Найти тему
Исторический шик

Незавершенный портрет. Как Александра Федоровна вывела из себя художника Серова

Оглавление

Художники, как известно, совершенно не переносят, когда кто-то подходит к ним во время работы над картиной и начинает давать советы. Советчик в этом случае может легко нарваться на грубости. По легенде, именно такое однажды случилось даже с самой императрицей Александрой Федоровной. У супруги Николая II возникло недоразумение с уже известным на тот момент и популярным живописцем Валентином Александровичем Серовым.

Беспощадный художник

Известно, что современники называли Серова поистине «беспощадным» художником. В работе Валентин Александрович был необыкновенно требователен не только к себе, но и к модели.

Александра Федоровна, Серов
Александра Федоровна, Серов

Художник придавал огромное значение деталям и работал очень медленно. Портрет одного только человека Серов мог писать месяцами. Героям своих картин художник при этом никогда не льстил и изображал их ровно такими, какими они были на самом деле.

Если же заказчик был неприятен художнику, как личность, он даже мог сделать из его портрета завуалированный шарж. Хозяин полотна оставался доволен работой Серова и даже ни о чем и не догадывался. Если же Валентин Александрович не находил во внешности заказчика ничего для себя интересного, он мог и отказаться писать его портрет.

Подобно талантливому художнику времен Екатерины Великой - Федору Рокотову, Серов брал за свои творения совсем небольшие деньги. Художник не хотел впадать в зависимость от сильных мира сего. Из-за невысокой стоимости картин поэтому писать Серову, чтобы заработать на жизнь, приходилось много.

Портрет Зинаиды Юсуповой
Портрет Зинаиды Юсуповой

Царский заказ

По характеру своему, таким образом, Валентин Серов вовсе не походил на придворного художника. Но точно так же, как когда-то Рокотов, он был замечен императорским семейством. Валентину Александровичу поручили написать серию портретов членов императорской фамилии.

Несмотря на то, что сам Серов не горел желанием становиться придворным художником, все же ничего особо удивительного в выборе его Романовыми не было. Современникам хорошо знали, что Валентин Александрович пишет поистине талантливые портреты.

Портреты кисти Серова всегда были правдивы и отражали лишь истинную личность изображенного человека. Глядя на них, зритель мог увидеть прошлое героя картины, догадаться о его настоящем, а иногда даже и заглянуть в его будущее.

Девочка с персиками
Девочка с персиками

Романовы, как ценители живописи

Сами же Романовы в живописи, безусловно, разбирались. Уроки живописи и рисования в царской семье, как известно, были обязательными для всех великих князей, княжон и цесаревичей. Многие члены русской царской династии и сами отлично рисовали. Подобный талант, как известно, к примеру, императоры Николай I и Александр III. Проявлял в живописи успехи и последний русский
император Николай II.

Смотрите галерею картин, написанных русскими императорами (листайте):

В особенности же ярко талант живописца проявился у младшей сестры Николая II – Ольги Александровны. Великая княгиня была практически профессиональным художником.

Ее восхитительные солнечные акварели позволили ей и ее семье несколько лет выживать в эмиграции. Ольга Александровна писала и продавала картины, чтобы содержать свою семью. Позднее, когда дела у великой княгини более-менее наладились, она начала продавать акварели в благотворительных целях.

Несколько акварелей Ольги Александровны:

Александра Федоровна и живопись

Супруга Николая II – Александра Федоровна, имея высокое происхождение и будучи принцессой Гессенской, конечно же, в юности также обучалась рисованию. До наших дней дошло несколько ее рисунков, сделанных уже тогда, когда она была императрицей.

Рисунки супруги Николая II:

Талант последней российской императрицы в молодости однако проявился вовсе не в живописи, а в музыке. Известно, что у Александры Федоровны был редкий по красоте голос – контральто, и она просто восхитительно пела. Также императрица отлично играла на пианино и рояле.

В рисовании же супруга Николая II особо искусна, по всей видимости, не была. Неплохо императрице удавались лишь пейзажи. «Фигуры» же были явно не ее коньком.

