Корабль был в значительной степени устаревшим ещё до ввода в эксплуатацию, что предопределило его судьбу в составе ВМС США. За двадцать четыре года службы он использовался в семи различных ролях: около года как броненосный крейсер, десять лет находился в резерве и проходил ремонты, а оставшееся время служил представительским, учебным, патрульным кораблём, стационером и даже бронетранспортом.
Во время закрытого бета-тестирования игры World of Warships броненосный крейсер «Сент-Луис» приобрёл огромную популярность среди игроков и заслужил признание как мощная артиллерийская платформа на своём уровне. В то время как оценки реального корабля, служившего в составе флота США с 1906 по 1930 годы, со стороны военных историков не столь высоки. Так, Ю. Ю. Ненахов описывает корабли этого типа следующим образом: «…обладали недостаточной скоростью, слабым для своего класса вооружением и в качестве броненосных крейсеров были неэффективны». В этой статье мы попытаемся представить объективный обзор сильных и слабых сторон броненосного крейсера «Сент-Луис».
Броненосные крейсеры на рубеже XIX–XX веков
Происхождение броненосных крейсеров связано с флотом Франции. В 1880-х годах французские адмиралы, поняв, что не смогут достичь равенства с Великобританией в числе броненосцев, разработали военную доктрину «непрямых действий». Эта доктрина предусматривала активное использование крейсеров на длинных морских маршрутах противника с целью ослабления и, при успешном исходе, подрыва британского морского господства. В концепции французской морской доктрины броненосный крейсер рассматривался как универсальное судно, находящееся между броненосцем и бронепалубным крейсером. Этот крейсер должен был быть способен нападать на торговые маршруты, поддерживать главные силы флота в сражениях с линейным флотом врага и защищать собственные морские пути от вражеских бронепалубных крейсеров. Такой подход предполагал предъявление к броненосному крейсеру весьма высоких требований:
- Дальность плавания не менее 10 000 миль, что требовало запаса угля не менее 2000 тонн;
- Скорость хода, достаточную для преследования или отрыва от бронепалубных крейсеров противника;
- Вооружение и бронирование, достаточное для борьбы с соединениями крейсеров противника, включая броненосные крейсеры.
Скоро стало ясно, что возведение большого количества универсальных броненосных крейсеров невозможно по экономическим причинам, и к 1890-м годам выделились два основных типа этих кораблей. Тип «А» (также известный как «крупный броненосный крейсер» или «броненосный крейсер 1-го ранга») представлял собой судно с водоизмещением от 11 000 до 15 000 тонн и радиусом плавания свыше 10 000 миль, предназначенное для ведения рейдерских операций на путях сообщения противника. Тип «Б» (иначе называемый «малый броненосный крейсер», «броненосный крейсер 2-го ранга» или «контррейдер») имел водоизмещение от 7000 до 10 000 тонн и дальность плавания около 5000 миль, и был рассчитан на разведывательные задачи, поддержку основных сил флота и борьбу с вражескими рейдерами.
Тактико-технические характеристики
В честь американского города Сент-Луис, основанного французскими колонистами и переводящегося на французский как «Святой Людовик», был назван третий крейсер одноимённого класса. В русскоязычных источниках этот класс крейсеров также известен как тип «Чарльстон», по названию первого корабля проекта. Всего в рамках данного проекта для ВМС США было построено три таких судна.
Броненосные крейсеры типа «Сент-Луис»:
Основные геометрические размеры броненосного крейсера «Сент-Луис»:
- ПОЛНОЕ ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ, Т - 10839,
- Длина, м - 129,91,
- Ширина, м - 20,12,
- Осадка, м - 6,86.
Энергетическая установка
Крейсер «Сент-Луис» оснащался энергетической системой, включавшей вертикальные паровые машины тройного расширения и паровые котлы, использующие уголь в качестве топлива. Из-за необходимости обеспечения сильной тяги для нормального горения угля в топках, крейсер имел четыре высоких трубы. Хотя многие военные историки критикуют эту энергетическую систему, полагая, что она не обеспечивала необходимую скорость, в начале XX века такие силовые установки были стандартными для броненосных крейсеров.
Энергетические установки броненосных крейсеров начала ХХ века:
Некоторые авторы критикуют проектировщиков «Сент-Луиса» за предпочтение устаревших паровых машин и угольных котлов вместо современных паровых турбин и нефтяных котлов. Однако выбор паровых машин и угля был обоснован по следующим причинам:
- Поскольку предполагалось, что основную часть времени броненосный крейсер будет действовать вне основных баз флота, его оснащали паровыми машинами, которые, в отличие от паровых турбин, не требовали для своего ремонта высококвалифицированной рабочей силы;
- Действия броненосных крейсеров в отрыве от основных баз также предполагали использование широкодоступного угля (включая его низкокачественные сорта) вместо весьма редкой нефти;
- Использование паровых турбин, создавая проблемы с ремонтом и материальным снабжением, на самом деле не давало кардинального улучшения ходовых характеристик корабля.
Справедливость последнего утверждения хорошо иллюстрируют характеристики итальянских броненосных крейсеров типа «Сан-Джорджио».
Четырёхвальный "Сан-Марко", оснащённый турбинами, имел скорость на 1,75 узла больше, чем двухвальный "Сан-Джорджио" с паровыми машинами (преимущество около 10%), но проигрывал ему в дальности плавания на 1400 миль (порядка 20%).
А была ли действительно так низка скорость броненосного крейсера "Сент-Луис"? Формально американский крейсер был медленнее германских бронепалубных крейсеров, спроектированных с учётом требуемых после русско-японской войны высоких ходовых характеристик.
Скоростные характеристики германских бронепалубных крейсеров:
С другой стороны, из-за длительного пребывания в походе и использования некачественного угля, германские крейсеры не могли достигать заявленной максимальной скорости. Это показала гибель бронепалубных крейсеров «Лейпциг» и «Нюрнберг» во время Фолклендского сражения 1914 года под огнём довольно медленных английских броненосных крейсеров.
Сравнительная скоростная характеристика германских и английских крейсеров, участвовавших в Фолклендском сражении:
Таким образом, с учётом реалий Первой мировой войны крейсер «Сент-Луис», безусловно, не являясь «спринтером», по скоростным характеристикам в целом соответствовал возложенным на него обязанностям.
Бронирование
Броня броненосных крейсеров включала в себя горизонтальную (бронированная палуба) и вертикальную защиту (основной броневой пояс, защищающий борт выше ватерлинии, бронирование артиллерийских башен, казематов и боевой рубки). Дополнительную вертикальную защиту обеспечивали угольные бункеры вдоль бортов – заполненные бункеры над ватерлинией и за бортовой бронёй создавали дополнительный барьер для осколков и снижали поражающий эффект взрывов, поглощая их энергию. Подводная защита броненосных крейсеров начала ХХ века была совершенно неэффективной, что было вызвано значительным недооцениванием угрозы от торпедного и минного вооружения. Фактически, единственной формой подводной защиты были угольные бункеры ниже ватерлинии, которые могли частично уменьшить риск затопления от торпедных ударов.
Защита крейсера «Сент-Луис», включавшая броневой пояс, защищавший только машины и котлы, и броневую палубу (толщина над энергетической установкой – 51 мм, а в оконечностях и на скосах – до 76 мм), подвергается критике со стороны многих экспертов. Тем не менее, важно учитывать, что подобное бронирование было типичным для всех крейсеров на рубеже XIX–XX веков.
Толщина брони броненосных крейсеров начала ХХ века, мм:
Такое бронирование оказалось довольно действенным в борьбе с бронепалубными и малыми броненосными крейсерами, оснащёнными орудиями калибра 105–152 мм. К примеру, в битве у Фолклендских островов 8 декабря 1914 года, артиллеристы крейсера «Нюрнберг» сумели нанести тридцать восемь попаданий 105-мм снарядами в английский броненосный крейсер «Кент», что привело к гибели четырёх и ранению двенадцати человек. Однако, способность бронированного крейсера «Сент-Луис» выдерживать удары орудий свыше 152 мм, которыми были вооружены многие броненосные крейсеры, вызывает большие сомнения. Следует признать, что сражение с такими кораблями планировалось только при явном огневом превосходстве, что значительно сокращало время боя и уменьшало риск серьёзных повреждений. В общем, бронирование «Сент-Луиса» частично соответствовало требованиям, предъявляемым к крейсерам типа «Б».
Вооружение
На рубеже XIX–XX веков в мировой военной мысли существовали две концепции вооружения броненосных крейсеров. Одна теория, рассматривавшая броненосный крейсер как уменьшенную версию линкора, предлагала устанавливать на нем некоторое количество орудий главного калибра в отдельных или спаренных башнях на носу и корме, а также значительное количество орудий среднего калибра в казематах (как на батарейной палубе, так и в надстройках на главной палубе). Вторая теория, видевшая в броненосном крейсере увеличенный бронепалубный крейсер, предлагала заменить орудия главного калибра орудиями среднего калибра. Англичане были большими сторонниками отказа от крупнокалиберных орудий, и в период с 1899 по 1901 год они заложили серию из десяти броненосных крейсеров типа «Кент», которые оказали значительное влияние на разработку крейсера «Сент-Луис». Примечательно, что к моменту закладки американских крейсеров англичане значительно утратили интерес к отказу от артиллерии главного калибра: на крейсерах типа «Каунти», заложенных в 1902 году (эволюция типа «Кент»), вооружение из четырнадцати 152-мм орудий было решено заменить на четыре 190-мм (в носовой и кормовой башнях) и шесть 152-мм орудий (в казематах).
Вооружение броненосных крейсеров начала ХХ века:
Основной боевой мощью крейсера «Сент-Луис» были четырнадцать 152-мм орудий Mark 6 с 50-калиберными стволами (снаряд массой 45,4 кг, скорострельность – до 4 выстрелов за минуту. Скорострельность в 6 выстрелов в минуту, вероятно, относится к орудиям Mark 8, установленным на аналогичном крейсере «Милуоки»), максимальная дальность стрельбы – 13 720 метров при угле возвышения +15°). Противоминная артиллерия включала в себя восемнадцать 76-мм орудий (скорострельность – до 15 выстрелов в минуту), двенадцать 47-мм и восемь 37-мм орудий. В отличие от многих других современных ему крейсеров, «Сент-Луис» не был оснащен торпедными аппаратами.
Особенности применения артиллерийского вооружения броненосных крейсеров
Сторонники вооружения броненосных крейсеров только орудиями среднего калибра считали, что:
- Наличие орудий одного калибра позволит упростить корректировку, что сократит время с момента открытия огня до накрытия цели и повысит количество попаданий;
- Скорострельность 152-мм орудий будет значительно выше, чем орудий калибра 190–210 мм.
Оба этих предположения были опровергнуты на практике. Во-первых, корректировка огня 152-мм орудий, размещенных на палубе и в казематах, оказалась столь же сложной задачей, как и корректировка огня орудий различных калибров. Здесь будет уместно привести мнение авторитетного участника событий. Флагманский артиллерист крейсерской бригады российского Черноморского флота, старший лейтенант А. Г. Магнус, в своем рапорте от мая 1916 года писал, что «…одновременная стрельба залпами (централизованно) из башенных и палубных орудий невозможна» (из-за разной скорострельности, вызванной различиями в способах наводки и поправками при управлении огнем, обусловленными использованием разных типов прицелов – прим. автора). Также оказалось практически невозможно чередовать прицельные залпы башенных орудий с залпами палубных: башни требовали проверочных залпов, и для них был нужен отдельный корректировщик. Во-вторых, внедрение электрических приводов, механической подачи и других технических новшеств сделало скорострельность 152-мм и 190–210-мм орудий почти одинаковой. В условиях, когда количество попадающих в цель снарядов было сопоставимым, бесспорное преимущество получали корабли, вооруженные снарядами с большей разрушительной силой.
Стандартное применение артиллерийского вооружения броненосными крейсерами типа «Б», предназначенными для борьбы с бронепалубными крейсерами противника, было разделено на две последовательные фазы: фазу преследования и фазу уничтожения.
Фаза преследования
За время преследования крейсера противника, броненосный крейсер вел огонь из передних орудий, стремясь остановить или замедлить его движение. Эта стадия боя характеризовалась крайне низкой точностью попаданий (около 1%). В начале XX века корректировка огня осуществлялась по всплескам воды и требовала залпа не менее четырёх орудий, что исключало корректировку при стрельбе одного-двух орудий, делая попадание весьма случайным. Потенциальные возможности броненосных крейсеров начала ХХ века при стрельбе из передних орудий выглядели следующим образом (расчётное время боя – 60 минут):
Потенциальные возможности броненосных крейсеров начала ХХ века при ведении огня из носовых орудий:
При условиях, когда возможен был лишь единичный и почти случайный выстрел, решающими для исхода сражения становились значительно более высокая дальность стрельбы и разрушительная сила 190–210-мм снарядов (даже один такой снаряд мог разрушить машинное отделение). Ярким примером тому служит бой 14 апреля 1916 года между русскими и турецкими крейсерами. Во время семичасовой погони русский бронепалубный крейсер «Кагул», который около двух часов шёл почти с 22-узловой скоростью, а остальные 5 часов – с 20,6 до 21 узлов, не смог приблизиться к турецкому крейсеру «Гемедие» на расстояние, позволяющее вести огонь из орудий. В рапорте по итогам сражения командир «Кагула» капитан 1-го ранга С. С. Погуляев отметил, что «для успешного результата погони необходимо иметь на корабле хотя бы два 203-мм орудия».
Фаза уничтожения
Во время боя на уничтожение вражеские корабли обменивались бортовыми залпами. Благодаря возможности корректировки при таком ведении огня, число попаданий значительно увеличивалось и варьировалось в пределах 3–5%.
Потенциальные возможности броненосных крейсеров начала ХХ века при стрельбе бортовым огнём выглядели следующим образом (расчётное время боя – 10 минут, количество попаданий – 5% от общего числа выпущенных снарядов):
Потенциальные возможности броненосных крейсеров начала ХХ века при ведении бортового огня:
Масса бортового залпа броненосных крейсеров, вооружённых орудиями главного и среднего или только среднего калибров, была вполне сопоставимой. Однако «Сент-Луис» существенно уступал «современникам» по массе бортового залпа за счёт крайне неудачного расположения орудий среднего калибра:
- В отличие от «современников», использовавших в качестве носовых двухорудийные башенные артиллерийские установки, на крейсере «Сент-Луис» были смонтированы существенно уступавшие по защите и плотности огня индивидуальные открытые установки;
- Четыре пушки находились на верхней палубе. По опыту эксплуатации других подобных кораблей известно, что такие орудия нельзя было использовать при большом волнении из-за низкой точности стрельбы. Точных данных об использовании этих орудий на «Сент-Луисе» нет, но факт демонтажа двух кормовых 152-мм орудий не позднее 1908 года косвенно подтверждает их низкую эффективность;
- Восемь пушек находились на главной палубе. Наряду с высокой защищённостью эти орудия имели весьма узкий сектор обстрела, особенно по направлению к носу и корме крейсера.
Еще в 1905 году стало очевидно, что противоминная артиллерия, установленная на крейсере, совершенно не справляется со своей прямой задачей — борьбой с миноносцами противника. Несмотря на это, американцы не спешили с заменой вооружения, снимая четырнадцать из восемнадцати 76-мм орудий только накануне Первой мировой войны. Видимо, американские моряки не видели «Сент-Луис» в роли броненосного крейсера, так как, убрав два 152-мм и четырнадцать 76-мм орудий, не установили новое вооружение, а освободившиеся помещения приспособили для десанта (до 1740 человек с вооружением). Во время Первой мировой войны в рамках воздушной обороны крейсер был оснащен двумя 76-мм зенитными орудиями.
В общем, «Сент-Луис» имел ходовые и защитные характеристики, сопоставимые с другими кораблями своего времени, но его артиллерия была крайне слабой. Настолько слабой, что по вооружению он значительно отличался от других броненосных крейсеров и в ряде источников классифицировался как «бронепалубный» или «лёгкий гладкопалубный крейсер».
Боевая служба «Сент-Луиса»
В силу быстрого технического прогресса и ошибки с выбором вооружения крейсер «Сент-Луис» во многом устарел ещё до ввода в строй, что и предопределило его судьбу в составе Военно-морского флота США. За двадцать четыре года службы корабль использовался в семи ипостасях: около года – в качестве броненосного крейсера, десять лет находился в резерве и ремонтах, а в остальное время служил представительским, учебным и патрульным кораблём, стационером и даже бронированным транспортом. Служба «Сент-Луиса» началась с совершённого им в период с 15 мая по 31 августа 1907 года перехода Порт-Кастри – Сан-Диего, в ходе которого он посетил города Баия, Рио-де-Жанейро, Монтевидео, Пунта-Аренас, Вальпараисо, Кальяо и Акапулько. Весной и в июне 1908 года корабль патрулировал западное побережье США между Пьюджет-Саунд и Гонолулу, что являлось задачей скорее бронепалубных, чем броненосных крейсеров, а затем (с июля по октябрь того же года) – прибрежные воды Центральной Америки. Уже 15 ноября 1909 года он был впервые выведен в резерв (нахождение в резерве оказалось кратковременным, продлившись до 3 мая 1910 года), а после расконсервации 13 июля 1910 года покинул Пьюджет-Саунд и перешёл в Сан-Франциско для прохождения ремонта (окончен 7 октября 1911 года).
В течение следующих нескольких лет «Сент-Луис» служил в качестве учебного корабля, выполнял представительские функции и, наконец, был превращён в стационер (корабль, несущий гарнизонную службу в порту, – нечто среднее между плавучей батареей, пунктом управления и казармой). Эпизодически крейсер использовался для патрулирования западного побережья США и восточной части Тихого океана, включая район Перл-Харбора. 27 апреля 1914 года «Сент-Луис» был выведен из действующего состава флота и прибыл в Сан-Франциско, где выполнял функции представительского корабля. Следующее возвращение крейсера в действующий состав флота 10 июля 1916 года было связано с появившимися планами вступления США в Первую мировую войну. Хотя службой в составе действующего флота использование «Сент-Луиса» можно назвать лишь условно. С 29 июля 1916 года крейсер, прибывший в Перл-Харбор, сочетал в себе функции стационера и тендера (плавучего склада) для подводных лодок 3-й флотилии подводных лодок Тихоокеанского флота. Интересно, что при штатной численности экипажа в 673 человека в мирное время и 767 человек – в военное время на борту корабля находилось всего 306 офицеров и матросов (то есть, менее 50% от штатной численности экипажа мирного времени).
После вступления США в Первую мировую войну 6 апреля 1917 года «Сент-Луис» был возвращён в состав флота Атлантического океана, где служил в качестве транспорта и сопровождал к берегам Европы конвои с войсками. 20 апреля численность его экипажа была доведена до 823 человек за счёт 517 военно-морских волонтёров (резервистов) и курсантов, что ещё раз подчеркивает отношение командования к боевым возможностям этого корабля. Всего «Сент-Луис» совершил шесть переходов через океан (причём уже после первого он был вынужден стать на ремонт), охраняя конвои и доставляя войска из Нью-Йорка в порты Великобритании и Франции. В среднем, крейсер имел на борту шесть рот пехоты (около 1500 человек). Можно представить, насколько большими стали бы потери среди пассажиров, случись крейсеру вступить в бой с противником.
После окончания войны в период с 17 декабря 1918 года по 17 июля 1919 года корабль совершил ещё семь рейсов, перевозя американских солдат из Бреста (Франция) в Хобокен (штат Нью-Джерси, США). Всего было перевезено 8437 военнослужащих.
29 июля 1920 года крейсер «Сент-Луис» и шесть эсминцев были включены в состав Европейской эскадры США, направляемой в турецкий Стамбул для защиты американских граждан, а 13–16 ноября того же года корабль совершил переход из Константинополя в Крым и обратно, доставив в Турцию беженцев из России.
После годичного пребывания в составе эскадры 11 ноября 1921 года крейсер вернулся в Филадельфию, где был выведен из эксплуатации, прошёл консервационный ремонт и 3 марта 1922 года попал в резерв. 20 марта 1930 года его окончательно исключили из списков кораблей ВМС США, а 13 августа – продали на слом в соответствии с положениями Лондонского соглашения по ограничению и сокращению морских вооружений.
Возвращаясь к вопросу, заданному в начале статьи, следует признать, что в действительности крейсер «Сент-Луис» не являлся «идеальной боевой платформой» из-за ошибочного отказа от орудий главного калибра и ошибок в размещении орудий среднего калибра. Однако нельзя полностью согласиться и с оценкой Ю. Ю. Ненахова о полной его непригодности в качестве броненосного крейсера – корабль был, скорее, «частично пригоден». «Сент-Луис», планировавшийся как корабль с «вооружением и бронированием броненосца и скоростью бронепалубного крейсера», безнадежно устарел ещё на стапеле, превратившись скорее в бронепалубный крейсер со скоростью броненосца. Любая попытка использовать «Сент-Луис» в качестве классического броненосного крейсера, сулившая встречу с броненосцем или крупным бронепалубным крейсером противника, могла оказаться для него фатальной. Однако его вполне можно было использовать для защиты конвоев от малых бронепалубных крейсеров противника или на удаленных морских театрах вроде Чёрного моря, где отсутствовали вражеские корабли с крупнокалиберной артиллерией.
Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте
Телеграмм канал Альтернативная История
Читайте также:
Источник: https://alternathistory.ru/andrej-maleev-sem-ipostasej-svyatogo-lyudovika/
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