Найти тему
Библио Графия

Как понять то, что ты читаешь — профессор литературы учит «Искусству чтения»

Полное название книги Томаса Фостера — «Искусство чтения: Как понимать книги. Живое и занимательное руководство по чтению вообще и между строк в частности». В ней профессор литературы на конкретных примерах объясняет, как читать и как понимать книги.

Зная, что ничего не бывает просто так, начинаешь обращать внимание на детали. А это уже совершенно иное качество чтения, да и степень удовольствия иная. В хорошем произведении ничего не бывает просто так — природа, погода, еда, путешествия, гибель героя — всё имеет значение. Так совместная еда героев романа символизирует выстраивание отношений. А истинной целью любого путешествия является самопознание героя.

Автор пошагово разбирает те или иные символы. Для наглядности приводятся примеры. В качестве примеров используются произведения классиков – Шекспира, Гёте, Диккенса, Достоевского, Оруэлла, Кафки, Хемингуэя, Набокова и др. К сожалению, если произведение не знакомо, приходится ограничиваться только теорией, разбор на неизвестном примере способен ещё больше запутать.

Томас Фостер доказывает, что литература вырастает из литературы, что «нет ничего удивительного, что одни произведения напоминают другие» и что «абсолютно новых и целиком самобытных текстов попросту не бывает». Сюжеты вырастают из других сюжетов, стихи — из других стихов. И аллюзий может быть очень много. Другой вопрос, что заметны они не каждому, а тому, у кого накоплен большой читательский стаж.

«Перекличка» между старыми и новыми книгами происходит постоянно. Это называется интертекстуальность. Чем заметнее нам этот диалог — тем глубже понимание текста. Автор приводит такой забавный пример:

«Вопрос на засыпку: что общего между Джоном Клизом, Коулом Портером, сериалом "Агентство «Лунный свет»" и телешоу "Долина смерти"? Все они связаны с пьесой "Укрощение строптивой"».

А дальше идёт подробный разбор.

Книга «Искусство чтения» — несложная. Из неё можно многое почерпнуть. Не просто так её активно используют в учебном процессе учителя за рубежом, даже задают читать её на лето.

Но русскому читателю сложнее впитывать её целиком, не все примеры могут быть знакомы. Мне часто приходилось искать свои примеры. Тоже, кстати, неплохо. Память и воображение хорошо подключаются к процессу.

Но в результате автор сам подсказывает читателю ответ на вопрос «где искать параллели аналогии, сюжетные ходы и цитаты, которые распознают все без исключения».

Догадаетесь?

В детских книжках. «Алиса в Стране Чудес», «Остров сокровищ», «Маугли»...

«"Белоснежка" и "Спящая красавица"... известны и любимы от Владивостока до Майами, от Дублина до Сан-Франциско».

Корни большинства современных романов лежат в сказках, мифах, Библии, потому что все они вписаны в одну великую историю и понятны всем. Вот почему нужно знать те самые мифы, о которых я иногда навязчиво рассказываю на канале. :)

В книге 27 глав. Каждая посвящена какой-то теме. Например, глава 11 «О насилии в литературе».

Насилие в литературе бывает двух видов:

1. Герои калечат и убивают друг друга сами. Так бывает в детективах, где происходит стрельба, драки, отравление и прочее.

2. Герой умирает по задумке автора. Писательское насилие является частью сюжета. Страдания и смерть героев в таком случае несут определённую мораль, они являются символом — психологическим, историческим, политическим, социальным, духовным. Задача читателя — разобраться, зачем и для чего автор об этом написал.

«Невозможно представить себе "бескровного" Шекспира, Гомера, Овидия, Марло, Мильтона, Лоуренса, Твена, Диккенса, Фроста, Толкина, Фицджеральда, Хэмингуэя, Беллоу и многих, многих других. Джейн Остин, пожалуй, ничего бы не потеряла от полного запрета на насилие — но нельзя же читать только её. Остаётся одно: принять насилие в литературе как факт и хорошенько поразмыслить, что оно означает».

При небольшом объёме книга содержит массу интересной и полезной информации. Если вы человек увлечённый литературой, если вам важно добираться до сути произведения, здесь вы найдёте немало любопытного.

Ну и не могу в заключение не отметить Приложения. В конце книги автор даёт список имён и названий, которые упомянуты в тексте, а также те, что не упомянуты, но тоже могут многому научить. Очень хорош основной список литературы (имя автора, названия книг и краткая характеристика с причиной, почему стоит читать), а также список сказок, которыми мы живём, список фильмов, мастер-класс, алфавитные списки названий и имён.

А вы читали книгу Томаса Фостера «Искусство чтения: Как понимать книги»?

Если статья вам понравилась, ставьте лайк и проверьте подписку на канал. Присоединяйтесь ко мне в Телеграме!

Друзья, на «Библио Графии» есть Премиум-подписка — дополнительные эксклюзивные материалы для тех, кто хочет читать больше моих статей. Подписаться на Премиум можно на главной странице канала.