ГЛАВА СТО СЕМНАДЦАТАЯ
Только бы успеть! Всю дорогу в голове Баязета звучала одна и та же фраза, а сердце трепыхалось так, что казалось вот-вот выпрыгнет из груди. Принц, словно угорелый мчался впереди отряда.
-Шехзаде! Шехзаде! -его нагнал Атманжа. Мужчина тяжело дышал.
-Подожди, шехзаде! Вдруг там засада?
Баязет с натугой натянул поводья. Они притормозил коня и вгляделся вдаль. Очертания военного лагеря показались ему туманными и зловещими.
-Я вижу Рустема-пашу! -указал рукой Атманжа. Баязет различил силуэт великого визиря. А с ним рядом человек десять янычар.
-Шехзаде! Шехзаде! -донеслось до принца. Баязет снова тронул коня.
-Рустем-паша! -он на ходу спрыгнул и побежал к мужчине, который двинулся навстречу.
-Султан... -задыхаясь прохрипел принц. -Мустафа....
-Шехзаде! -Рустем схватил принца за плечи. -Не беспокойтесь. Мустафа пойман и взят под стражу!
-О... Охххх! -выдохнул Баязет, стараясь унять бешенный стук сердца. -С повелителем всё хорошо? Он жив?
-Да! Всё хорошо! -кивнул Рустем. Баязет отступил на два шага и внимательно посмотрел на великого визиря. Мысли роем кружились в его голове. Скачущие кони с воинами не давали сосредоточиться, но всё же мужчина сумел сконцентрироваться.
-Рустем! Где он? Это точно Мустафа?
-Конечно! -заверил визирь. -Он попал в собственную ловушку. ...
-Мне надо срочно удостовериться! -Баязет не дослушал и ринулся почти бегом в шатёр, предназначенный для пленников. Принц влетел внутрь. Стражи расступились, и он увидел связанного Мустафу на коленях. Баязет рывком поднял его голову. Старший брат со злобой и ненавистью взирал на него. Он точно также одет, как и тот двойник. А может этот Мустафа тоже не Мустафа?
-Рано радуешься, болван! -проскрипел пленник, и у Баязета почти рассеялись сомнения. Голос принадлежал самозванцу. Но червячок недоверия всё равно точил изнутри.
-Ты решил провести меня? Вместо себя послал двойника? -процедил Баязет и с остервенением рванул на груди брата кафтан.
-Ага! -победно и с облегчением воскликнул принц, увидев под правой ключицей мужчины старый шрам в форме латинской буквы Z. Когда-то ещё в детстве Баязет был свидетелем этой раны, которую получил Мустафа, упав с лошади.
-Давай! Ликуй! -закричал Мустафа прямо в лицо младшему брату. -Мои люди всё равно меня освободят! А папаша наш всё равно сдохнет!
Баязет с отвращением и неким оцепенением взирал на, трепыхающегося мужчину.
-А ведь я любил тебя, Мустафа. -пробормотал он с великим сожалением и непередаваемой болью.
-Не ври самому себе, братец! -Мустафа рассмеялся. -Каждый принц хочет стать султаном! И ты не исключение!
Баязет обречённо покачал головой и вышел из шатра. В его ушах звенел гадкий смех человека, который подписал сам себе приговор.
Позже четвёртый сын султана и великий визирь сидели в другом шатре и вели беседу.
-Рустем-паша! -сказал Баязет. -Мне ещё многому надо у тебя учиться. Как ты догадался, что Мустафа приготовил ловушку?
Рустем слегка улыбнулся.
-Шехзаде! Признаться я сразу заподозрил подвох, но не стал торопить время. Мы с вами обговорили стратегию действий. Как и положено вы рано утром с первым отрядом поехали в Окмейданы, а остальное войско должно было подтянуться позже.
-Да! -кивнул Баязет. -Мы так условились.
-Но я решил последний отряд оставить в засаде. -сказал великий визирь.
-И это спасло повелителя! -радостно воскликнул Баязет. -Мустафа всё продумал. Пока его двойник дрался на поединке со мной , то он решил подло убить султана.
Баязет уже ожесточённо хлопнул себя по колену:
-Но не тут то было! Ох, Рустем, ты поступил предусмотрительно и мудро. Слава Аллаху отец жив!
-Иншалла! -кивнул Рустем. -Мустафа и его сподвижники просчитались. И мне очень интересно кто за этим стоит?
-Кто бы не был их всех ожидает смерть. -мрачно произнёс Баязет.
-Шехзаде! -сказал великий визирь. -Сейчас важно перевезти повелителя в Топкапы и объявить, что только он истинный султан Османского государства. Я не знаю жив ли шехзаде Селим? Если нет, то это придётся делать вам.
-Мне кажется Селима где-то спрятали. -задумчиво проговорил Баязет. -А ещё я думаю, что войско Мустафы просто так не сдастся.
-Не исключено. -проговорил Рустем. -Но я уверен, что половина уже разбежалась. Это обычное дело. Мустафа сильно льстит себе, если думает, что его бросятся спасать. Хотя, конечно, надо быть начеку. С помощью Аллаха всё встанет на круги своя.
-Я жалею, что сделал промашку. -удрученно вздохнул Баязет.
-Ну, шехзаде! -Рустем весело подмигнул. -Знать бы где упасть... Все ошибаются. Да, и не ошибка это была. Мустафа учинил провокацию, но сам попался.
-Это понятно. -ответил принц. -Но я поздно сообразил. Надо было этого двойника прикончить, а ещё лучше вместе с Мустафой бросить к ногам повелителя. А сейчас этот мерзавец скорее всего спрятался. Если бы ты видел его, Рустем! Он вылитый Мустафа! Только по голосу я понял, что это не он. Неужели такое бывает?
-Бывают похожие люди. -отозвался Рустем. -А вот встреча двух двойников редко бывает случайной. Это несомненно чей-то план. Происки врагов. Не думаю, что сам Мустафа до такого додумался.
**********************
Сулейман открыл глаза и заморгал от не яркого света. И тут же услышал знакомый, ласковый голос. Этот голос он ни с каким другим не перепутает.
-Сулейман! Султан моего сердца! -нежная рука потянулась к его лицу.
-Хюррем! -хрипло выдавил мужчина, перехватывая руку возлюбленной. -Мне снился очень странный сон. Будто я уже не султан, а на троне сидит Мустафа.
-Ах, дорогой! -Хюррем поцеловала руку мужа, смахивая слезы.
-Подожди! -падишах приподнял голову и огляделся. -Это что? Это был не сон?
В следующую секунду в сознании мужчины начали всплывать картинки, сменяя одна другую.
Через две недели султан Сулейман чувствовал себя почти здоровым и бодрым и вдвойне решительно настроенным вершить дальнейшую судьбу своего старшего сына, который ждал своей участи в темнице Топкапы. Горечь и негодование, а больше всего непреодолимая печаль поселились в сердце повелителя. Султан вызвал к себе великого визиря и наедине несколько часов вёл тайную беседу. После этого Сулейман приказал слуге, чтобы тот сообщил двум его сыновьям Селиму и Баязету быть с утра незамедлительно в зале совета.
-Дорогой! -сказала Хюррем, находясь в покоях супруга за ужином. -Что ты хочешь сообщить Селиму и Баязету? Ты хочешь назначить нового наследника?
Сулейман с отсутствующим видом жевал пищу, которая ему казалась пресной.
-Я поговорю с ними о другом. -ответил султан. -Хочу удостовериться, что они мне так же верны, как и раньше. А заодно указать на их ошибки.
-Сулейман! -хасеки погладила мужа по руке. Она хорошо понимала, что теперь он будет сомневаться во всём. -Селим и Баязет любят тебя и верны до последнего. Селим пережил тяжёлое заключение , а Баязет изо всех сил старался вернуть твой трон. Ты же знаешь!
-Да. Мне всё рассказали. -кивнул Сулейман.
-А я верила и верю только в одно:Ты великий падишах государства и только ты в моём сердце! -проговорила Хюррем с мягкой улыбкой.
-Хюррем! Моя несравненная госпожа! -Сулейман коснулся щеки супруги. -Только тебе я могу доверять, как никому другому.
Он смотрел с любовью на свою хасеки, но Хюррем видела в синих глазах мучительную боль.
-Сулейман! Я и наши дети до последнего вздоха с тобой.
Султан вздохнул и прижал к себе возлюбленную.
************************
На следующее утро два брата ожидали аудиенции повелителя. Оба немного нервничали. Султан пришёл точно в назначенное время и первым вошёл в зал заседаний. Он подошёл к трону , несколько секунд постоял, затем опустился и чётко произнёс:
-Шехзаде! Войдите!
Селим и Баязет прошли на середину и остановились, склонив головы.
-Хорошо! -кивнул падишах. Он указал на два стула. -Садитесь!
Братья повиновались.
Сулейман выжидающе посмотрел на сыновей.
-Итак! Я позвал вас, чтобы вам сказать, я и доволен вами обоими, и нет.
Братья переглянулись, но недовольства не выссказали.
-Начнём с тебя, Селим! -обратился султан к рыжеволосому сыну. -Ты мой наследник, и я просто в недоумении, как ты мог попасться на удочку врагов? И в результате оказаться в темнице?
-Повелитель! -произнёс Селим. -Я и сам не могу себе этого простить. Я виноват. Мустафа что-то добавил в еду. И я отключился.
Баязет в душе все-таки сомневался. Мустафа напоил брата или добавил снотворное? Так или иначе об этом теперь не узнать. Но как бы там не было, он не собираося делиться своими соображениями. Селим поплатился за свою ошибку, тем более Баязет радовался, что отец пошёл на поправку. Вот только он опять холоден. Очень холоден.
-Не называйте мне имя предателя! -Сулейман сдвинул брови. -Забегу вперёд. Завтра состоится казнь изменника! Прилюдно! И вы естественно будете присутствовать. Пусть все знают, что ожидает того, кто посмел пойти против меня! -султан пристально вгляделся в глаза сыновей, медленно переводя взгляд с одного на другого. И оба без слов поняли совершенно непрозрачный намёк.
-Так вот продолжим! -Сулейман откинулся на спинку и немного расслабился.
-Селим! Ты повел себя глупо и неосторожно. Наследник должен думать далеко наперёд. Разве у тебя не возникли подозрения, когда приехал подлый изменник именно в Топкапы? Он должен был направиться в поход, а не в Стамбул!
-Да, повелитель! -удрученно кивнул Селим. -Я совершенно не сообразил. Простите меня.
-В итоге ты оказался в темнице. Какая оплошность! -качнул головой султан. -Ты вроде никогда дураком не был. А если бы тебя убили?
-Простите, повелитель! -снова прошептал Селим.
-Благодари Всевышнего, что всё обошлось. -сказал султан. -И впредь думай! Тысячу раз думай!
Несколько минут стояла тишина.
-Но то что ты принял все меры, чтобы эпидемия оспы не распростанилась за пределы столицы за это я тебя хвалю. Слава Аллаху болезнь отступила! -смягчился падишах. Он воззрился на другого сына.
-А теперь ты, Баязет!
Четвёртый сын султана подался вперёд и хотел было встать, но султан знаком усадил его обратно.
-Твои заслуги в Тунисе и здесь в Стамбуле, пока я был болен меня впечатлили. Ты достойно со всем справился, но не безупречно. Тебе надо работать над своими упущениями.
-Повелитель! -Баязет все-таки встал. -Никто же не мог предположить таких событий.
-Не мог. -согласился падишах. -Но ты как всегда бежал вперёд своих мыслей. Во-первых, зачем ты в Тунисе убил Барбароссу?
-Он напал на меня! -воскликнул Баязет, вспыхнув, но тут же постарался успокоиться.
-Его можно было взять под стражу и привезти сюда. -сказал Сулейман. -А тут бы решили, что с ним делать. И я не могу понять зачем он напал на тебя?
-Этого мы уже не узнаем, повелитель. -уже спокойнее произнёс принц. -Но я уверен, что он был связан с предателем.
