Найти в Дзене
"Между нами, дикарями"

«На Опушке»: о демократии, мире без религий и о правдивом мире

Оглавление
Аве, товарищи!
Джон Уильям Уотерхаус – "Молитвенник".
Джон Уильям Уотерхаус – "Молитвенник".

«Будет скучно, но хоть более-менее правдиво, особенно если вся эта магия вымрет, желательно вместе с религией.
Хотя это вряд ли.»

Магия и религия – это просто такие метафизические надстройки. В чем-то дурные, в чем-то хорошие, но их выделение в якобы нечто оторванное от реальности в принципиально большей степени, нежели остальное, неверно.

Просто к этой теме обычно не подключают философов: они бы быстро показали, сколь реален остальной мир.

  • Собственно, потому и не подключают, дабы благолепия не нарушали, ибо идея ереси в современном мире никуда не делась.

Если магия и религия уйдут, то это не значит, что мир станет более правдивым: он просто заменит одну метафизику другой.

Глоток истории и кусок демократии

Вот была в свое время метафизика родовых отношений со своими мифами, которые обеспечивали живучесть именно этой форме стайности.

Была и ушла (хотя не везде).

Ее место заняла метафизика ранних государств, т. н. Храмовых царств/Восточных деспотий с их царем-богом.

И там была своя метафизика, которая делала ЭТО общество живучим и свои мифы под данную метафизику.

У древнющщих греков, когда храмовая концепция дала сбой (когда был коллапс Бронзового века, который вскоре после Трои случился), сформировалась демократия, которая вообще-то тоже ни на чем, кроме метафизики не основана.

Я бы даже сказала, что демократия куда более метафизична, чем автократия, ибо факт лидера стаи (факт, а не интерпретация или идея) зафиксирован, тогда как всестайных голосований как-то не замечено.

И я далеко не единственная, кто замечал не только довольно высокую комфортность демократических сообществ, но и их удивительную склонность к скоропостижности.

Сейчас мы, кстати, наблюдаем очередную уже целую серию таких скоропостижностей.

Думаю, этот феномен сей можно отчасти объяснить тем, что демократическая концепция ПЕРЕнасыщена метафизикой: слишком уж там много оной и значительная часть таковой вступает в жестокое противоречие с зафиксированными фактами: даже более жестокое чем ряд религиозных положений.

Например, противоречие между зафиксированным фактом захвата лидерства в стае наиболее приспособленным к этому деянию членом стаи и чистой метафизикой, постулирующей, что лидерство даруется решением тех, над кем лидерства и добиваются.

Если вдуматься, то от демократической идеи оттягивает шизофренией. Но она кажется комфортней автократии, как община хиппи комфортнее казармы: тем и соблазнительна.

Так что мир правдивее не станет ни на грош: будут только метафизические колебания, и не факт, что прикольные.

Шаманы мира нашего

Правильнее было бы сказать «жрецы», ибо шаман находится от юристов дальше жреца.

Так вот там сплошная метафизика.

Например, собираются жрецы на какой-то жреческий собор и утверждают там какой-либо догмат или деяние.

Скажем, провозглашают следующее:

«Величием бога Халди его венценносный Сын Харраш сей град построил и назвал его, скажем, Халдинапур».

Далее производятся какие-то ритуалы, совершаются магические знаки, наносятся волшебные письмена, какие могут наносить лишь прошедшие многолетнее обучение жрецы Халди (но не простые смертные! – их письмена ничтожны!) после чего будет считаться, что град был заложен Харрашем или его строительство было им же и завершено.

  • Чистая метафизика, ибо мнение Халди и степень делегирования им своего величия венценосному Харрашу, остается неизвестной, а то, что сам Харраш в своей жизни кирпича не держал и не факт что хотя бы жену построил, вообще очевидно.

Но жрецы провозгласили это и потому считается так, как ими провозглашено. Точно так же они провозглашали и венценосность Харраша и пр.

В Библии есть хорошая фраза. Там Яхве обозначается «называющий несуществующее, как существующее».

Его жрецы (и не его тоже) занимаются тем же: провозглашают несуществующее существующим таким образом, что люди в это верят и руководствуются этим в жизни, что влечет за собой уже серию объективных фактов.

Жрецы творят бытийность.

Сейчас Священные скрижали заменены таким же высосанным из пальцев Международным правом, ни на чем кроме метафизических конструкций и согласия жрецов не основанном, жрецы, зная, что сейчас слово «жрец» является столь же токсичным, как и слово «бог», переименовались в юристов, сменили священные ризы на мантии и парики, а то и вовсе на пинжаки с портками, но они также провозглашают несуществующее и невидимое существующим и имеют власть его упразднить.

  • Никуда не делись ритуалы, священные печати и построение конструкций, по котором якобы живет мир, хотя по ним живет обычно только эпоха, да и то не везде, да и то с нарушениями, за которые жрецы и «храмовая стража» стараются карать ослушавшихся, если это, конечно, не окажется сын Венценосного или его друга.

Недостаток нео-жрецов перед жрецами предыдущих эпох главным образом в том, что они могут хорошо определить ваше место на нарах, но не могут сказать, где ваше место во Вселенной.

Полное уничтожение магии и религии опасно еще и тем, что, прежде чем прийти к тоске или смене шила на мыло, общество пройдет еще и через большую кровь и это, как всегда, не кровь какого-то там абстрактного народа, а кровь конкретных людей, едва ли не большая часть которой обычно оказывается кровью детей, стариков и вообще невооруженных.

Человек – существо метафизическое, и если какая-то социальная конструкция разбивает свою метафизику, святыни оборачиваются пустотой, и все строение рушится.

Может, царь и не бог, но когда общество приходило к такому выводу, начиналась мясорубка.

Некогда в некоторых регионах приходили к выводу, что никакой особой силы в царской крови нет и что власть вовсе не обязательно должна передаваться по наследству.

В итоге приходилось сначала поплавать в кровавой речке, чтобы потом выбраться на берег новой не менее виртуальной конструкции.

Правила футбола высосаны из пальца, но без них футбол очень быстро превратится в жестокое побоище без ограничений.

Однажды кто-то притащит автомат и те, ко выживет, придумают новые правила, что будут объявлены истиной, хотя высасываются они из тех же мест, что и предыдущие.

Так что я бы не стала желать смерти ни религии, ни магии, ни даже горячо любимым всеми народами мира юристам.

Высокие идеалы Просвещения закончились ужасами Французской революции, а революция Русская началась с не менее высоких идей марксизма.

Проблема, конечно, не в идеях: подвел снос былых конструктов, былых опор. Дом может рухнуть и на наши головы.

До встречи!