Найти тему
LANASKINO

О чем фильм "Расёмон" Акиры Куросавы?

Оглавление

Классика мирового кинематографа из Японии от Акиры Куросавы из далекого 1950-го года. Расёмон» - триумфатор Венецианского кинофестиваля и лауреат редкой в своем роде почетной премии "Оскар" за лучший фильм на иностранном языке (ее вручали только первые 9 премий).

Кадр из фильма "Расёмон" // Кинопоиск
Кадр из фильма "Расёмон" // Кинопоиск

Стоит ли сегодня смотреть этот фильм и о чем он?

-2
Кадр из фильма "Расёмон" // Кинопоиск
Кадр из фильма "Расёмон" // Кинопоиск

На развалинах ворот Расёмон в Киото в стародавние времена встречаются три человека, укрывающиеся от дождя: дровосек Кикори (Такаси Симура) и безымянные монах (Минору Тиаки) и крестьянин (Китидзиро Уэда).

Они обсуждают нападение разбойника на самурая и ее супругу, закончившееся смертью первого и изнасилованием последней. Оказывается, что ситуация запутанная.

Зрителю показывают одну и ту же историю в четырех версиях: как ее представляет разбойник, жена, самурай и случайный свидетель этих событий.

-4

Во-первых, новаторское для кино того времени изложение, которое до сих пор смотрится интересно.

Кадр из фильма "Расёмон" // Кинопоиск
Кадр из фильма "Расёмон" // Кинопоиск

Одна и та же история, рассказанная четырьмя разными героями, - это занимательный подход к повествованию. Интеллектуально "Расёмон" очень хорош и близок к жизни. Каждый участник историю рассказывает по-своему не только в силу субъективности своей точки зрения, но и в силу желания предстать перед зрителем лучше и достойнее, чем было на самом деле.

Во-вторых, постановкой.

Кадр из фильма "Расёмон" // Кинопоиск
Кадр из фильма "Расёмон" // Кинопоиск

Кадры выставлены очень здорово. Технически "Расёмон" снят очень изобретательно. Куросава подкрашивал дождь чернилами, одевал главной героине более удобную обувь, чтобы она могла нужным образом бежать и стоит только догадываться, сколько еще приемов и технических хитростей он применил со своей командой, чтобы добиться нужного изображения на экране.

Думаю, поэтому эту картину было очень интересно смотреть и обсуждать западным режиссерам.

В-третьих, выразительностью.

Кадр из фильма "Расёмон" // Кинопоиск
Кадр из фильма "Расёмон" // Кинопоиск

"Расёмон" - очень выразительное кино, даже немного гротескное. Актеры играют как в театре, а камера их любит, они создают яркие образы.

-8

Контекст, или о чем "Расёмон"?

Кадр из фильма "Расёмон" // Кинопоиск
Кадр из фильма "Расёмон" // Кинопоиск

На мое впечатление сильно повлиял контекст создания "Расёмона".

Год выпуска фильма (1950 год) для Японии - разгар оккупации после поражения во Второй мировой войне. Капитуляция, фактический отказ императора от власти, разруха, ограничения традиционного вероисповедания, насаждение христианства и целого комплекса преобразований во всех сферах жизни. В стране хозяйничают США, Верховному Командующему Союзными войсками подчиняются все. За историю оккупации их было двое - и оба высшие военные чины США.

В культуре при послаблении цензуры в прочтении, например, демонстрации любовных сцен, наблюдалась цензура политическая: нельзя было плохо показывать действия оккупационных сил (естественно).

О чем на самом деле "Расёмон"?

Кадр из фильма "Расёмон" // Кинопоиск
Кадр из фильма "Расёмон" // Кинопоиск

По данным одного популярного киноресурса, на съемках к Куросаве постоянно подходили актеры и, держа в руках сценарий, спрашивали: "Что это значит?". Куросава пространно отвечал, что Расёмон - это отражение жизни, а в жизни не всегда есть четкие значения.

Кадр из фильма "Расёмон" // Кинопоиск
Кадр из фильма "Расёмон" // Кинопоиск

Я предложу свою версию ответа на тот многократно повторенный вопрос: "Что это значит?". Мне будет интересно узнать и Вашу.

Кадр из фильма "Расёмон" // Кинопоиск
Кадр из фильма "Расёмон" // Кинопоиск

Куросава воспользовался метафоричным языком кино, скрестив два рассказа Рюноскэ Акутагавы - "В чаще" и "Ворота Расёмон", и механистично представил историю из 7 действующих лиц, чтобы, как я вижу, порассуждать (весьма аккуратно, кстати) о судьбе своей Родины.

Посмотрим сначала на трех героев, историю которую обсуждают в фильме, и кого они, по моему мнению, представляют:

  • Разбойник Тадзомару (Тосиро Мифунэ) - это оккупационные силы США.
  • Жена самурая Масако (Матико Кё) - это Япония.
  • Самурай Такэхиро Канадзава (Масаюки Мори) - это прежние руководящие силы Японии (условно говоря, император).