-Хм! -падишах почесал бороду. -Действительно, теперь ничего не узнать. Но ты нажил себе врагов, предупреждаю тебя. Сыновья Барбаррсы подали на тебя жалобу. Якуб утверждает, что ты на него напал в лесу. Это так?
-Нет, не так. -Баязет подавил в себе саркастический смех. -Я ехал искать вас и меньше всего мне хотелось на кого-либо нападать ,ибо все мои мысли были только о вас. Найти вас во что бы то ни стало, повелитель.
Султан склонил голову на бок и некоторое время раздумывал.
-Хорошо. Об этом не к спеху. -сказал он. -Но ты тоже, как и Селим купился и чуть не угодил в ловушку. Разве можно верить предателю? И разве способен изменник на честный поединок? Как ты думаешь?
-Признаю, повелитель! Я не подумал. -произнёс Баязет, опустив голову.
-Если бы не Рустем-паша, то мы бы сейчас не вели беседу. -заметил султан с явным укором. -И потом, ты разве забыл, что если вышел на поединок, то действуй до конца. Почему ты не убил двойника?
-Потому что я был... Я сильно удивился ,и я испугался за вас, повелитель! -проговорил принц с натугой.
Снова наступила тишина. Баязет окончательно убедился, что лёд в сердце отца вряд ли расстопится.
-Ладно! -падишах резко встал, и оба шехзаде поспешно подскочили.
-Вы моя сыновья! И я по прежнему, как повелитель и как отец надеюсь, что вы никогда не предадите меня и нашу династию!
-Никогда, повелитель! -хором выдохнули братья. Сулейман еле заметно кивнул и протянул руку. Сыновья по очереди подошли и припали к венценосной ладони.
*************************
Дильсизы шли по полутемному, мрачному коридору. Они остановились около железной двери, и один из палачей, кивнул стражнику. Дверь отворилась.
Заключённый не успел опомниться, как его схватили и потащили по коридору.
-Куда? Куда вы меня ведёте? -закричал Мустафа, и тут же вспомнил, что палачи, как правило глухонемые.
Яркий свет ударил мятежнику в глаза. На какое-то мгновение он почувствовал, что ослеп. Только ощутил, как его толкнули, и он упал.
-Ты, негодный изменник, возомнил себя великим падишахом? -раздался голос с небес. Голос, который он слышал с детства. Мустафа с трудом поднялся. Глаза его различили силуэт.
Султан Сулейман восседал на троне с надменным, грозным видом. Четверо стражей замерли, словно истуканы.
-Так ты захотел занять моё место? -снова пробасил падишах. В ледяной синеве засверкали молнии. Он еле заметно кивнул. Палачи подхватили самозванца под руки.
-Нет! -завопил Мустафа, не совсем осознавая, что пришёл его конец. Он сквозь пелену видел своих братьев, пашей и беев и ещё множество людей, и ему казалось, что все они смеются над ним.
-Где? Где моё войско? -заверещал самозванец. -Вы давали мне клятву верности!
-Твоё войско такое же гнилое, как и ты! Жалкий предатель! -донёсся до пленника голос.
Мустафа ощутил на своей шее тугую удавку.
Мужчина попытался вырваться, но гнетущая и поистине стальная сила потянула его на самое дно чёрной, зловещей ямы. Словно страшное, тягучее, холодное болото засасывало его глубже и глубже. Мустафа захрипел и забился в предсмертных конвульсиях. Последнее что он слышал:
-Собаке собачья смерть!
И он полетел в бездну.....
Сулейман медленно шел по коридору. Его ноги казалось опутали тяжёлые, железные оковы. В голове звучал колокол набата. О, Аллах! Аллах! У меня нет сил.
Скрип дверей заставил мужчину на мгновение вздрогнуть и прийти в себя. Он по инерции вошёл в покои.
-Сулейман! -Хюррем протянула руки и коснулась груди мужа.
-Хюррем! Что-то мне нехорошо! -жалобно прошептал падишах и стал оседать на пол.
-Лекаря! Скорее лекаря!