Мастер триллеров Душан Глигоров ("Выжить после", "Хрустальный") представляет новый проект в привычном жанре — драматический триллер "Трасса". Его завязка проста, и никакого модного хай-концепта не обещает — приёмная дочь судьи из Санкт-Петербурга уезжает в небольшой город и там пропадает. Женщина бросается на её поиски и выясняет, что в казавшемся тихим городке уже много лет действует целая преступная сеть.
Но это всё не сразу. Цепляет сериал шокирующим событием: школьница в этом самом городке готовит для себя петлю и расстреливает из ружья спящих родителей. Что бы ни происходило дальше, невозможно забыть о главном вопросе — что же там вообще происходит? К слову, сама девочка выживает, но её состояние пролить свет на тайну не позволяет.
Важнейшее достоинство сериала — структура, выстроенная чётко, аккуратно, в лучших традициях жанра и с большим уважением к зрителям. Выдавая много разных деталей, авторы ленты в то же время напрямую не говорят ни о чем. Вместо этого они умело расставляют подсказки и намёки, вовлекающие аудиторию в поиски разгадки. Так, зритель становится не наблюдателем, а практически полноценным участником действия.
Примечательно, что самые страшные сцены в сериале непременно остаются за кадром. Данный приём ожидаемо оставляет зрителям простор для воображения, отчего происходящее кажется ещё более пугающим, чем могло бы.
На экране перед нами оказываются представители самых разных социальных слоёв, каждый со своими проблемами и линиями, которые вскоре переплетутся. Несмотря на все различия во взглядах и образах жизни, у персонажей есть нечто общее — их надрыв, внутренние травмы, по-разному проявляющиеся и делающие героев неоднозначными, но вместе с тем очень понятными интуитивно и вызывающими сочувствие. То, что с ними случилось, и почему они ведут себя так, а не иначе, тоже раскрывается очень постепенно, но неизменно тонко и совершенно не скучно.
Даже взаимоотношения между персонажами нигде не проговариваются и не выпячиваются: как и в жизни, мы составляем о них своё представления из деталей и личных наблюдений. Чего стоит мелкая, совершенно проходная, но такая запоминающаяся сцена, где героиня Анны Михалковой в спешке убирается в машине, понимая, что вскоре в неё сядет её знакомый. Ничего не утверждается в этом трехсекундном действии, но мы сразу представляем возможную динамику отношений персонажей и ещё больше проникаемся героиней.
Жизненной историю делают и с грустью узнаваемые ситуации. Так, кое-кто из героев рассуждает о том, что девушки сами провоцируют мужчин на изнасилования, другие во всех бедах мира винят компьютерные игры — благо, такая плоскость мышления авторами "Трассы" очень ненавязчиво не привествуется (учитывая тончайший подход к повествованию, грубее и не скажешь).
Но это так, мелочи. Куда более болезненно воспринимается другое. Выясняется, что девушки в городке пропадают уже много лет, однако все отчего-то не воспринимают проблему всерьёз. По-настоящему причастные к поискам начинают копошиться только тогда, когда среди пропавших оказывается "не та" — дочь влиятельного человека с серьёзными связями. И если после первых двух серий надежды как у матери, так и у зрителей на то, что девушка найдётся, остаётся немного (по сути, почти совсем нет, но кажется, что в таком случае не было бы смысла брать на роль в самом начале пропавшей девушки Елизавету Ищенко, переживающую сейчас карьерный подъем), по крайней мере появляется вероятность, что новых постравших не будет, а преступника поймают.
Помимо тонко продуманного сценария, интерес к "Трассе" подогревает напряженная, даже зловещая обстановка, на которую работает сразу все: и музыка, и кадры, и монтаж с акцентом на детали и четко пойманные тени. Следить за этим всем очень интересно, но, правда, смотреть сериал взахлёб может быть утомительно.
"Трасса" — лента не для лёгкого вечера, она не способствует тому, чтобы расслабиться и отключить мозг. Все переплетённые истории интригуют, нервируют и заставляют постоянно строить догадки в отношении того, что произошло, кто виноват и что будет дальше. Предугадывать происходящее при этом практически невозможно, но внимательный поиск и анализ тщательно продуманных и умело запрятанных деталей вызывает огромное удовольствие.