Нападение на "Японию", жестокость насилия Куросава не оспаривает - факт есть факт.

Кадр из фильма "Расёмон" // Кинопоиск
Кадр из фильма "Расёмон" // Кинопоиск

"Япония" теперь уже не будет прежней, честь в ее понимании нарушена, ей необходимо искать новые пути. "Она" попрекаема, ее "Император" отказался от нее и отвернулся, оставив в униженном положении. Это по версии оккупации глазами "Японии".

Кадр из фильма "Расёмон" // Кинопоиск
Кадр из фильма "Расёмон" // Кинопоиск

С другой стороны, есть взгляд "Императора". "Он" видит, что "США" прельстились его супругой, его "Японией", по-настоящему. И та соглашается на все притязания, только предлагает "Им" убить "супруга". И тот не выдержав такого позора, гнева и презрения, убивает сам себя.

В реальности Хирохито себя не убивал, но потерял все властные функции и даже отказался от традиционной трактовки своего положения как божественного.

Кадр из фильма "Расёмон" // Кинопоиск
Кадр из фильма "Расёмон" // Кинопоиск

С третьей стороны, есть и глаза разбойника - "США". По его версии, "он" увидел, насколько "Япония" прекрасна, овладел ею, а потом умолял быть с "ним", та согласилась, но при условии, что "тот" убьет "супруга", чтобы смыть позор. Далее следует мужественная и красивая дуэль, где "разбойник" достойно побеждает.

Но есть еще другая группа персонажей - трое, что мы видим у развалин ворот Расёмон в Киото - символа былого величия Японии.

Кадр из фильма "Расёмон" // Кинопоиск
Кадр из фильма "Расёмон" // Кинопоиск

Эти люди - Дровосек Кикори (Такаси Симуа), Монах (Минору Тиаки) и Крестьянин (Китидзиро Уэда).

Удушливый влажный сезон дождей мучает их, им тяжело даже просто дышать. Скромный костерок едва ли сушит их вечно промокшую, никак не высыхающую и плесневелую одежду, зато добавляет жару в без того душный день. Всей стране тяжело в оккупацию.

Монах - как символ традиционных духовных ценностей Японии, наблюдает за двумя жизненными сценариями в условиях оккупации, краха великой империи.

Крестьянин живет по принципу "спасайся кто как может": он заберет последнее у ребенка, потому что уверен - "если не заберу я, то заберут другие".

Дровосек же пытается жить по-человечески, хоть и идет иногда на формально неправильные вещи.

Куросава будто бы встает на сторону "Дровосека" - японского человека, который все еще духовно связан с высокими идеалами и старается жить, а не выживать.

Его, "Дровосека", глазами мы видим большую политическую драму совсем не так, как представляют ее непосредственные участники. "Япония" провоцирует своим поведением обоих "мужчин", доводя все до нелепого поединка, который похож на неумелое и трусливое подобие настоящей борьбы.

А седьмой герой - это новая "Япония" - младенец, которого спасают Монах и Дровосек.

С ним связан финал "Расёмона". Куросава заканчивает свое кино с надеждой на доброе будущее: тучи рассеиваются, а зритель остается с надеждой, что "японский народ" своей любовью и трудолюбием вырастит "новую Японию".

-17
Кадр из фильма "Расёмон" // Кинопоиск
Кадр из фильма "Расёмон" // Кинопоиск

Расёмон - кинофильм, который входит во многие списки лент, которые "классика кинематографа" и "надо посмотреть". Ценителям технического мастерства в кино "Расёмону" есть много чего предложить. Само по себе построение истории любопытно и в то время было новаторским в кино, да и сейчас смотрится очень хорошо.

С учетом описанных достоинств надо признать, что "Расёмон" - это не то кино, которое мне было приятно и интересно смотреть. Для меня он слишком рационален и выстроен, искусственен. "Расёмон" - это интеллектуальное и техническое упражнение.

Кадр из фильма "Расёмон" // Кинопоиск
Кадр из фильма "Расёмон" // Кинопоиск

На творчество Куросавы есть много отсылок в западном послевоенном кинематографе: его «Семь самураев» преобразовались в "Великолепную семерку", Серджио Леоне превратил его "Телохранитель" в «За пригоршню долларов» (за что поплатился судебным иском), а "Три негодяя в скрытой крепости» легли в основу сюжета "Звездных войн". И это не говоря о "поклонах" в сторону творчества Куросавы разными режиссерами.

Для самообразования его фильмы стоит посмотреть, чтобы составить свое мнение о его творчестве и лучше понимать другие произведения.

Для меня это первый фильм Куросавы в "копилке", и он меня несильно вдохновил на обильный просмотр его кинолент, но думаю, периодически я буду возвращаться к его фильмографии.

-20

Больше статей о японском кино:

Об оскароносном сотрудничестве Куросавы и СССР:

Япония глазами европейца:

Аниме - другой пласт культуры японского кинематографа: