Под статьёй «Умный, но ленивый» одна мама оставила следующий комментарий.
Мол, как же так, вот приходит мой сын из школы, жалуется, что у него что-то не получилось на уроке и его одноклассники назвали глупым.
Я что, должна ему вместо «не волнуйся, сынок, ты умный» сказать «не волнуйся, сынок, ты обычный»?
Нет, не должны.
Родители вообще никому ничего не должны.
Мы здесь говорим про причины и следствия, про то, к чему может привести то или иное действие в дальнейшем.
И установка ученика на скромность и «обычность» даёт в долгосрочной перспективе лучшие результаты.
Давайте сегодня затронем схожую тему и поговорим о похвале учеников в широком смысле.
Часто на занятиях коллег-репетиторов встречаю такие комментарии в адрес учеников:
«Вижу ты решила это квадратное уравнение правильно. Молодец!»
Или «Ты сделала всё домашнее задание без ошибок. Ты умничка! Я горжусь тобой!»
Подобные реплики стали настолько привычными для преподавателей, что порой даже не стоит вопрос об их целесообразности.
Действительно, а почему бы не сказать ученику, что он молодец, когда он реально того заслужил?
Такие слова считаются само собой разумеющимися. Репетиторы и учителя говорят их просто на автомате.
Однако здесь не всё так однозначно.
Частое использование подобной похвалы ученика может скорее повредить его учёбе.
Начнём с того, что оценка ученика вредна сама по себе.
Ведь вместе с фразой «Ты молодец, потому что...» рядом автоматически подразумевается и потенциальное «Ты не молодец, потому что...».
Как только вы выходите в плоскость оценки качеств личности ученика, вы подгружаете весь спектр оценок, в том числе и негативных.
Но каждый ученик самоценен вне зависимости от того, совершает ли он ошибки в квадратном уравнении, делает ли домашнее задание или же откровенно отказывается заниматься с преподавателем.
Это ровным счётом ничего не говорит о его личности.
А тут её, наоборот, пытаются привязать к какому-то промежуточному результату.
Смещается фокус с реальной объективной информации («домашнее задание ты сделал без ошибок») на то, что лежит вне рамок работы репетитора.
Следующий опасный момент связан с тем, что ученик начинает эмоционально привязываться к преподавателю. И выполнять работу не для себя, а ради одобрения другого человека.
Кажется, что для репетитора это даже лучше. Якобы так проще выстроить отношения с учеником. А такие «словесные поглаживания» и позитивные эмоции от них создадут правильный настрой и будут дальше лишь заряжать и мотивировать.
Но нужно различать внешнюю и внутреннюю мотивацию.
Напомню, что только внутренняя мотивация является двигателем учёбы. Лишь в рамках отношений ученика и изучаемого предмета может быть конструктивная работа.
Внешняя мотивация работает недолго. Это скорее кредит мотивации, который потом всё равно придётся отдавать с процентами.
Поэтому одной из целей занятий должно быть замещение внешней мотивации внутренней.
В противном случае ученик, загнанный внешней мотивацией, быстро выгорит и будет всё чаще задаваться вопросом «а зачем мне вообще заниматься математикой?»
Если преподаватель будет уходить от предметной составляющей и констатации объективных результатов в сторону других аспектов обучения, то он вырвет с корнем даже те небольшие ростки внутренней мотивации, которые могли возникнуть после успешного решения задач.
Произойдёт выхолащивание этой самой внутренней мотивации.
Да и вообще, насколько правильно, что ученик начнёт выполнять какие-то действия не для себя, а ради одобрения стороннего человека? Благом ли является зависимость от настроения и благорасположения преподавателя или родителя?
К чему приведёт стремление «работать так, чтобы товарищ Сталин "спасибо" сказал!»?
Кстати, подростки все это хорошо чувствуют, но не могут правильно отрефлексировать. Слова репетитора «молодец!» и «умничка!» их заметно раздражают. Они чувствуют злость, но не понимают на что или на кого злиться. Не на репетитора же, из которого сыплется похвала...
И потому такие школьники часто начинают злится на предмет, а то и вовсе сами на себя.
Часть преподавателей не соглашаются с такой точкой зрения, потому что считают, что через похвалу они якобы вселяют ученикам уверенность в себе и своих силах.
И вообще, мол, у современных подростков заниженная самооценка из-за того, что их всегда ругают в школе. А задача репетитора эту самооценку поднять: «Вот их в школе обзывают всякими нехорошими словами, а я на контрасте буду хвалить».
Но самооценку не нужно ни повышать, ни понижать. Самооценка = оценка себя. И она должна быть адекватной реальности, а не искаженной или зависимой от других.
Школьник должен объективно оценивать свои силы, свой прогресс и свои результаты. А преподаватель может лишь иногда помочь ему в этом.
Да и вообще, так ли нужен репетитор для оценки своих результатов?
Вот несколько случаев из практики коллег:
а) ученик после занятий на курсах актёрского мастерства так ярко и чувственно рассказал стихотворение на выбор на уроке литературы, что сорвал аплодисменты класса;
б) ученица единственная в классе получила высший балл за контрольную, которую больше никто не смог решить полностью правильно;
в) ученик на кружке решил олимпиадную задачу, да ещё таким способом, до которого не смог догадаться даже сам преподаватель кружка.
Нужна ли этим ученикам какая-то отдельная дополнительная похвала от репетитора?
Скорее нет. Они её уже сполна получили снаружи.
И это совершенно иная парадигма занятий с частным преподавателем.
Победить нужно не здесь во время персональных уроков. Нужно стараться показать себя именно там, вовне.
А личные занятия – это просто тренировка.
Следующая ошибка, которую часто делают молодые педагоги, заключается в том, что они начинают хвалить старания своих учеников: «Молодец, ты хорошо постарался и написал целых три листа в домашнем задании».
Преподавателей можно понять.
Кажется, что это лучше, чем если ученик не будет делать ДЗ вовсе.
Но когда хвалят старания ученика, то он быстро понимает, что́ нужно делать, чтобы эту похвалу заслужить.
Старания – это упор на процесс. Точнее на изображение и имитацию процесса.
Такой ученик по факту почти никак не погружается в своё обучение, оставляя от него лишь внешнюю оболочку. Ученик привыкает соблюдать формальные ритуалы, зная, что за это точно не будут ругать. А иногда даже похвалят: «Он хороший ученик, он так старается...»
Это, кстати, один из самых трудных для преподавания случаев.
Ученик может настолько привыкнуть делать много и бестолково, что его бывает практически невозможно чему-то научить.
Он всё так же будет решать задачи «своим» способом на пять страниц. Несмотря на то, что на нескольких последних занятиях с репетитором они изучали метод, который решает задачу в пару строк.
Сложности с пониманием и усвоением нового материала такой ученик маскирует своей бессмысленной старательностью. За которую его по ошибке могут часто и обильно хвалить.
В общем, почти как в песне: «мерилом работы он считает усталость...»
Ещё один момент, частично связанный с темой похвалы, возникает ближе к экзаменам.
Вот так «подбадривают» и «успокаивают» некоторые преподаватели своих учеников перед ОГЭ и ЕГЭ:
«Ты молодец, ты справишься! Я верю в тебя! Выше голову, увереннее, ты всё знаешь! Я с тобой!».
Помогают ли такие слова ученикам? Это точно слова поддержки?
Или репетитор их говорит лишь потому, что перед таким важным испытанием принято говорить что-то подобное – пустое по форме и вредное по содержанию?
Школьников перед серьёзным экзаменом обычно сильно шатает от «я всех там порву!» до «да я вообще ничего не знаю!».
Стресс перед экзаменом – это нормально. И ученик должен научиться с ним справляться.