Выведенный из себя художник

И тем не менее, однажды, по легенде, Александра Федоровна позволила себе давать советы признанному портретисту - Валентину Серову. Произошло это в тот момент, когда, художник, выполняя поручение Романовых, писал портрет Николая II.

Портрет Николая II, Серов
Портрет Николая II, Серов

Императрица, как известно, просто обожала своего супруга. Последние русские царь и царица поженились по любви и сохранили это чувство на всю свою жизнь. Видимо, поэтому написание портрета Николая Серовым вызвало самый горячий интерес Александры Федоровны. Когда Валентин Александрович создавал свой шедевр, а император ему позировал, императрица находилась в комнате.

По легенде, Александра Федоровна без конца подходила к Серову и советовала ему, как «подправить» лицо ее любимого мужа. Некоторое время художник терпел замечания императрицы. Но затем Валентин Александрович не выдержал. Протянув палитру и кисти Александре Федоровне, он предложил ей самой дописать портрет Николая.

Выход Александры Федоровны, Серов
Выход Александры Федоровны, Серов

Далее легенда гласит, что выслушав Серова, императрица, по своему обыкновению, густо покраснела и быстрыми шагами вышла из комнаты. Сам Валентин Александрович будто бы напрочь отказался дописывать портрет царя. В последующем Романовы несколько раз пытались договориться с художником о том, чтобы он дописал картину, но Серов остался непреклонен.

Правдива или нет эта легенда, неизвестно. Может быть, все это произошло на самом деле. Но все же рассказ вызывает некоторые сомнения. Каким бы не был характер Серова, вряд ли бы в царской России простой художник решился бы, по сути, нагрубить самой императрице.

Отсутствие деталей

Скорее всего, легенда возникла из-за особенностей самого портрета Николая II. Как уже упоминалось, Валентин Александрович в своих картинах всегда уделял большое внимание деталям. Все, даже мельчайшие элементы у него всегда были тщательно прорисованы. Портрет же Николая написан художником будто бы слегка небрежно – широкими мазками. Картина потому действительно выглядит слегка незаконченной.

Судьба настоящего портрета императора, написанного Серовым с натуры, в последующем оказалась печальной. Ворвавшиеся в Зимний дворец революционеры изрезали холст с ненавистным им изображением Николая II штыками. Однако копия этого портрета кисти самого Серова, к счастью, все же сохранилась.

Серов, Автопортрет
Серов, Автопортрет

Выходя из царского дворца после случая с императрицей, Валентин Александрович, видимо понял, что написанный им портрет в любом случае ей не понравится. Поэтому, беспокоясь о судьбе своего творения, он практически сразу же после создания оригинал сделал копию этой работы.

Помимо портрета Николая II, выполняя заказ Романовых, художник написал еще несколько портретов членов царской семьи.

Портреты Романовых кисти Серова (галерея):

Еще один погибший портрет

Талант Валентина Серова российская императорская семья могла оценить еще до того, когда ему был дан большой заказ на портреты членов династии. Возможно, выбрал этого художника Николай II еще и потому, что однажды Серов уже писал групповой портрет царской семьи.

Было это во времена правления отца Николая – Александра III. Тогда написать императора и его семейство художнику поручили однако не Романовы, а харьковские дворяне. Представители дворянства хотели, чтобы Серов написал групповой портрет Романовых в честь их спасения во время крушения царского поезда в Борках в 1888 году.

Этот портрет в последующем был повешен в отдельной комнате при открытии в Борках часовни также в честь спасения царской семьи. По воспоминаниям современников, некоторые люди, пришедшие на открытие церкви, проходя мимо портрета, принимали его за икону и молились.

К сожалению, до наших дней эта работа Валентина Серова не сохранилась. Портрет находился в музее в Харькове и погиб во время ВОВ.

-11

Однако до наших дней все же дошли портреты Александра III, написанные Серовым. Известно, что Валентин Александрович создал эти изображения по памяти. К моменту написания портретов, Александр III, править которому было суждено не слишком долго, уже скончался.

Галерея других работ Валентина Серова: