковны, Иван Грозный был поражён её красотой. Перед венчанием девушка приняла православие и стала Марией Черкасской. Очень скоро она прославилась своей жестокостью. По некоторым сведениям, царица любила медвежьи забавы, военные походы, сама стреляла из лука и орудовала саблей.
Ещё больше интересных материалов – в нашем Telegram-канале!