Но репетитор не должен ещё сильнее раскачивать эти эмоциональные качели.
Ведь какие мысли могут возникнуть у ученика на вышеописанное «подбадривание»:
«Репетитор говорит, что я справлюсь и он верит в меня... А вдруг я не справлюсь? А вдруг я не оправдаю его доверие? Я так не хочу его разочаровывать... Ведь он так много сил в меня вложил, так меня поддерживал... Вот и сейчас говорит, что я всё знаю... Но я ведь не всё знаю! Значит нужно ночью перед экзаменом ещё учебник почитать...».
Конечно, преподаватель не может знать все мысли ученика.
Но в течение учебного года он может разглядеть предпосылки для такого внутреннего монолога.
Например, когда ученик начинает оправдываться перед репетитором за то, что какую-то контрольную написал на двойку.
«Извините меня... Я вроде всё делал, как вы меня учили», уводя всю работу вне конструктивного русла.
Вообще, когда ученик начинает оправдываться или извиняться перед репетитором, это значит, что тот в своей работе и в выстроенном учебном процессе сделал что-то не так.
Что, впрочем, верно и для случаев, когда ученик начинает обвинять преподавателя в своих неудачах...
В конце пара слов о том, что можно делать преподавателям.
а) Отвязать себя от ученика и сосредоточиться только на математике и преподавании.
Вы не должны навязывать себя в качестве постоянной эмоциональной опоры для ученика. Он сам должен взрастить эти опоры в себе.
б) Держаться в определённых рамках и стараться за них не заходить.
в) Самоценность учеников безусловна и неоспорима, что бы не происходило на самих занятиях.
Все ученики молодцы. По умолчанию.
Даже те, с которыми не получилось сработаться. Даже те, от которых пришлось отказаться, так как они ничего не делали ни дома, ни на занятиях.
г) Стараться предметно разбирать проделанную работу: особо удачные действия, часто повторяющиеся ошибки, все возможные нюансы.
Например,
«Вот здесь вижу ты аккуратно раскрыла скобки и не попалась в популярную ловушку. А вот эта ошибка у тебя повторяется второй раз. Давай покажу, как её можно в следующий раз выловить и самостоятельно исправить»
Такие слова гораздо лучше, чем экзальтированные «Ты сделал всё правильно! Ты просто супер!» или «Ты не сделала домашнюю и меня очень сильно расстроила...»
Или другой пример, когда нет нужды в детальном разборе:
Лучше «в ответе получили 1/3; да, всё так», или «да, это верно», или «да, с ответом совпало» вместо «в ответе получилось 1/3. Молодец»
д) Стараться делать упор на какие-то особенно удачные ходы в работе. Но в тоже время не нужно затушёвывать или замалчивать проблемные места.
Не должно быть ура-позитивного отношения ко всему подряд.
Иначе будет как в анекдоте про врача: «Больной, вам ампутировали ногу... Но я нашёл покупателя на ваш второй сапог!»
е) Перед экзаменом желательно донести до ученика мысль, что если он напишет экзамен на 100 баллов, на 60 баллов или на 30 баллов, это никак не изменит вашего отношения к нему. Это никак не отменяет всей вашей работы в течение года. На реальном экзамене может произойти всё что угодно.
ж) Высокие баллы ученика – это его высокие баллы. Низкие баллы ученика – это ваши низкие баллы.
Такая настройка у преподавателя должна быть всегда, но говорить её ученику можно лишь незадолго перед экзаменом. Так можно немного снизить его волнение и давление от результата.
Хотя эти рецепты простые, но по опыту могу сказать, что репетиторам довольно сложно переключиться на такой подход в работе.
Часто они подсознательно и сами желают от других похвалы, потому что пока не научились корректно оценивать свою работу.
Тем более не все могут устоять, когда ученик начинает прямо выпрашивать: «Марья Степановна, вот скажите, ведь я молодец, да? Молодчина же, правда?»...